Рабочая программа по литературе для 10 классар

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к ООП, СОО,

утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет литература

Уровень общеобразовательный

Ефремова Зоя Николаевна

Класс 10А,Б


2015-2016 учебный год

Количество часов:

всего 105 ч.; в неделю 3ч.

Программа разработана на основе _Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе, Примерной программы среднего общего образования по литературе, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ; авторской программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева,С.А.Зинина, рекомендованной Министерством образования РФ, 2014год


Сургут, 2015г.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса разработана на основе нормативных документов:

-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

- федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г. ;

-Примерной программы среднего общего образования по литературе для общеобразовательных школ, лицеев, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации

- авторской программы по литературе для 10 класса под редакцией авторов - составителей В.И.Сахарова, В. А. Чалмаева, С.А.Зинина, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2014г.

- учебным планом МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов на 2015-2016учебный год.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение курса литературы отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов в год.

К программе прилагается учебник «Литература» для учащихся 10 класса под редакцией В.И.Сахарова,В.А.Чалмаева, С.А.Зинина, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, М, «Русское слово», 2011г.

Изучение литературы среднего (полного) общего образования направлено на достижение основной цели: обеспечение высокого уровня преподавания предмета, соответствующего требованиям современного информационного общества.

ЗАДАЧИ изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений, умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать учащихся, вызвать у них желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

Структура программы 10 класса отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий.

Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений.

Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

Литература первой половины 19 века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса. Наиболее широко освещен литературный процесс второй половины 19 столетия.

В обзорные темы программы включены произведения, которые могут быть выделены для ознакомительного текстуального анализа в рамках обзора. Монографические разделы содержат как обязательный перечень произведений, так и список для самостоятельного чтения, любые произведения из которого могут быть включены в текстуальное изучение в форме индивидуального сообщения, ученического доклада или реферата.

Любовь к России и человеку - вот главный нравственно- философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.

Ведущая содержательно - методическая линия:

- направления в русской литературе 19 века

- творчество писателей и поэтов 1 половины 19 века

-творчество писателей 2 половины 19 века

-русская литература на рубеже веков.

Для реализации данной программы применяется метод проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: беседа, лекция, дифференцированные задания, работа в парах, групповая работа, взаимопроверка, самостоятельная работа, индивидуальная работа, фронтальная.

Формы и методы контроля: самостоятельные работы, сочинения, мини-сочинения, анализ лирических произведений, отзыв о прочитанном эпическом произведении.

Измерители учебных достижений: дидактический материал, тесты по произведениям, изученным на уроках, задания по проектной деятельности

Для реализации данного курса используются педагогические технологии обучения( технологии на основе личностной ориентации, на основе активизации и интенсификации процесса обучения, на основе эффективности управления и организации учебного процесса, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуального обучения), которые подбираются для каждого конкретного урока.

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

К концу 10 класса ученик должен знать:

*общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

* авторов и содержание изученных произведений;

*основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как литературный процесс, классика, литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.

Ученик должен уметь:

комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;

активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА

( 3 часа в неделю)

п/п

Содержание темы раздела

Всего часов

Количество часов

Изучение произведения

Развитие речи

1

Введение. «Прекрасное начало..» ( К истории русской литературы 19 века)

1


1

2

Из литературы первой половины 19 века

11

5

16

3

Литература второй половины 19 века

70

19

89

Итого

81

24

105





Содержание курса

Введение. Общая характеристика исторической ситуации в России первой половины 19 века. -1 час

Из литературы первой половины 19 века. - 16 часов

Характеристика литературы первой половины 19 века

Творчество А.С.Пушкина.

Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Уметь строить свое высказывание на основе прочитанных

произведений.

Поэма «Медный всадник»

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

Творчество М.Ю.Лермонтова. Художественный мир Лермонтова. Лирический герой поэзии Лермонтова.

Уметь строить свое высказывание на основе прочитанных произведений

Поэма «Демон».

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Этапы биографии и творчества Н.В.Гоголя. Творчество Гоголя и наше время

Сборник «Петербургские повести»

Анализ повестей «Нос», «Невский проспект»

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

Литература второй половины 19 века - 70 часов

Литература 50-80-х годов 19 века

Этапы биографии и творчества А.Н.Островского. Островский как создатель русского национального театра

Комедия «Свои люди - сочтемся!»

Драма «Гроза»

Критическая статья Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Сочинение по творчеству А.Н.Островского

И.А.Гончаров и его роман «Обломов»

Критические статьи Д.И.Писарева и Добролюбова

Сочинение по роману «Обломов»

Творчество И.С. Тургенева. Своеобразие жанров и героев произведений Тургенева.

