Урок-конференция по произведению В. Железникова Чучело

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция по повести В. Железникова «Чучело»

«Уметь чувствовать чужую боль»

Цель: формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся, пробуждение читательского интереса, повышение социальной активности подрастающего поколения, формирование готовности к участию в общественно- политической жизни страны, города, края.

Оборудование: книжная выставка произведений В. Железникова, детских творческих работ- сочинения, рисунки, стихи, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока-конференции:

Эпиграф к уроку

Помни- ты не один

На свете кроме тебя есть люди,

И они нуждаются в твоей доброте,

в понимании, в твоей защите и помощи.

Лев Кассиль

  1. Слово учителя: в жизни на своём пути человек встречает много трудностей, которые ему необходимо преодолеть. Хорошо, когда есть верный, надёжный друг, способный помочь. А если нет? Если человек один на один с подлостью, предательством, что тогда делать? На этот и на многие другие жизненные вопросы даёт ответ повесть В. Железникова «Чучело».

  2. Беседа с учащимися по произведению «Чучело»

( восприятие прочитанного)

- Что больше всего вас взволновало в книге?

-Что за люди Николай Николаевич Бессольцев и Лена Бессольцева?

- Чем особенно дорог дом Бессольцевых Николаю Николаевичу?

- Почему одноклассники Лены и односельчане так пренебрежительно относились к Бессольцеву Н.Н?

-Почему Лена в начале повести подыгрывала своим одноклассникам?

3.Работа над проблемными вопросами : «Проблема бездушного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе», «Я не такой, как все».

-Как вы относитесь к бойкоту и травле Лены?

-Стрижка Лены наголо- это вызов или отчаяние?

- Лена - победитель или побеждённый? Вопрос ко всем

Учитель:

Мгновенна нашей жизни повесть-

Такой короткий промежуток,

Шажок- и мы уже не те…

Но совесть, совесть, совесть, совесть

В любом отрезке наших суток должна

Храниться в чистоте

- Как вы охарактеризуете Диму Сомова?

-Что было бы, если бы Лена не защитила Диму Сомова?

-Что можете сказать о поступке Димы Сомова? Как ведёт себя в момент разоблачения?

Инсценировка отрывка из произведения «Чучело»

Ведущий: в классе царила атмосфера хаоса. Сейчас все поняли, что обманщиком был не тот, кого травили, обзывали предателем, кого изгоняли. Все ещё не знали, как им поступить сейчас. А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли на какой-то момент. Где же он? Да вот он! Воровато пробирается к выходу из класса, что это он бормочет? Неужели так и уйдёт ,не оглянётся?

Димка: Ах, как хочется исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала! А потом, когда уедет, когда не будут смотреть на меня её осуждающие глаза, я обязательно что-нибудь придумаю, обязательно что-нибудь придумаю, что-нибудь…

(Ленка Бессольцева подходит к Димке смотрит ему в глаза, Димка их опускает, он не может встречаться взглядом с Ленкой)

Железная Кнопка: посмотри на него! Даже глаз не может поднять!

Васильев: да, не завидная картинка, облез малость!

Железная Кнопка: я понимаю, тебе трудно, ты ему верила, зато теперь ты увидела его истинное лицо!

Ленка подошла к Димке вплотную, стоило протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.

Лохматый: садани его по роже!

Димка резко повернулся к Ленке спиной.

Железная Кнопка: я же говорила, говорила (голос её звучал победно) Час расплаты никого не минует! Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость! Она всочила на парту: Сомову самый жёсткий бойкот! Кто за бойкот?

Все: Сомову бойкот!

Все ребята подняли руки, некоторые даже подняли две руки.

Одна Ленка не подняла руки, она тихонько отошла от всех.

(Просматривается отрывок из к\ф «Чучело» :сжигание на костре чучела)

Ведущий: ветер прошлого хлестал Ленку по лицу, она слышит снова: Чучело! Предатель! Сжечь на костре!

Ребята повернулись к Ленке, она стояла, закрыв руками уши.

Железная Кнопка: А ты за бойкот?

Лена: а я нет.

Железная Кнопка: но почему ты против? Именно ты? Тебя никогда нельзя понять!

Лена: я была на костре. И по улицам меня гоняли. А я никого не буду гонять. Хоть убейте.

Учитель: душевная стойкость Лены Бессольцевой, её истинная доброта, милосердие, способность сильно любить и даже в падшем человеке заметить мгновения его величия заставила ребят прозреть.

Звучит стихотворение

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех:

Пусть час не пробил- жди, не уставая,

Пусть лгут жрецы- не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрее других.

Учитель: противостоять обстоятельствам бывает очень трудно, но надо жить вопреки всему, надо видеть вокруг себя боль других людей и найти в себе силы быть милосердным.

Звучит стихотворение

Пусть зло во все времена сильней,

Но доброта неистребима.

Идёт безвестным пилигримом

Она дорогою своей.

Учитель: древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несём в каждый сегодняшний день. И пусть нас всех по жизни сопровождают слова Л. Кассиля, которые мы взяли эпиграфом нашей конференции: « Помни, ты не один. На свете кроме тебя есть люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».

© 2010-2022