ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ” В 11 КЛАССЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

1. Урок является обобщением знаний по теме: “Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях” в 11 классе и подготовкой учащихся к ЕГЭ. Используются разнообразные задания, направленные на формирование орфографической и пунктуационной грамотности, навыков самоорганизации и самоконтроля учащихся, а также исследование изобразительно-выразительных возможностей предложений с обособленными членами. В ходе выполнения упражнений отрабатываются задания ЕГЭ А13-А18, А21 и В...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по теме

"ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" В 11 КЛАССЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»

Цели:

  1. Обобщение знаний по теме: "Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях"

  2. Создание условий для практического применения знаний по теме.

  3. Подготовка учащихся к ЕГЭ, отработка заданий А13-А18, А21 и В5.

  4. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, навыков самоорганизации и самоконтроля.

  5. Исследование изобразительно-выразительных возможностей предложений с обособленными членами.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент. Орфографическая пятиминутка (задания на слайдах).

1. В каком слове пишется НН?

1) плете..ое кресло;

2) ржа..ая мука;

3) спица слома..а;

4) погаше..ый свет

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4) дел..гат, перег..реть, об..зательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) роз..ск, с..грать, без..нициативный

2) во..стание, во..звание, пере..дать (экзамен)

3) пр..брежный, пр..дставить, пр..ставка

4) с..трудник, нес..мненно, з..менить

4. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) назнач..т директором, пряч..щий ключ

2) люди повер..т ему, стро..щееся здание

3) все хлопоч..т о деле, держ..щий власть

4) дети увид..т мир, беле..щий парус

5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. опасл…вый Б. пристра…вать

В. повел…вать Г. заправ…вший

1) А, Б, В 2) Б, Г 3) А, Б, Г 4) В, Г

6. В каком предложении пишется частица НИ?

1)Он не походил н_ на кого из её знакомых.

2)Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.

3)Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.

4)Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.

Взаимопроверка. Ответы: 421231


  1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

- Чему был посвящен цикл наших последних уроков?

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Какие члены предложения могут обособляться?

- Для чего в речи нужны обособленные члены предложения?

- Что является для вас самым трудным при изучении темы «Обособленные члены предложения»?

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.


  1. Актуализация знаний.

  1. Прием «Верные-неверные утверждения».

Ответьте на вопросы. Если согласны с утверждением. Напишите «1» , если не согласны - «0» (задания на слайдах).


  1. Обособленные определения могут быть выражены деепричастным оборотом.

  2. Обособляются определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

  3. В предложении Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

  4. В предложении Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом.

  5. В предложении Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе есть два обособленных определения.

  6. В предложении Я испытал чувство радости, острой и яркой, и, бросившись на траву, заплакал от счастья есть обособленное определение и обособленное обстоятельство.

  7. В предложении Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль есть два обособленных обстоятельства.

  8. В предложении Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану есть обособленное приложение.

  9. В предложении Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем есть обособленное приложение.

  10. В предложении Мы гуляли по приморскому парку довольно долго, до самого вечера есть уточняющие члены.

Самопроверка (0110010011)


  1. Прием «Соотнесение».


  1. л/м , | |, …

а. Ивану, как уроженцу юга, трудно привыкнуть к суровым условиям.

  1. гл , | |,

б. Опытный спортсмен, он всегда побеждал.

  1. сущ , | |

в. Пошумев, река успокоилась.

  1. сущ , |как |,

г. Я сорвал ветку, спутанную плющом.

  1. сущ , O и O, …

д. Она, усталая, вскоре притихла

  1. | | , л/м …

е. Раненый в плечо, солдат не покинул строя. (уступ.)

  1. |уступ| , сущ.

ж. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.

  1. | |, гл.

з. Войдя в комнату, мальчик огляделся

Взаимопроверка.

Ответы: 1д,2з, 3г, 4а, 5ж, 6б, 7е, 8в.


  1. Закрепление и применение знаний.

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте основы предложений. Установите, какие предложения осложнены обособленными членами. Подчеркните их. Объясните постановку знаков препинания.