«Записки охотника»

Стихотворения в прозе

Роман «Отцы и дети»

Критическая статья Писарева «Базаров»

Сочинение по роману «Отцы и дети»

Н.Г.Чернышевский и его роман-утопия «Что делать?»

Новые люди в романе Чернышевского

Решение женского вопроса в романе «Что делать?»

Сочинение по роману Чернышевского «Что делать?»

Основные темы лирики Н.А.Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Тема женской доли в поэме «Коиу на Руси жить хорошо»

Мотив правдоискательства в поэме

Представители народной жизни в поэме

Образ Гриши Добросклонова

Цикл стихотворений «Последние песни»

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

Философская лирика Ф.И.Тютчева

Любовная лирика Тютчева

Сочинение по лирике Тютчева

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

Лирика А.А.Фета.

Сочинение по лирике Фета

Творчество Н.Лескова Повесть «Очарованный странник»

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести

Тема русского богатырства в произведениях Некрасова и Лескова

Сочинение по повести «Очарованный странник»

Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова- Щедрина

Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь»

Роман- хроника «История одного города»

« Глуповское» народонаселение в романе

Сочинение по прозе Щедрина

Основные темы лирики А.К.Толстого.

Анализ стихотворений «Средь шумного бала», «Слеза дрожит», «Прозрачных облаков..»

Сочинение по лирике А.К.Толстого

Творчество Л.Н.Толстого. Обзор

Жанрово - тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи

Масштабность изображения исторических событий

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова

Мысль народная и ее развитие в романе

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона

Партизанская война в романе Толстого

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания

Философия войны в романе. Сочинение по роману «Война и мир» Образ Наташи Ростовой

Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Сочинение по роману - эпопее «Война и мир»

Творчество Ф.М.Достоевского. Обзор Эпоха кризиса в зеркале идеологического романа Достоевского

Образ Раскольникова и тема гордого человека в романе

Теория Раскольникова и идейные двойники героя

Раскольников и вечная Сонечка

Нравственно- философский смысл преступления и наказания Раскольникова

Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского

Творчество А.П.Чехова. Обзор

Анализ рассказа «Дама с собачкой»

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»

Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»

Новаторство Чехова - драматурга

Сочинение по творчеству А.П.Чехова

Контрольный тест по изученному материалу.

Литературная гостиная по современной литературе

Обобщение по курсу

Подготовка к ЕГЭ

Всего 105 часов

Учебно- методическое обеспечение

Учебно-методический комплект (УМК) авторы В.А Чалмаев, С.А. Зинин предназаначен для 10 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Литература» для 10-х классов используется педагогами уже не одно десятилетие Он обеспечивает преемственность курса литературы между средней и старшей школой. Позволяет проводить качественную подготовку школьников по предмету.

Учебники курса включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию, при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014года №253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010г.)

Состав УМК «Литература» для 10 класса:

- учебник «Литература» для 10 класса, авторы В.И.Сахаров, В.А. Чалмаев, С.А.Зинин. М., «Русское слово», 2011г.

- поурочные разработки по литературе. 10 класс, авторы Н.В.Егорова, Т.И.Михайлова, 2010г.

- тесты по литературе 19 века, издательский дом «Дрофа», 2010год



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА УРОКА

Кол.ч

Дата/п

Дата/ф

Планируемые результаты

Формы контроля

Образовательный

продукт

ЕГЭ

А

Б

А

Б

Освоение предметных знаний

УУД







1

Прекрасное начало…

К истории русской литературы 19века

1


Историко-литературный процесс

Совершенство вать навыки работы с информацией

Развивать устную речь

План-конспект

Опорный конспект, план текста, развитие навыков составления связного монологическо го высказывания


2


3

Из литературы первой половины 19 века

А.С.Пушкин.

Разнообразие жанров лирических произведений

______________

А.С.Пушкин о предназначении поэта и поэзии

16

1


1


Жизненный и творческий путь.

Тематические жанры лирики

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Устный ответ

Выразительное чтение наизусть.

Знать

тропы

и фигуры

речи.

4

5

А.С.Пушкин

Поэма «Медный всадник».

______________

Тема «маленького» человека в поэме «Медный всадник»

1

1


Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник» .

Отрабатывать умение строить устное высказывание

Отстаивать свою точку зрения

Устный ответ

Знать элементы сюжета.

