Статья. Из опыта работы. Игра как средство активизации и интенсификации учебного процесса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра как средство активизации и интенсификации учебного процесса



Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ «Перво-Эртильской СОШ» Евтюхиной Галины Николаевны.

…Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский.


Стержень современной образовательной системы - развивающая, культуро-творческая доминанта, воспитание ответственной личности, ориентированной на самообразование и саморазвитие, умеющей использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, критически мыслить, отрабатывать разнообразную информацию, стремящейся изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Воспитание высокообразованных, творческих, деятельных граждан, которые ощущали бы себя частью взаимозависимого, динамического мира, несли бы ответственность за его судьбу - главная задача учебно-воспитательных учреждений, а, значит, и главная цель работы нас, учителей. Ибо творческая личность - будущий интеллектуальный и культурный потенциал общества, наивысшая его ценность.

Конечно, никто не спорит, что воспитание личности, способной не только к репродуктивной деятельности, но и к созданию оригинального творческого продукта - это долгий и сложный процесс.

Словари русского языка под редакцией СИ. Ожегова и А.П. Евгеньевой дают такое определение понятия «творчество»: «Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных и материальных ценностей. То, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворенного кем-либо», а «Творческий - самостоятельно созидающий что-нибудь новое, оригинальное; созидательный».

Сегодня уже никого не надо убеждать в значимости организации творческой деятельности школьников (как на уроке, так и вне его) для их развития. Ведь формирование личности, способной выполнять профессионально-созидательные функции, принимать нетрадиционные решения - один из главных путей как экономического и социального, так и духовного и культурного возрождения России.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» - универсальное средство развития творческого потенциала школьников, так как «... в языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой

силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, бури и грозы ...».

Предлагаемые мной материалы представляют задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся.

При изучении темы «Имя существительное» ребята разгадывают задачи-шутки.

Задача-шутка.

Превратить реку в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву. Решение:

река - рука - лука - луза - лоза - поза - пора - гора - горе - море. Изобрел игру «цепочка слов» математик и писатель Льюис Кэрролл, который очень любил играть в слова и буквы.

Задача-шутка.

Меняя по одной букве, превратите нижнее слово в верхнее. Соотнесите слова, установив разницу в их звучании и написании.

П

Л

О

Д

П

Л

О

Т

П

Л

У

Т

П

Р

У

Т

П

Р

У

Д

Т

Р

У

Д

Л

У

Н

А

Л

У

З

А

Л

О

З

А

П

О

З

А

П

О

Р

А

П

О

Р

Т

П

О

Э

Т

В современной школе используются игровые приемы, ролевые и деловые игры, мозговая атака, игровой тренинг, игровые импровизации как средства активизации и интенсификации учебного процесса.

Обращение учителей к игровым формам и методам не случайно. Игра по­зволяет человеку развивать способность самоопределиться в жизненном ми­ре, включаться в существующие учебные и творить новые виды деятель­ности и формы общения с другими людьми.

Учебная самостоятельность и умение учиться, субъектность ученика мо­гут быть реализованы эффективно через игры и игровые приемы, введенные в учебную деятельность. Умение учиться, а также желание или нежелание учиться связаны с рефлексией - самоанализом и самопознанием, способом построения отношений человека к собственной жизнедеятельности, - с само­стоятельностью, инициативностью, субъективностью. И рефлексия, и само­стоятельность, и инициативность формируются в игровой деятельности, в которой воздействие и влияние учителя на детей косвенно, ограничено, по крайней мере не так заметно для них.

Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, тем более для детей, потому что она реализует духовную потребность, при­родный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на вос­приятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре лич­ность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, са­мореализации. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности.

Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха. Нет нужды повторять много раз объяснение одного и того же материала.

Игра - одно из эффективных средств вовлечения детей в творческую дея­тельность, способ мотивации их активности. Педагогика, включающая игру, освобождает ученика от напряжения, стимулирует и развивает личность. Иг­ра направлена на комплексное развитие личности: одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ее сторон.

Какие еще факторы делают игровое обучение эффективным?

