Внеклассное мероприятие по литературе Эти удивительные сказки Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе

в 1, 3, 4 «Б» классе - комплекте

Тема: «Эти удивительные сказки Пушкина»

Цель: Закрепить знания биографии и творчества А.С. Пушкина, полученные на уроках литературы и внеклассного чтения, обобщить знания пушкинских сказок, пробудить интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества А.С. Пушкина.

Задачи: 1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина.

2.Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе.

3. Развивать: память, внимание, выразительность чтения, мыслительную активность, поисковую познавательную деятельности, монологическую речь учащихся, умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оборудование: мультимедийная презентация по сказкам А. С. Пушкина,

мультфильмы по сказкам Пушкина, «сундучок знаний», книжная выставка сказок

А. С. Пушкина, ответ/ тест по сказкам Пушкина.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок- путешествие

Меж. предметная связь: русский язык, познание мира

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, интерактивный

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Ребята! Сегодня мы проводим внеклассное занятие по теме «Эти удивительные сказки Пушкина». Эпиграфом к уроку я бы хотела взять слова самого Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». СЛАЙД 1.

Внеклассное мероприятие по литературе Эти удивительные сказки Пушкина

За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у вас еще будет возможность познакомиться в средних и старших классах. А сегодня мы вспомним замечательные сказки Пушкина, окунёмся в их удивительный и неповторимый мир.

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.

- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.)

III. Повторение биографии А. С. Пушкина.

- Что вы знаете о Пушкине? ( сообщения учащихся)

1. Пушкин Александр Сергеевич - самый любимый писатель. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком - всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет, что это Пушкин.

2. Родился Александр Сергеевич 6 июня (26 мая) 1799 г. в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал, внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. СЛАЙД 2.

3. Саше Пушкину было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её - и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? - и потихоньку шёл в библиотеку читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском, дома его учили гувернанты - французы, что было модным среди знати тех лет. Любовь к родному языку ему привили бабушка Мария Алексеевна, превосходно говорившая и писавшая по-русски ( явление редкое в дворянских семьях того времени),и няня Арина Родионовна.
4. Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь

Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже

повторяли со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

В школьные годы приходит мир пушкинских сказок .Мы чувствуем запах и вкус русского языка: «Там русский дух. Там Русью пухнет!» Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой стихов. СЛАЙД 3.

5. - Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтическим языком. Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь - избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.
Учитель: Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. СЛАЙД 4.

Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок.
Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно. В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все его сказки. СЛАЙД 5, 6.

Ученица читает стихотворение «Няне»

Внеклассное мероприятие по литературе Эти удивительные сказки Пушкина

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:

...Я ждал тебя: в вечерней тишине

являлась ты весёлою старушкой

и надо мной сидела в шушуне,

в больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую, сама заворожила.

Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».

...С усердием перекрестит меня

и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их - навсегда.

«Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...» - рассказывала няня.

- Вспомните, как звучат эти строки у Пушкина?

Ученик читает стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…».

IV. Обобщение материала по сказкам Пушкина.

1. Учитель: Заимствуя сюжеты из народных сказок, Александр Сергеевич Пушкин создал собственные литературные сказки. А сколько сказок было написано Пушкиным?

1). «Сказка о царе Салтане …».

2) « Сказка о золотом петушке».

3). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4). «Сказка о рыбаке и рыбке».

5). «Сказка о попе и о работнике его Балде».

6). «Сказка о медведихе».

7). «Жених» СЛАЙД 7 - 14.

2. Узнай героя сказки по портрету:

1) . В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2). Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

3). Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

4). Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама - то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)

3. Сказочный предмет. Из «черного ящика» достать предмет и угадать какому герою пушкинских сказок он принадлежит.

Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»

Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»

Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Орех - «Сказка о царе Салтане»

Веревка - «Сказка о попе и работнике его Балде»

Мешок - «Сказка о попе и работнике его Балде»

4. Узнайте сказку по её началу:

1) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

(Сказка о царе Салтане).

2) Жил-был славный царь Дадон.

(Сказка о Золотом петушке)

3) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

4) Жил был поп толоконный лоб.

( Сказка о попе и работнике его Балде)

5) Царь с царицею простился,

В путь- дорогу снарядился.

(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

5. Отгадайте, кто дал объявление в газету? СЛАЙД 15.

1. Научу ребёнка богатых родителей, как из большого наследства оставить одно разбитое корыто. Стаж работы тридцать лет и три года.

- Старуха.

2. Окажу услуги по охране любых объектов. От заказчика требуется только спица.

- Золотой петушок.

3. Молодой энергичный человек, по специальности: повар, конюх, и плотник, наймется на работу за питание и ночлег. Умеет вести хозяйство и нянчить детей. Ежегодное вознаграждение - по договоренности.

- Балда.

4. Избавим от укусов комаров, мух, шмелей, а также от различных опухолей и волдырей, предскажем судьбу, подберем спутника жизни.

- Ткачиха, повариха, и сватья - баба Бабариха.

5. Занятым людям окажу помощь в уборке дома, приготовлю пищу.

- Молодая царевна.

6. Группа охотников организует для вас соколиную охоту на серых уток. Лицензия на отстрел уток имеется.

- Семь богатырей.

7. Опытный ювелир проверит подлинность золотых изделий и драгоценных камней, а также изготовит украшения из золота с изумрудами. Материал имеется свой.

- Белка.

8. Обеспечиваю свежей рыбой под заказ по ценам ниже рыночных. Обращаться в дом со старухой с разбитым корытом.

- Старик.

IV. Просмотр фрагментов мультфильмов по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.

- По всем сказкам Пушкина были сняты мультфильмы.

Давайте посмотрим отрывки из них.

1) «Сказка о царе Салтане».

- Какие чудеса завёл на своём острове князь Гвидон?

А) Белка
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной - и приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть; отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету…

Б) Царевна- лебедь.

Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит.

В ) Тридцать три богатыря.
Каждый день идет там диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге - и останутся на бреге
Тридцать три богатыря, в чешуе златой горя,
Все красавцы молодые, великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор с ними из морю выходит
И попарно их выводит, чтобы остров тот хранить
И дозором обходить - и той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.

2) «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Подберите эпитеты к слову «старуха».

-Какою она была?

3) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- Имя жениха молодой царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? ( Елисей)

- Кого спрашивал Елисей о своей невесте? (Солнце, месяц, ветер)

V. Проведение ответ/теста на интерактивной доске.

Ответы на вопросы ответ/теста на интерактивной доске.

Объявление результатов тестов по таблице.

VI . Поведение итогов урока

- Что мы можем сказать о сказках Пушкина?

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы говорим на языке одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина. СЛАЙД 16.

© 2010-2022