Выразительное чтение наизусть

Сюжет

Компози

ция

6

7

Сочинениепотворчеству АС Пушкина

Написание сочинения по творчеству Пушкина

1

1


Композиция сочинения цитаты, эпиграф

Эпиграф

Письменное оформление эпиграфа

Алгоритм написания сочинения

сочинение

Построение собственного

текста

Тропы

Фигуры речи

8

9

М.Ю.Лермонтов о поэте и поэзии

______________

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова

1

1


Жизненный и творческий путь.

Тематические жанры лирики

Тема Родины - основная в лирике поэта

Подбирать информацию

Классифициро

вать материал

обобщать

Устный ответ

Выразительное чтение наизусть

Анализ лирическо

го произведения

10


11

М.Ю.Лермонтов.

Тема поединка тьмы и света в поэме «Демон»

_____________

Дух изгнания и земная женщина в поэме «Демон»

1


1


Романтическая поэма

Романтизм и реализм в творчестве поэта

Образ Демона

Ставить учебную задачу анализировать

итоги работы

Устный ответ

Выразительное чтение

Композиция помы

Анализ лирическо

го произведения

12


13

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова

1


1


Композиция сочинения

Цитаты, эпиграф

Выделение абзацев при работе над текстом сочинения


Планировать работу

Подбирать и классифицировать материал

сочинение

Создавать свой текст, используя критическую литературу

Выразительные средства

языка

14

15

16

Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». Обзор

______________

Анализ повестей «Невский проспект» «Нос»

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

1


1

1


Ирония, гротеск, фантасмагория

Гротеск фантасмагория

Подобрать и рассмотреть

иллюстрации Н.Альтмана, В.Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя

сопоставить с описанием Гоголя

сделать вывод

Устный ответ

Тема, композиция

Сюжет

Главные герои

Анализ эпического произведения

17

Написание сочинения по творчеству Н.В.Гоголя

1


Эссе

Композиция эссе

Выполнять работу по алгоритму

Пользоваться исследовательскими умениями

Создавать текст, используя критическую литературу

Делать выводы

сочинение

Выразительные средства языка


18

19

Литература второй половины 19 века

Литература и журналистика 50-х-80-х годов 19 века.

Литература и журналистика 50-х-80-х годов 19 века

89

1


1


Литературный процесс. Литературная критика

Совершенство вать устную речь

Составлять план-конспект

Устный ответ

Исторические аспекты литературного развития

Связь литературы и истории

20

21

22


23


24

Творчество А.Н. Островского. Обзор

_____________

Комедия «Свои люди - сочтемся!»

___________

Драма «Гроза»

Быт и нравы замоскворецкого купечества.

____________

Образ Катерины в критических статьях Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева

___________

Островский и русский театр


1

1

1

1

1


Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского.

Изображение затерянного мира в драме «Гроза»


Трагедия совести и ее разрешение в пьесе

Оценивать свою деятельность и деятельность других

Пользоваться исследовательскими умениями


Высказывать свою точку зрения, аргументируя, обобщая

Устный ответ


План-конспект


Цитатный план

Островский и русский театр.

Сценические интерпретации пьес писателя


Знать произведе ния драматурга

Особеннос

ти драматического произведения

25


26

Сочинение по творчеству А.Н. Островского

_________

Написание сочинения по творчеству А.Н.Островского

1


1


Создавать свой текст, используя знания по теории литературы

Составлять план

Классифициро

вать материал

делать вывод

сочинение

сочинение

Традиции отечественной драматур

гии

27

28


29


30

31

Жизненный и творческий путь И. А. Гончарова.

__________

Роман «Обломов»

Быт и бытие И.И.Обломова

_____________

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

______________

Мещанское счастье Андрея Штольца

______________

Анализ критических статей, посвященных роману Гончарова «Обломов»

1

1


1


1

1



Образная типизация

Символика детали


Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова»

Планировать работу

Систематизиро

вать материал

совершенствовать устную речь


выделять детали в описании портрета героев

анализировать

сравнивать

обобщать

Устный ответ


Презентация

Литературные предшествен ники Обломова.

И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой о романе

Теория литературы тип, деталь, образ



Анализ эпического произведения

32

Сочинение по роману И.А.Гончарова

«Обломов»

1


Создавать текст, используя знания по теории литературы

Подбирать критическую литературу

Систематизиро

вать материал

Письменная работа

сочинение

Компози

ция

33

34

35

36


37


38

Творчество И.С.Тургенева.

«Записки охотника»

______________

Стихотворения в прозе

_____________

Роман «Отцы и дети» Обзор.