Игра обладает свойством двуплановости, то есть наличием двух планов: реального и игрового (условного). Входя в роль, ученик обогащает, углубляет свою собствен­ную личность, развивает воображение, мышление, волю.

Взаимоотношения и взаимодействия в игре управляемы как в системе "ученик-ученик", так и в системе "учитель-учащиеся". Учитель чаще импровизирует, исходя из общих принципов обучения, управляет общением.

Занятие носит творческий характер. В игре возможны высшие достиже­ния ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью (Эльконин Д.Б.).

Управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог программирует определенные чувства детей. Опыт переживания по­ложительных чувств очень важен для ребенка: он переносится и на неигро­вую деятельность.

Концептуальной основой игровых технологий является психологическая теория деятельности. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. В дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин). В остальные возрастные периоды ее роль не преуменьшается для человека, только меняется ее содержание, и с возрастом игра приобретает свои особенности.

Играя, человек совершает действия лишь мотивированные, а не по при­нуждению, значит, цели значимы для личности по собственному внутренне­му содержанию. Введенные в игру учебные знания усваиваются прочно и надежно.

Педагогическая игра имеет в своем основании четко поставленную цель обучения, связанную с соответствующим ей педагогическим результатом, которые в игровой ситуации для учащихся характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, про­исходит обычно по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее содержания, средства;

- дидактическая задача переводится в игровую благодаря введению элемента состязательности;

- успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.

В среднем и старшем возрасте чаще используются деловые игры для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, фор­мирования общеучебных умений, развития творческих способностей. При­меняются различные модификации деловых игр (Селевко Г.К.): имитацион­ные, операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама.

А это задание будит воображение, заставляет выстраивать логические цепочки, включает читательские и зрительские ассоциации, развивает речь.

Задание. Придумайте для своих одноклассников интересное задание: представьте двух литературных героев в виде предметов, опишите, какими они будут, превратившись в предмет. По вашему описанию ребята должны догадаться, кто этот герой. Выделите слова с изученными орфограммами.

Образец выполнения задания.

а) Если бы этот сказочный герой превратился в стул, это был бы маленький, приземистый стул со старинными ножками, с
веселенькой обивкой, с пружинным сиденьем.

А если бы он стал яблоком, это было бы румяное яблочко, наливное, небольшое, но крепенькое. Если бы от него откусить, то оно издаст хруст, похожий на песенку. Кто это? (Винни-Пух).

б) Если бы этот герой был книгой, то это была бы драгоценная книга в
роскошном переплете с застежками из драгоценных металлов. Но
люди, читающие ее, становились бы равнодушными, злыми,холодными. А если бы он превратился в вазу, то это была бы изысканная хрустальная ваза, грани которой переливались бы белым прозрачным блеском, она украшала длинный пустой стол, но в ней никогда не стоял бы живой цветок огненного цвета. Кто этот герой? (Снежная Королева) Ученица 8 класса Ивина Ирина.

При изучении повелительного наклонения глагола очень уместно выполнение такого упражнения.

Задание. Прочтите правила жизни, которые записал Л.Н. Толстой в свой дневник. Запишите свои правила, которым бы вы хотели следовать.

-Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать, и исполняй назначенное.

-Все физические неприятности переноси стойко.

-Выбирай в других людях всегда хорошую сторону, а не плохую.

Ученик 6 класса Панкин Игорь предложил такие правила:

-Постарайся быть верным своему слову.

-Всегда следуй правилу: говорить только правду.

-Придумывай себе как можно больше занятий.

-Ищи в других людях бескорыстную, хорошую сторону, а не плохую.

-Будь полезен своей земле.

Конечно, подобные упражнения полезны не только при изучении грамматических тем, но и для работы с коллективом учащихся на классных часах.

Заданий, будящих Человека в человеке можно назвать много. Мне близки сочинения-миниатюры, часто - сочинения-олицетворения.

Например, такие.

Придумайте рассказ от лица одинокого Листика о его грустных мыслях. (Подчеркните одной чертой гласные буквы, обозначающие два звука).

