Методическая разработка урока по русскому языку

Разработка представляет собой конспект урока по знакомству учащихся с разными видами словарей.Рассчитана на 2 урока. Можно использовать по любым программам и УМК по русскому языку. Тип урока - Урок-путешествие. Тема урока -«Компас в мире слов». Цель урока: познакомить учащихся с различными видами словарей и  с правилами работы с ними.Оборудование:  на партах 6 видов словарей (толковый, орфографический, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологический), раздаточный материал с заданиями.В ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор - Худякова Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карпогорская СОШ №118»

СП «Шардонемская ОШ»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Урок-путешествие «Компас в мире слов»

(Рассчитан на 2 урока).

Цель урока: познакомить с различными словарями и с правилами работы со словарями.

Задачи:

1)обучающие - познакомить ребят с различными видами словарей

- обучить принципам работы со словарями

- повторить и закрепить знания, полученные детьми на уроках русского языка: лексическое значение, словарная статья, синонимы, антонимы, фразеологизмы и др.

2) развивающие - расширять активный словарный запас учеников и кругозор.

- знакомить с новыми словами

- расширить познания учеников в различных областях русского языка.

3) воспитывающие - воспитывать интерес к слову, к русскому языку, истории, культуре русского народа,

- уважать культуру других стран,

- учить работать в группах.

Оборудование: на партах 6 видов словарей (толковый, орфографический, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологический), раздаточный материал с заданиями.

Эпиграф на доске «СЛОВАРЬ - ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»
Анатолий Франс, французский писатель

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель: «Здравствуйте, ребята, очень рада вас всех видеть сегодня на нашем необычном уроке». Класс делится на 6 групп.

  1. Сообщение темы урока, цели, эпиграфа.

Учитель: Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке? Каково лексическое значение слова « компас»? (Ответы ребят, обобщение учителя - справка из словаря о слове «компас»)

Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,
В той стране живут слова, части речи - господа,
Правит ими царь - Словарь, их великий государь.
Знает, как слова писать, знает, как растолковать.
В мире все они живут, службу верную несут.
По законам правит царь, стороны той государь.

Мы путешествуем сегодня с вами по стране словарей. Главной целью наших уроков будет познакомиться с различными словарями и правилами работы с ними. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы ребят, обобщение учителем). Первое правило работы со словарём - хорошо знать алфавит. (Вспомнить лексическое значение слова алфавит, его синоним - азбука, проговорить весь алфавит, посмотреть, что на первых страничках словарей размещён алфавит - кто забывает его).

3.Проверка домашнего задания.

( На дом было дано задание 6 ученикам - приготовить сообщение о каждом виде словаря, рассказать о строении, назначении и составе словаря).

Учитель: Пожелание удачного и успешного путешествия пришло вам от словаря.

«Успехов желаем вам в нашей стране,
Найдёте ответы вы в Словаре.
Шагайте уверенно, смело вперёд,
И к знаниям он вас всегда приведёт».
Ваш Словарь

4. Заслушивание сообщений учащихся и выполнение заданий, данных учителем.

К доске выходят по очереди подготовленные ученики и рассказывают о словарях. А затем учитель задаёт небольшое задание по каждому типу словаря, и весь класс выполняет, а ученик, подготовивший сообщение, выступает как консультант.

Первый ученик - Толковый словарь.

Я - толковый ваш словарь
Я тайнам слова - государь!
Я верным другом буду вам
Значения слов узнаем вместе
Толковый словарь поможет нам
Употребить слова на месте.
Конечно, тайны языка
Не все откроются пока.

Задание: По словарю дайте толкование слов: мираж, фантастика, орфограмма, терраса, карнавал, театр, мезонин. Ребята в группе работают со словарями, обмениваясь словами.

Ответы сдают консультанту, он проверяет, учитель контролирует.

Второй ученик - Орфографический словарь.

Ученье свет, а не ученье - тьма,
Твердят вам с юных лет.
Чтоб правильно слова писать
Словарь пришлет привет.
Вот, встречайте, первый друг.
Я - Орфографический словарь,
Всем орфограммам государь.

