- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-конференция по произведению В. Железникова Чучело
Урок-конференция по произведению В. Железникова Чучело
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бублик С.Н. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-конференция по повести В. Железникова «Чучело»
«Уметь чувствовать чужую боль»
Цель: формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся, пробуждение читательского интереса, повышение социальной активности подрастающего поколения, формирование готовности к участию в общественно- политической жизни страны, города, края.
Оборудование: книжная выставка произведений В. Железникова, детских творческих работ- сочинения, рисунки, стихи, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока-конференции:
Эпиграф к уроку
Помни- ты не один
На свете кроме тебя есть люди,
И они нуждаются в твоей доброте,
в понимании, в твоей защите и помощи.
Лев Кассиль
-
Слово учителя: в жизни на своём пути человек встречает много трудностей, которые ему необходимо преодолеть. Хорошо, когда есть верный, надёжный друг, способный помочь. А если нет? Если человек один на один с подлостью, предательством, что тогда делать? На этот и на многие другие жизненные вопросы даёт ответ повесть В. Железникова «Чучело».
-
Беседа с учащимися по произведению «Чучело»
( восприятие прочитанного)
- Что больше всего вас взволновало в книге?
-Что за люди Николай Николаевич Бессольцев и Лена Бессольцева?
- Чем особенно дорог дом Бессольцевых Николаю Николаевичу?
- Почему одноклассники Лены и односельчане так пренебрежительно относились к Бессольцеву Н.Н?
-Почему Лена в начале повести подыгрывала своим одноклассникам?
3.Работа над проблемными вопросами : «Проблема бездушного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе», «Я не такой, как все».
-Как вы относитесь к бойкоту и травле Лены?
-Стрижка Лены наголо- это вызов или отчаяние?
- Лена - победитель или побеждённый? Вопрос ко всем
Учитель:
Мгновенна нашей жизни повесть-
Такой короткий промежуток,
Шажок- и мы уже не те…
Но совесть, совесть, совесть, совесть
В любом отрезке наших суток должна
Храниться в чистоте
- Как вы охарактеризуете Диму Сомова?
-Что было бы, если бы Лена не защитила Диму Сомова?
-Что можете сказать о поступке Димы Сомова? Как ведёт себя в момент разоблачения?
Инсценировка отрывка из произведения «Чучело»
Ведущий: в классе царила атмосфера хаоса. Сейчас все поняли, что обманщиком был не тот, кого травили, обзывали предателем, кого изгоняли. Все ещё не знали, как им поступить сейчас. А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли на какой-то момент. Где же он? Да вот он! Воровато пробирается к выходу из класса, что это он бормочет? Неужели так и уйдёт ,не оглянётся?
Димка: Ах, как хочется исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала! А потом, когда уедет, когда не будут смотреть на меня её осуждающие глаза, я обязательно что-нибудь придумаю, обязательно что-нибудь придумаю, что-нибудь…
(Ленка Бессольцева подходит к Димке смотрит ему в глаза, Димка их опускает, он не может встречаться взглядом с Ленкой)
Железная Кнопка: посмотри на него! Даже глаз не может поднять!
Васильев: да, не завидная картинка, облез малость!
Железная Кнопка: я понимаю, тебе трудно, ты ему верила, зато теперь ты увидела его истинное лицо!
Ленка подошла к Димке вплотную, стоило протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
Лохматый: садани его по роже!
Димка резко повернулся к Ленке спиной.
Железная Кнопка: я же говорила, говорила (голос её звучал победно) Час расплаты никого не минует! Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость! Она всочила на парту: Сомову самый жёсткий бойкот! Кто за бойкот?
Все: Сомову бойкот!
Все ребята подняли руки, некоторые даже подняли две руки.
Одна Ленка не подняла руки, она тихонько отошла от всех.
(Просматривается отрывок из к\ф «Чучело» :сжигание на костре чучела)
Ведущий: ветер прошлого хлестал Ленку по лицу, она слышит снова: Чучело! Предатель! Сжечь на костре!
Ребята повернулись к Ленке, она стояла, закрыв руками уши.
Железная Кнопка: А ты за бойкот?
Лена: а я нет.
Железная Кнопка: но почему ты против? Именно ты? Тебя никогда нельзя понять!
Лена: я была на костре. И по улицам меня гоняли. А я никого не буду гонять. Хоть убейте.
Учитель: душевная стойкость Лены Бессольцевой, её истинная доброта, милосердие, способность сильно любить и даже в падшем человеке заметить мгновения его величия заставила ребят прозреть.
Звучит стихотворение
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех:
Пусть час не пробил- жди, не уставая,
Пусть лгут жрецы- не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрее других.
Учитель: противостоять обстоятельствам бывает очень трудно, но надо жить вопреки всему, надо видеть вокруг себя боль других людей и найти в себе силы быть милосердным.
Звучит стихотворение
Пусть зло во все времена сильней,
Но доброта неистребима.
Идёт безвестным пилигримом
Она дорогою своей.
Учитель: древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несём в каждый сегодняшний день. И пусть нас всех по жизни сопровождают слова Л. Кассиля, которые мы взяли эпиграфом нашей конференции: « Помни, ты не один. На свете кроме тебя есть люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».