Рассказ одинокого Листика о грустных мыслях (ученица 7 класса Изотова Марина)

Я проснулся раньше всех от грустных мыслей. Почему мне так одиноко? Почему меня никто не понимает? Почему все ко мне такие безразличные? Ведь мне, как и другим, хочется тепла, уюта. Но его у меня нет. Иногда хочется оторваться от ветки и лететь неведомо куда. У кого попросить помощи? Кто даст ответы на все мои вопросы? Ответ: никто. А может, причина во мне? Что сделал я для других? Кого пожалел? Кому доброе слово сказал? Никому. А как хочется иметь рядом настоящего друга. Но надо верить: придет новый день, и грустные мысли улетят от меня далеко-далеко.

Создавая собственные работы по аналогии, ребята учатся нестандартно мыслить, творить. Услышав на уроке стихотворение английского поэта Саути «Как падали воды в Ладоре?» и получив задание: написать стихотворение по аналогии, определить роль деепричастий в поэтическом отрывке, - ученица 7 класса Рыжих Наталья написала стихотворение на тему «Кружение снежинок».

Как падали воды в Ладоре?


Кипя,

Шипя,

Ворча,

Журча,

Струясь,

Кружась,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Вперед и вперед убегая

В свободолюбивом задоре,

Так падали бурные воды

В сверкающем бурном Ладоре.

Кружение снежинок.

Кружась

И мечтая,

Любя

И страдая,

Танцуя,

Блистая,

К глазам припадая,

Носились снежинки.

Будит творческую мысль и создание лингвистических сказок (с грамматическим заданием).

Пример. Напишите лингвистическую сказку, используя деепричастные обороты.

Сказка «Жили-были», (ученица 7 класса Наумова Галина). В очень умной и веселой стране Морфологии жил Глагол. Никогда не сидел без дела: читал, писал, строгал, помогал друзьям, веселил, подбадривал. Его любили все части речи, особенно Существительное, Числительное, Местоимение, Наречие. Они любили беседовать обо всем на свете, думали о будущем.

У Глагола было две дочери: Причастие и Деепричастие. Первая, совсем как отец, вечно была занята. Прочитанная книга уже лежит на полке, а она, раскрасневшаяся, ищет другую.

Деепричастие же робко оглядывалось на отца, боялось сделать самостоятельный шаг. Глагол, улыбаясь, рассказывал сказку. Усевшись за стол, расспрашивал о новостях. Вечером, уходя спать, желал всем спокойной ночи.

Скоро все привыкли к тому, что Деепричастие - особенная дочь, она не могла жить без отца. А Глагол больше всех на свете любил свою беззащитную дочь. Тут и сказке конец.

Один из любимых ребятами и интересных видов работы - вначале разгадывание ребусов и кроссвордов, а затем самостоятельное создание загадок и ребусов, кроссвордов и чайнвордов.

Что это? Не цветы, а вянут.

Не ладоши, а ими хлопают

Если чего-то не понимают.

Не бельё, а их развешивают Чрезмерно доверчивые люди. (Уши).

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь

Не в свое дело. (Нос)

При изучении темы «Предлог» интересно работать с шарадами. Напоминаю, что в шараде требуется отгадать определенное слово. Слово, зашифрованное в шараде, разгадывается по частям. Сначала отгадывается первая часть, затем - вторая и наконец - все слово. Например:

Три буквы облаками реют, Две видны на лице мужском. А целое порой белеет «В тумане моря голубом». Определяем первую часть слова - это слово пар. Вторая часть - слово ус. Целое слово - парус.

Особенность шарад, которые будут разгадываться, в том, что одной из частей слов-ответов будет предлог. Предлоги, которые вам помогут решить шарады, запишите в тетрадь.

Две ноты и предлог

Построить я на даче смог.

(ДО-МИ-К)

Дремлют два предлога

Около порога,

Потому что тишь,

Не пикнет даже мышь. (К-ОТ)

Слог первый - предлог,

Второй - порок,

А целое - на севере бывает

И жителей тех мест и одевает, и питает.

(О-ЛЕНЬ)

Изучая художественное произведение, нужно помнить, что оно не просто пересказ какой-то жизненной истории, а новая реальность, мир, созданный воображением художника-гения.

