- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по литературе Эти удивительные сказки Пушкина
Внеклассное мероприятие по литературе Эти удивительные сказки Пушкина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова В.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие по литературе
в 1, 3, 4 «Б» классе - комплекте
Тема: «Эти удивительные сказки Пушкина»
Цель: Закрепить знания биографии и творчества А.С. Пушкина, полученные на уроках литературы и внеклассного чтения, обобщить знания пушкинских сказок, пробудить интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества А.С. Пушкина.
Задачи: 1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
2.Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе.
3. Развивать: память, внимание, выразительность чтения, мыслительную активность, поисковую познавательную деятельности, монологическую речь учащихся, умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оборудование: мультимедийная презентация по сказкам А. С. Пушкина,
мультфильмы по сказкам Пушкина, «сундучок знаний», книжная выставка сказок
А. С. Пушкина, ответ/ тест по сказкам Пушкина.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок- путешествие
Меж. предметная связь: русский язык, познание мира
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, интерактивный
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Вступительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня мы проводим внеклассное занятие по теме «Эти удивительные сказки Пушкина». Эпиграфом к уроку я бы хотела взять слова самого Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». СЛАЙД 1.
За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у вас еще будет возможность познакомиться в средних и старших классах. А сегодня мы вспомним замечательные сказки Пушкина, окунёмся в их удивительный и неповторимый мир.
- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.
- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)
- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.)
III. Повторение биографии А. С. Пушкина.
- Что вы знаете о Пушкине? ( сообщения учащихся)
1. Пушкин Александр Сергеевич - самый любимый писатель. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком - всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет, что это Пушкин.
2. Родился Александр Сергеевич 6 июня (26 мая) 1799 г. в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал, внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. СЛАЙД 2.
3. Саше Пушкину было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её - и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? - и потихоньку шёл в библиотеку читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском, дома его учили гувернанты - французы, что было модным среди знати тех лет. Любовь к родному языку ему привили бабушка Мария Алексеевна, превосходно говорившая и писавшая по-русски ( явление редкое в дворянских семьях того времени),и няня Арина Родионовна.
4. Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь
Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже
повторяли со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок .Мы чувствуем запах и вкус русского языка: «Там русский дух. Там Русью пухнет!» Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой стихов. СЛАЙД 3.
5. - Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтическим языком. Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь - избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.
Учитель: Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. СЛАЙД 4.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок.
Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно. В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все его сказки. СЛАЙД 5, 6.
Ученица читает стихотворение «Няне»
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:
...Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую, сама заворожила.
Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».
...С усердием перекрестит меня
и сказки русские рассказывать мне станет.
Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их - навсегда.
«Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...» - рассказывала няня.
- Вспомните, как звучат эти строки у Пушкина?
Ученик читает стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…».
IV. Обобщение материала по сказкам Пушкина.
1. Учитель: Заимствуя сюжеты из народных сказок, Александр Сергеевич Пушкин создал собственные литературные сказки. А сколько сказок было написано Пушкиным?
1). «Сказка о царе Салтане …».
2) « Сказка о золотом петушке».
3). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4). «Сказка о рыбаке и рыбке».
5). «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6). «Сказка о медведихе».
7). «Жених» СЛАЙД 7 - 14.
2. Узнай героя сказки по портрету:
1) . В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2). Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
3). Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
4). Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)
3. Сказочный предмет. Из «черного ящика» достать предмет и угадать какому герою пушкинских сказок он принадлежит.
Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»
Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»
Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех - «Сказка о царе Салтане»
Веревка - «Сказка о попе и работнике его Балде»
Мешок - «Сказка о попе и работнике его Балде»
4. Узнайте сказку по её началу:
1) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
(Сказка о царе Салтане).
2) Жил-был славный царь Дадон.
(Сказка о Золотом петушке)
3) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
4) Жил был поп толоконный лоб.
( Сказка о попе и работнике его Балде)
5) Царь с царицею простился,
В путь- дорогу снарядился.
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
5. Отгадайте, кто дал объявление в газету? СЛАЙД 15.
1. Научу ребёнка богатых родителей, как из большого наследства оставить одно разбитое корыто. Стаж работы тридцать лет и три года.
- Старуха.
2. Окажу услуги по охране любых объектов. От заказчика требуется только спица.
- Золотой петушок.
3. Молодой энергичный человек, по специальности: повар, конюх, и плотник, наймется на работу за питание и ночлег. Умеет вести хозяйство и нянчить детей. Ежегодное вознаграждение - по договоренности.
- Балда.
4. Избавим от укусов комаров, мух, шмелей, а также от различных опухолей и волдырей, предскажем судьбу, подберем спутника жизни.
- Ткачиха, повариха, и сватья - баба Бабариха.
5. Занятым людям окажу помощь в уборке дома, приготовлю пищу.
- Молодая царевна.
6. Группа охотников организует для вас соколиную охоту на серых уток. Лицензия на отстрел уток имеется.
- Семь богатырей.
7. Опытный ювелир проверит подлинность золотых изделий и драгоценных камней, а также изготовит украшения из золота с изумрудами. Материал имеется свой.
- Белка.
8. Обеспечиваю свежей рыбой под заказ по ценам ниже рыночных. Обращаться в дом со старухой с разбитым корытом.
- Старик.
IV. Просмотр фрагментов мультфильмов по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.
- По всем сказкам Пушкина были сняты мультфильмы.
Давайте посмотрим отрывки из них.
1) «Сказка о царе Салтане».
- Какие чудеса завёл на своём острове князь Гвидон?
А) Белка
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной - и приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть; отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету…
Б) Царевна- лебедь.
Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит.
В ) Тридцать три богатыря.
Каждый день идет там диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге - и останутся на бреге
Тридцать три богатыря, в чешуе златой горя,
Все красавцы молодые, великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор с ними из морю выходит
И попарно их выводит, чтобы остров тот хранить
И дозором обходить - и той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
2) «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Подберите эпитеты к слову «старуха».
-Какою она была?
3) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Имя жениха молодой царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? ( Елисей)
- Кого спрашивал Елисей о своей невесте? (Солнце, месяц, ветер)
V. Проведение ответ/теста на интерактивной доске.
Ответы на вопросы ответ/теста на интерактивной доске.
Объявление результатов тестов по таблице.
VI . Поведение итогов урока
- Что мы можем сказать о сказках Пушкина?
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы говорим на языке одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина. СЛАЙД 16.