- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ” В 11 КЛАССЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ” В 11 КЛАССЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Саитова Л.Г. |
Дата | 14.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока по теме
"ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" В 11 КЛАССЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
Цели:
-
Обобщение знаний по теме: "Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях"
-
Создание условий для практического применения знаний по теме.
-
Подготовка учащихся к ЕГЭ, отработка заданий А13-А18, А21 и В5.
-
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, навыков самоорганизации и самоконтроля.
-
Исследование изобразительно-выразительных возможностей предложений с обособленными членами.
ХОД УРОКА.
-
Оргмомент. Орфографическая пятиминутка (задания на слайдах).
1. В каком слове пишется НН?
1) плете..ое кресло;
2) ржа..ая мука;
3) спица слома..а;
4) погаше..ый свет
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание
2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея
3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный
4) дел..гат, перег..реть, об..зательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) роз..ск, с..грать, без..нициативный
2) во..стание, во..звание, пере..дать (экзамен)
3) пр..брежный, пр..дставить, пр..ставка
4) с..трудник, нес..мненно, з..менить
4. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
1) назнач..т директором, пряч..щий ключ
2) люди повер..т ему, стро..щееся здание
3) все хлопоч..т о деле, держ..щий власть
4) дети увид..т мир, беле..щий парус
5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. опасл…вый Б. пристра…вать
В. повел…вать Г. заправ…вший
1) А, Б, В 2) Б, Г 3) А, Б, Г 4) В, Г
6. В каком предложении пишется частица НИ?
1)Он не походил н_ на кого из её знакомых.
2)Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.
3)Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.
4)Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.
Взаимопроверка. Ответы: 421231
-
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
- Чему был посвящен цикл наших последних уроков?
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Какие члены предложения могут обособляться?
- Для чего в речи нужны обособленные члены предложения?
- Что является для вас самым трудным при изучении темы «Обособленные члены предложения»?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
-
Актуализация знаний.
-
Прием «Верные-неверные утверждения».
Ответьте на вопросы. Если согласны с утверждением. Напишите «1» , если не согласны - «0» (задания на слайдах).
-
Обособленные определения могут быть выражены деепричастным оборотом.
-
Обособляются определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
-
В предложении Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
-
В предложении Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом.
-
В предложении Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе есть два обособленных определения.
-
В предложении Я испытал чувство радости, острой и яркой, и, бросившись на траву, заплакал от счастья есть обособленное определение и обособленное обстоятельство.
-
В предложении Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль есть два обособленных обстоятельства.
-
В предложении Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану есть обособленное приложение.
-
В предложении Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем есть обособленное приложение.
-
В предложении Мы гуляли по приморскому парку довольно долго, до самого вечера есть уточняющие члены.
Самопроверка (0110010011)
-
Прием «Соотнесение».
-
л/м , | |, …
а. Ивану, как уроженцу юга, трудно привыкнуть к суровым условиям.
-
гл , | |,
б. Опытный спортсмен, он всегда побеждал.
-
сущ , | |
в. Пошумев, река успокоилась.
-
сущ , |как |,
г. Я сорвал ветку, спутанную плющом.
-
сущ , O и O, …
д. Она, усталая, вскоре притихла
-
| | , л/м …
е. Раненый в плечо, солдат не покинул строя. (уступ.)
-
|уступ| , сущ.
ж. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
-
| |, гл.
з. Войдя в комнату, мальчик огляделся
Взаимопроверка.
Ответы: 1д,2з, 3г, 4а, 5ж, 6б, 7е, 8в.
-
Закрепление и применение знаний.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте основы предложений. Установите, какие предложения осложнены обособленными членами. Подчеркните их. Объясните постановку знаков препинания.
(1)Поэтична наша русская береза выр_сшая где-нибудь на меже между ржаным и клеверным полем. (2)Р_мантичен с_бирский кедр подн_мающийся как из ск_лы а кроной впутавшийся в облака. (3)Уд_вителен эвкалипт ф_нтастичен баобаб экз_тична пальма.
(4)Но (не, ни) одно дерево (не, ни) может ср_вниться с замечательной славой оливы. (5)Ей выпала доля служить симв_лом земной тишины и бл_гополучия симв_лом мира на земле. (6)Оливковую ветвь несет голубь в своем клюве и уродливые железные птицы начиненные смертью и (не, ни)навистью бе(с, сс)ильны против него. (7)На к_менистой земле раскале(н, нн)ой полдневным солнцем мы пон_ли за что вып_ла оливам такая честь. (8)Пожалуй (не, ни) в одно дерево (не, ни) вкладывается столько чел_веческого труда как в оливу. (9)Оливковую ветвь в клюве голубя мог бы зам_нить разве только тяжелый хлебный колос. (По В. Солоухину)
- Назовите предложения с обособленными членами предложения (1,2,6).
- Для чего используются в речи обособленные члены предложения?( Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления.
Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность.)
- В каком стиле они чаще употребляются? (в книжных стилях)
- Ребята. Запомните, что употребление обособленных оборотов требует чувства меры. Большое количество их затрудняет восприятие основного сообщения.
Дополнительные задания по группам.
1 группа. 1. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
2. Выпишите грамматическую основу 1 предложения.
3. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.
2 группа. 1. Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне.
2. Выпишите грамматическую основу 4 предложения.
3. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.
3 группа. 1. Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне.
2. Выпишите грамматическую основу 6 предложения.
3. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.
-
Контроль усвоения для последующей коррекции (задания на листочках).
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
1) 1, 2, 4
2) 1, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 4
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивший провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3,
3) 1, 3
4) 3
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Похожее на раскаленный шар (1) солнце медленно выплыло из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 2, 3
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
1) 1, 3, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 3, 4
4) 3, 4
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 4, 5
3) 1, 2, 4, 5
4) 2, 3, 4, 5
-
1. Среди предложений 12-18 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
-
Среди предложений 40 - 48 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
40)Анна Федотовна легла, но вдруг привстала на кровати.
(41) - Римма, загляни в шкатулку. (42)Загляни в шкатулку…
(43)Не очень ещё понимая, Римма встала, открыла шкатулку.
(44)Старуха ждала, подавшись вперёд в судорожном напряжении.
(45) - Нету? (46)Ну? (47)Что ты молчишь?
(48) - Нету, - тихо сказала Римма. (49) - Похоронка на месте,
фотографии, значки, а писем нет.
-
Среди предложений 26-35 найдите предложение с обособленным
приложением. Напишите номер этого предложения.
- (26)Летает, - сказал я машинально, не глядя, не думая.
- (27)Почему же… я не вижу… красоту? - спросил он, с трудом открывая глаза.
(28)Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, но в течение некоторого времени говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.
(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода - эти глаза земли - остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
- (35)Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что
больной сразу открыл глаза.
Ответы сдаются на проверку.
-
Домашнее задание.
На выбор:
-
Написать сочинение-миниатюру о каком-либо дереве, используя обособленные члены предложения.
-
Составить тест по теме «Обособленные члены предложения».
-
Составить предложения с разными видами обособленных членов.
-
Рефлексия.
- Сегодня мы выполнили много разных упражнений. Оцените свою работу.
- Какую оценку вы себе поставили? Почему?
Использованные ресурсы:
-
videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya
-
Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2012. Русский яз. Драбкина, Субботин. 2012
-
Выполнение заданий части В. ЕГЭ. Русский язык. Г. Т. Егораева. М., 2012