Задания: 1.Поставьте ударение в словах: расположить, щавель, хвоя, баржа, красивее, звонит, баловать,

взята, создан, договор, прибывший, творог.

2.Образуйте от данных слов формы Р.п. мн.ч. и проверьте по словарю: помидор, яблоко, апельсин,

носок, гостья, кочерга, грамм, сапог, ягода.

Ответы сдают консультанту, он проверяет, учитель контролирует

Третий ученик - Словарь синонимов.

Я - синонимов словарь
Красивой речи - государь!
Слова, которые собрались у меня
Близкие значения имеют ведь не зря.
Чтоб речь твоя была богата,
Собрал синонимы для вас, ребята.

Задания: 1.Подберите слова - синонимы, к каждому словарному ряду

Противник, неприятель, недруг - ….

Вьюга, буран, пурга, ураган - …

Пауза, остановка, передышка, перемена (в школе) - …

Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный - …

2.Подберите синонимы к данным словам: спокойный, усердие, судьба, фантазия,

ревность, прилежание, интеллект, пророчество, славный, тщание.

Ответы сдают консультанту, он проверяет, учитель контролирует

Четвертый ученик - Словарь антонимов.

Я - антонимов словарь
Богатой речи - государь!
Как много слов противоположных
На моих страницах, расположены.
Вот враг и друг, там север - юг,
Открой скорей словарь мой друг.
Найдёшь Антонимы ты тут,
Здесь дружно все они живут.

Задания: 1. Подберите по словарю антонимы к данным словам и запишите их значение: Абстрактный,

оптимизм, избыток, банальный, легкомысленный, трудолюбивый.

2. Запишите пословицы, построенные на использовании антонимов: мягко-жёстко; больной -

здоровый; утро-вечер; свет-тьма.

Ответы сдают консультанту, он проверяет, учитель контролирует

Пятый ученик - Словарь иностранных слов.

Я - иностранных слов словарь,
Для иноземцев - государь!
Я исполнить прошу вас любой мой каприз,
Я - сэр, сеньора, мистер и мисс.
Я - абажур, швейцар, метро
Слова запомнить нелегко.
Все иностранные слова.
Для вас открою только я.

Задания: 1. Замените заимствованные слова русскими синонимами. Проверьте по словарю: актуальный,

антракт, афиша, ситуация, лозунг, финал, эпилог, президент, миссия, адекватный, менеджер,

маклер, франт, сеньор,

2. Составьте 3 словосочетания, употребляя заимствованные слова (из словаря)

Ответы сдают консультанту, он проверяет, учитель контролирует

Шестой ученик - Фразеологический словарь.

Я - фразеологический словарь
Устойчивым выражениям - государь.
Звёзд с неба не хватаешь,
У моря погоды не ждёшь,
Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь.
Украсить нам родной язык помогут обороты,
К которым, с детства ты привык

Задания: 1. Закончите фразеологические обороты:

Дрожит….. Сидеть……… Вертится……….

Катается….. Держать………. Жить………….

Выводить….. Положить…. Смотреть………

2.Выпишите из словаря 10 фразеологических оборотов, в которых встречаются названия животных, рыб, птиц, насекомых.

Ответы сдают консультанту, он проверяет, учитель контролирует

5. Заключение

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по стране словарей.

- Какие словари помогли вам сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

-Что нового вы узнали на уроке? (ответы учащихся)

- Ещё много словарей, о которых мы не сказали, с ними вы познакомитесь позже, но некоторые есть и в нашем кабинете. ( Показать стеллаж со словарями)

- Какие словари есть у вас дома? (Ответы учащихся)

- Учитель (держа словарь в руке). Уважаемый Словарь!
До свиданья - государь.
Подружились мы с тобой,
Здесь найдём ответ любой.

Оценивание. Учитель совместно с учениками выводит оценки выступавшим с сообщениями. Учитель оценивает работу консультантов. Консультанты оценивают работу групп.

6. Домашнее задание. Составить словарик из 10 слов по теме «Лексика». (Тип словаря выбрать самостоятельно)



© 2010-2022