---------------------Противостояние двух поколений русской интеллигенции

______________

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

_____________

Анализ критической статьи Д.И.Писарева «Базаров»

1


1

1

1


1


1


Социально-психологический роман

Философские итоги романа, смысл его названия


Русская критика о романе и его герое

Отражение в романе проблематики эпохи

Смысл названия романа

Выделлить главное в статье, составить сложный план

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Составлять план-конспект


Совершенство

вать устную речь

оценивать свою деятельность и деятельность других

Устный ответ



Устный ответ

Своеобразие композиции романа. Проблемы поколений, самовоспитания


Историческая основа романа

Русская критика о романе и его герое

Знать содержание романа


Образы главных героев

Анализ эпизода

39

40

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева

Написание сочинения по творчеству И.С.Тургенева

1

1


Создавать текст сочинения, используя критическую литературу, составлять план

Поиск и систематизация информации

Составление плана.

Обобщение и вывод по тексту

Письменная работа

сочинение

Сюжет

Компози

ция

41


42



43

Роман Н.Г.Чернышевс

кого «Что делать?». Обзор

_____________

«Новые люди» и теория разумного эгоизма как составляющие

авторской концепции переустройства России.

____________

«Свободная» женщина» Вера Павловна и решение женского вопроса в романе

1


1



1


Идеологический роман. Литературная утопия


Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа


Ложная интрига

Литературная утопия

Ставить цель

Анализировать общие итоги работы

Пользоваться исследовательскими умениями

Владеть навыками

учебного сотрудничества

Устный ответ




Устный ответ

Эстетические взгляды Чернышевского в романе



Роман-утопия



Анализ эпизода

44

Сочинение по творчеству Н.Г. Чернышевс кого

1


Создавать текст, используя критическую литературу

Поиск и систематизация информации

Составление плана

Письменная работа

сочинение

Компози

ция

сюжет

45

46


47

48

49

50

51

52

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова.

______________

Стихотворения

«В дороге», «Огородник» «Тройка»

______________

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Мотив правдоискательства.

___________

Представители народной жизни

_____________

Тема женской доли.

__________

Образ Гриши Добросклонова

_____________

Цикл стихотворений «Последние песни»

1

1


1

1

1

1

1

1


Народность литературного творчества Н.А.Некрасова

Некрасовские мотивы в живописи И.Крамского

И.Репина и др.


Фольклорные традиции

в поэме

Образы людей из народа

Образ Матрены Тимофеевны

Своеобразие образа Гриши Добросклонова

Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм

Оценивать свою деятельность и деятельность других


Совершенство

вать устную поэтическую речь

пользоваться исследовательскими умениями

владеть приемами и навыками учебного сотрудничества


Устный ответ



План-конспект


презентация

Проповедь, исповедь, покаяние в лирике поэта.

Традиции русской поэзии и новаторство Некрасова


Выразительное чтение наизусть


Знать лирическиепроизведе ния, уметь их анализиро вать


Тропы фигуры речи

53

54

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

Написание сочинения по творчеству Н.А.Некрасова

1

1


Создавать текст, подбирать,

классифицировать

материал

Поиск и систематизация информации

Письменная работа

сочинение

Компози

ция

55

56

Философская лирика

Ф.И.Тютчева.

_____________

Любовная лирика Тютчева

1

1


Интеллектуальная лирика.

Любовь как поединок роковой

Ставить учебную задачу, добиваться ее выполнения

Подводить итоги

Устный ответ

Выразительное чтение наизусть

Лирическая миниатюра

57

Сочинение по лирике Тютчева

1


Создавать текст, используя знания по теории литературы

Подбирать критическую литературу

Систематизиро

вать обобщать

Письменная работа

сочинение

58

59

Этапы биографии и творчества Фета

_____________

Лирика А.А.Фета

1

1


Музыкальность лирики А.А.Фета

Фет и теория чистого искусства

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Устный ответ

Выразительное чтение

Анализ лирическо

го произведения

60

Сочинение по лирике Фета

1


Создавать текст, используя критическую литературу

Планировать работу

Выдерживать композиционные части текста

Письменная работа

сочинение

61


62


63

Творчество Н.С.Лескова

Повесть «Очарованный странник»

_____________

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести

____________

Тема русского богатырства в произведениях Некрасова и Лескова

1


1


1


Литературный сказ

Жанр путешествий


Былинные мотивы в образе Флягина

Тема богатырства в повести

Призвание «маленького человека и его судьба

Особенности лесковской повествовательной манеры

Задавать уточняющие вопросы по уроку

Высказывать свои суждения, отстаивать свою точку зрения

Устный ответ


План-конспект

Язык и стиль сказа. Смысл названия повести

Тест

Знать произведения Лескова

64


Сочинение по повести Н.С.Лескова

«Очарованный странник»

