Конспект урока по поэме-сказке А. С. Пушкина Руслан и Людмила

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авдеева Лидия Вячеславовна

Литература

5б класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-поисковая лаборатория.

Тема урока: «Сказочное и реальное в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». (Песнь первая)

Цель урока: формирование УУД через умение находить сходство и различия поэмы Пушкина с русской волшебной сказкой.

Задачи урока.

Образовательные: Знать сюжет и героев поэмы, поэтические средства художественной выразительности, обучать элементам анализа текста.

Развивающие: развивать навыки по поиску информации, формировать читательский интерес, расширять словарный запас, развивать творческие способности.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, интерес к предмету;

Воспитывать стремление к добру и непримиримость к злу.

Формы организации образовательного пространства на уроке: работа в малых группах, фронтальная работа.

Риски: психологический дискомфорт из-за присутствия на уроке незнакомых людей.

Средства обучения, в том числе ЭОР: тексты поэмы, ЭОР (мультимедийная презентация), Толковые словари, печатные листы с заданиями для малых групп.

Ход урока

I.Организационный момент.

Регулятивные УУД: организация своего рабочего места.

II.Погружение» в тему.

Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности, Регулятивные УУД определение целей и задач обучения.

Вступительное слово учителя. Фронтальная работа.

-Ребята, когда я была в таком возрасте, как вы, я очень любила слушать вот эту песню (Звучит песня «Приходите в гости к нам» Слова: Юлий Ким Музыка: Владимир Дашкевич).

- О чём эта песня? Как вы это определили? (О сказке)

- Мы с вами будем говорить о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». А что такое поэма? В чём её особенность как жанра? (Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

- А почему, когда мы с вами будем вести разговор о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», я предложила вам послушать песню о сказке»? (В поэме много сказочного, волшебного)

-Вы верно сказали, что поэма похожа на сказку, но содержит и реальные события. Поэтому тема нашего урока (Слайд «Сказочное и реальное в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила») Подумайте, каковы цели сегодняшнего урока? (Предполагают).

III.Творческая лаборатория (Работа в малых группах)

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы, готовность к сотрудничеству;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД: читательское понимание и оценка текста; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие с другими людьми, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1-я группа находит сказочное в элементах композиции поэмы. (Присказка, зачин, основная часть, концовка.)

2-я группа - сказочное и реальное в эпизоде «Князь Владимир-солнышко отдаёт замуж дочь Людмилу» (Дети отмечают, что в эпизоде есть и исторические персонажи (князь Владимир, певец Баян) и выдуманные. Вслед за свойственным сказкам неожиданным событием с участием неведомых сил - исчезновением Людмилы - мы видим также традиционный сказочный мотив соперничества: отец Людмилы обещает отдать ее в жены спасителю.)

- просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила» (Режиссер Александр Птушко).

3-я группа работает со словарями, ищет значение непонятных устаревших слов: чашники, кубки круговые, чело, гридница, Лель, лампада, козни, зрит, лобзает, объемлет.

Отвечает на вопрос: какую роль в поэме играют устаревшие слова?

4-я группа - называет основные качества соперников Руслана, определяет сказочное (Сказочное число «три», отправляются на поиски невесты, выполняя приказ князя, каждый отправляется своей дорогой) и реальное. (Слайд)

Рогдай - воитель смелый,

Мечем раздвинувший пределы

Богатых киевских полей.

Поэт признает за Рогдаем славу смелого воина, но предупреждает, что это безжалостный захватчик, не знающий пощады и сострадания.

Фарлаф - крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей.

Фарлаф просто трусливый крикун и обжора, заносчиво рябящийся в личину отваги.

5-я группа - находит художественно - выразительные средства в отрывке (От слов: «Что делаешь Руслан несчастный…» до «Надежда гибнет, гибнет вера.»), объясняет их значение в тексте.

6-я группа составляет синквейн к слову Пушкин

Например:

Пушкин

Талантливый, удивительный

Показывает, сравнивает, заставляет

Соединил в поэме реальное и сказочное

Поэт

IV.Рефлексия (Подведение итогов урока, работа с листами индивидуальных достижений)

Регулятивные УУД: уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать результаты с намеченными целями, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшем. В заключение этапа учитель читает стихотворение о Пушкине:

Сметает время даты, имена,

Зачёркивает памятные лица,

Но строф его простая новизна

Для поколений - новая страница.

V.Домашнее задание (по выбору)

Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД: способность использования сформированных УУД в учебной и познавательной деятельности.

  1. Найти сказочное и реальное в тексте II песни.

  2. Найти в тексте II песни лирические отступления (диалог Пушкина с читателем), подготовить выразительное чтение, прокомментировать.



© 2010-2022