(1)Поэтична наша русская береза выр_сшая где-нибудь на меже между ржаным и клеверным полем. (2)Р_мантичен с_бирский кедр подн_мающийся как из ск_лы а кроной впутавшийся в облака. (3)Уд_вителен эвкалипт ф_нтастичен баобаб экз_тична пальма.

(4)Но (не, ни) одно дерево (не, ни) может ср_вниться с замечательной славой оливы. (5)Ей выпала доля служить симв_лом земной тишины и бл_гополучия симв_лом мира на земле. (6)Оливковую ветвь несет голубь в своем клюве и уродливые железные птицы начиненные смертью и (не, ни)навистью бе(с, сс)ильны против него. (7)На к_менистой земле раскале(н, нн)ой полдневным солнцем мы пон_ли за что вып_ла оливам такая честь. (8)Пожалуй (не, ни) в одно дерево (не, ни) вкладывается столько чел_веческого труда как в оливу. (9)Оливковую ветвь в клюве голубя мог бы зам_нить разве только тяжелый хлебный колос. (По В. Солоухину)

- Назовите предложения с обособленными членами предложения (1,2,6).

- Для чего используются в речи обособленные члены предложения?( Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления.
Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность.)

- В каком стиле они чаще употребляются? (в книжных стилях)

- Ребята. Запомните, что употребление обособленных оборотов требует чувства меры. Большое количество их затрудняет восприятие основного сообщения.

Дополнительные задания по группам.

1 группа. 1. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

2. Выпишите грамматическую основу 1 предложения.

3. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.

2 группа. 1. Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне.

2. Выпишите грамматическую основу 4 предложения.

3. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.

3 группа. 1. Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне.

2. Выпишите грамматическую основу 6 предложения.

3. Выпишите действительное причастие настоящего времени из предложений 1-3.


  1. Контроль усвоения для последующей коррекции (задания на листочках).

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.

1) 1, 2, 4

2) 1, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 4

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивший провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3,

3) 1, 3

4) 3

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Похожее на раскаленный шар (1) солнце медленно выплыло из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.

1) 1, 2, 3

2) 1, 3

3) 2

4) 2, 3

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.

1) 1, 3, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 2, 3, 4

4) 3, 4

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 4, 5

3) 1, 2, 4, 5

4) 2, 3, 4, 5

  1. 1. Среди предложений 12-18 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

  1. Среди предложений 40 - 48 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

40)Анна Федотовна легла, но вдруг привстала на кровати.

(41) - Римма, загляни в шкатулку. (42)Загляни в шкатулку…

(43)Не очень ещё понимая, Римма встала, открыла шкатулку.

(44)Старуха ждала, подавшись вперёд в судорожном напряжении.

(45) - Нету? (46)Ну? (47)Что ты молчишь?

(48) - Нету, - тихо сказала Римма. (49) - Похоронка на месте,

фотографии, значки, а писем нет.

  1. Среди предложений 26-35 найдите предложение с обособленным

приложением. Напишите номер этого предложения.

- (26)Летает, - сказал я машинально, не глядя, не думая.

- (27)Почему же… я не вижу… красоту? - спросил он, с трудом открывая глаза.

(28)Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, но в течение некоторого времени говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.

(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода - эти глаза земли - остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

- (35)Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что

больной сразу открыл глаза.

Ответы сдаются на проверку.


  1. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Написать сочинение-миниатюру о каком-либо дереве, используя обособленные члены предложения.

  2. Составить тест по теме «Обособленные члены предложения».

  3. Составить предложения с разными видами обособленных членов.

  1. Рефлексия.

- Сегодня мы выполнили много разных упражнений. Оцените свою работу.

- Какую оценку вы себе поставили? Почему?

Использованные ресурсы:

  1. videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya

  2. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2012. Русский яз. Драбкина, Субботин. 2012

  3. Выполнение заданий части В. ЕГЭ. Русский язык. Г. Т. Егораева. М., 2012


© 2010-2022