Интегрированный урок литературы и права Жестокие игры: поступок и его последствия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и права на тему «Жестокие игры: поступок и его последствия».

Цели урока: создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трёх ранее изученных фрагментов из повести Л.Н.Толстого «Детство», повесть В.Железникова «Чучело», рассказ В.Распутина «Уроки французского» с целью формирования общих этико-правовых знаний и выявления нравственной позиции учащихся; продолжить работу по развитию диалогической речи, пополнить этико-правовой словарь учащихся.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы читали и анализировали фрагменты из повести Л.Н.Толстого «Детство», повесть В.Железникова «Чучело», рассказ В.Распутина «Уроки французского». Сегодня мы подумаем, каковы последствия поступков, которые совершали герои названных произведений.

-Кто главные герои всех этих произведений? (Дети)

Мир детства предстаёт иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были более добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых. Весёлых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребёнком. Почему это происходит? Что особенного в мире детства?

(любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, притворства, он чист душой)

-Детство - счастливая пора. Можно ли слово счастливая заменить словами безоблачная, беззаботная, беспроблемная?

-В детстве есть свои проблемы, вы правы. И проблемы эти порой бывают трудными, ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра переходит в серьёзные проблемы.

1.В какое историческое время происходят события, описанные в прочитанных произведениях? (Л.Н.Толстой «Детство» - 30-е годы 19 века; В.Распутин Уроки французского» - после ВОвойны, середина 20 века; В.Железников «Чучело» - 70-е годы 20 века).

2.Похожи ли конфликтные ситуации, описанные в изучаемых произведениях? (Группа подростков обижает, унижает, избивает одного).

3.Почему дети так поступают?

4.Имеют ли они на это право?

Учитель права.

1.Можно ли поставить рядом такие слова, как право обижать?

2.А какие группы прав вам известны?

3.Когда человек получает свои первые права?

4.Должны ли права человека быть закреплены законом?

5.Какие законы о правах человека знаете? Обращаемся к учебнику «Ваши права». Чтение статей 1,2,5 и выявление ключевых слов и словосочетаний.

2.Аналитическая работа с текстом повести Л.Толстого «Детство»

Учитель литературы.

1.Чтобы проследить, какие права нарушены, давайте вспомним причину конфликтной ситуации в главе «Ивины». (Несколько мальчиков издеваются, насмехаются над одним).

2.Как можно распределить роли в группе мальчиков: вожак, жертва, преследователи?

3.Можно ли назвать Серёжу настоящим вожаком?

4.Какова реакция участников на всё случившееся?

5.Почему мальчики так относятся к Илиньке?

6.Как переосмысливает случившееся взрослый Иртеньев?

7.Обратитесь к карточке «жертва». Как использован приём антитезы? (Мальчики - Илинька, внешность - поведение)

Учитель права . Работа с таблицей. Заполнение 2 графы.

Правовой комментарий

Права и свободы

«Детство»(«Ивины»)

«Уроки французского»

«Чучело»

1.Права на жизнь и физическую неприкосновенность.

2.свобода от пыток и жестокого, унижающего обращения.

3.Право на личную жизнь.



3.Аналитическая работа с текстом повести В.Железникова «Чучело»

Учитель литературы.

1.Объясните заглавие. Можно ли подобрать другое?

3.Как можно распределить роли в этой группе ребят? (Вожак - жертва - преследователь)

4.Какую страницу повести вы считаете самой сильной? (Сожжение чучела)

5.Прочитайте по карточке, что такое аутодафе? (публичное сожжение еретиков, их сочинений по приговорам инквизиции в средние века)

6.Как к этому относятся Лена и её преследователи? Как вы понимаете слова Лены: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке - совсем другим»?

7.Было ли сожжение чучела внезапным порывом со стороны ребят?

8.Повесть заканчивается тем. Что Лена и её дедушка уезжают из города их предков. Почему? Ведь правда оказалась на стороне Лены?

9.Каким вы представляете будущее ребят? Изменятся ли они или останутся такими же?

10.Узнаем ли мы в конце повести о причине их жестокости? Оправдывает ли это их?

Заполнение таблицы (3 графа) с учителем права.

4.Аналитическая работа с текстом повести В.Распутина «Уроки французского».

Учитель литературы.

1.Как вы понимаете смысл названия?

2.Как иначе можно назвать?

3.Распределите роли в эпизоде драки мальчишек: вожак - жертва - преследователи.

4. Можно ли назвать эту драку честным поединком?

5.Какое неписанное правило сработало в драке? (Лежачего не бьют)

6.Из-за чего больше переживал главный герой - из-за физической или душевной раны?

Заполнение таблицы (графа 2) с учителем права.

5.Выводы.

В любой ситуации надо контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим, не нарушат ли они права других людей.

-Как сейчас вы оцениваете эти события?

6.Рефлексия. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения знании.

На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

7.Домашнее задание. Письменно ответьте на вопросы: « Были ли в вашей жизни, в классе подобные ситуации? Какие чувства вы испытывали?

© 2010-2022