Цель изучения литературы - сформировать полноценного читателя, способного отбирать, читать и понимать книги, воспринимать процесс чтения как этап собственного творчества и духовного развития. В процессе чтения читатель познает себя. Чтобы создать условия для самопознания, учитель должен быть координатором, соучастником познания и проникновения ученика в глубины текста.

Глубоко убеждена, что предназначение литературы - развивать человека эстетически, обогащать его духовную сферу, расширять мировоззренческие ориентиры, стимулировать к самопознанию, пониманию личной самоценности. Ученик вместе с учителем активный интерпретатор текста. Иными словами, в работе над произведением я стараюсь, не допуская искажения авторского замысла, на первое место выдвигать круг проблем и вопросов, которые более

всего волнуют ребят. И такой подход вызывает острый, живой интерес у ребят среднего и старшего школьного возраста. Одним из источников получения знаний являются игры.

Игра воспитывает уверенность в собственные силы, активное отношение к окружающему, желание быть творцом. В процессе игры рождается способность нестандартно мыслить, отбирать оптимальный вариант среди нескольких возможных - и, как следствие, получать новые знания при помощи уже имеющегося интеллектуального багажа. Лучше всего это видно на примере развивающих интеллектуальных игр («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Интеллект-очко» и другие).

При изучении УНТ интересны такие приемы как:

  • опережающая викторина;

  • игра-перевоплощение;

  • рассказ от лица героя;

  • инсценизация отрывка;

  • составление загадок, ребусов, кроссвордов. При изучении басен использую:

  • чтение в лицах (с предварительным заданием: создай портрет героя и представь всем);

  • инсценирование басен;

  • составление викторин, кроссвордов, ребусов.

Как итог творческой работы по теме - уроки-концерты, уроки в форме развивающей интеллектуальной игры.

Изучая стихотворения, рассказы и повести, мы с ребятами создаем викторины и тестовые задания, кроссворды и ребусы, которые помогают перейти от детали - к общему, от знания содержания текста - к умению делать выводы.! Нередко провожу итоговые занятия по теме и уроки внеклассного чтения в форме развивающих интеллектуальных игр.

Замечали ли вы, с какой охотой соревнуются дети в отгадывании загадок? Как светятся их глаза, когда спрятанный в голове маленький «персональный

компьютер» выдает правильный ответ! Дороже всего именно эта «хитрая» отгадка: не та, которую знал, а о которой догадался!

Хрестоматийной стала фраза Б. Бурды: «Знаток не обязан знать все». Интереснее отгадать правильный ответ, выстроив какую-то логическую цепочку. Поэтому я никогда не требую невозможного, ведь так можно отбить у ребенка желание проверять и совершенствовать свои знания и умения.

Начинаем мы всегда с простых викторин, кроссвордов, тестов, над которыми работаем и индивидуально, и коллективно. Вначале задания предлагаю я, затем ребята создают собственные варианты викторин, тестов, кроссвордов и т.п.

Очень действенным игровым методом является инсценизация, где реализуются умения перевоплощаться. Чтобы правильно интерпретировать текст, его нужно понять, полюбить, прочувствовать. Наиболее популярные инсценировки - это представление басен, отдельных отрывков произведений. Часто достаточно для инсценировки использовать красочный диалог. А можно, как итог изучения, поставить собственную пьесу. Я предлагаю учебную инсценировку пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». И хотя в её основу положен гоголевский текст, подлинное содержание инсценировки составляют приемы по осмыслению и целостному восприятию образной системы комедии. Здесь не просто персонажи, а персонажи-характеристики (и самохарактеристики). В результате предстает коллективный портрет чиновничества - глупого, продажного, лжепатриотического. Становится прозрачной и ясной позиция Гоголя, его понимание общественного назначения сатиры. Такая направленность урока способствует развитию эмоционально-эстетической зрелости учащихся.

Практика свидетельствует: сочетание учебной работы, которая осуществляет формирование разнообразных форм мышления (логического, образного, ассоциативного и т.д.), с постоянным увеличением объема прочитанного способствует воспитанию внимательного, пытливого, чуткого читателя, человека, для которого чтение является жизненной необходимостью.




© 2010-2022