1


Создавать текст,

используя знания по теории литературы

Подбирать и систематизиро

вать материал

составлять

план

делать выводы

Письменная работа

сочинение

Анализ эпизода

эпического произведе

ния

65


66


67


68

Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина

____________

Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь»

_____________

Роман-хроника «История одного города»

______________

« Глуповское» народонаселение в романе

1


1


1


1


Сарказм, ирония, гротеск, сатирическая литературная сказка

Произведения Салтыкова в иллюстрациях художников (Кукрыниксы)

Понятие об условности в искусстве

Роман-хроника

Сатирическая летопись истории Российского государства

Соотношение авторского идеала и действительности

Ставить учебную задачу

Обобщать,

делать выводы

Доказательно аргументировать свою точку зрения

Совершенство

вать устную речь

анализировать

сравнивать

обобщать

владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Устный ответ


Цитатный план

План-конспект



Тест

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина

Выразительное чтение прозы



Иллюстрации к произведениям Салтыкова

Особен ности сказок


Отмечать элементы фолькло

ра в сказках Щедрина


Тропы

фигуры

69

Сочинение по прозе Щедрина

1


Создавать текст , используя знания теории литературы

Подбирать и систематизиро

вать критическую литературу

Письменная работа

сочинение

Анализ эпического произведе

ния

70


71

Основные темы лирики А.К.Толстого.

----------------------

Анализ

Стихотворении

«Средь шумного бала..» «Слеза дрожит..»

«Прозрачных облаков..»

1

1


Лирика позднего романтизма

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого

Изобразительно-выразительные средства

Оценивать свою деятельность и деятельность других

Устный ответ

Конкурс выразительного чтения стихов

Толстого

Традиции русской художественной сатиры в произведениях А.К.Толстого

Анализ лирическо го произведе ния

72

Жизнь и творчество К.Хетагурова.

Стихотворения из сборника «Осетинская лирика»

1


Анализ лирического произведения

Выполнять работу по алгоритму

Пользоваться исследовательскими умениями

Эссе

Сочинение или эссе

Тропы фигуры речи

73

74


75


76


77


78

79


80


81


82

83


84

Творчество Л.Н.Толстого Обзор

______________

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи

_____________

Масштабность изображения исторических событий

____________

Этапы духовного самосовершенство

вания Андрея Болконского и Пьера Безухова

______________

Этапы духовного самосовершенство

вания Андрея Болконского и Пьера Безухова

______________

«Мысль народная» и ее развитие в романе

______________

Противопоставле

ние образов Кутузова и Наполеона.

______________

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого

______________

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического

сознания.

______________

Философия войны в романе

«Война и мир»

______________

Образ Наташи Ростовой

______________

Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

1


1


1


1


1


1

1


1


1


1


1





Роман-эпопея

История создания

Жанровое своеобразие

Художественно - философское осмысление сущности войны в романе.

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней»

Критическое изображение высшего света

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности

Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни

Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса

Исторические личности на страницах романа

Партизанское движение и его значение в романе

«Роевая жизнь крестьянства в романе

Значение образа Платона Каратаева

Психологизм прозы Толстого


Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы

Диалектика души

Историко-философская концепции

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

«Мысль семейная» и ее развитие в романе

Семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Курагины…)

Цитатный план

Классифициро

вать материал

анализировать

сравнивать

обобщать

составлять характеристики героев

находить портретное описание героев

сравнивать и делать выводы

совершенствовать устную речь

владеть общеучебными приемами и навыками

пользоваться исследовательскими умениями


принимать участие в дискуссии


планировать работу

классифицировать материал

оценивать свою деятельность и деятельность других


владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

анализировать общие итоги работы

сравнивать и делать выводы


владеть общеучебными навыками

Устный ответ

План-конспект

Тест

Письменная работа

Исследовательс

кая работа

Тест

Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос



Тест


Письменная работа


Тест

Устный опрос


Устный опрос


Тест


Ответить на вопросы учебника

Исторические источники «Войны и мира»


Тема «бонапартизма» в русской классике

Живописные портреты Толстого и иллюстрации к роману «Война и мир»


История на страницах романа Толстого


Презентация по роману «Война и мир»


Презентация по теме «Отечественная война 1812 года в романе-эпопее Л.Н.Толстого


Герои партизанской войны


Образы защитников Отечества



Женские образы в романе

Мысль семейная в романе Толстого

Знать произведения Л.Н.Толстого

Историко-философская концепция

романа


Анализ эпизода эпического произведения



Главные герои романа-эпопеи



Анализ эпизода эпического произведения


Выразительные средства языка


Анализ эпизода

Анализ эпизода


Анализ эпизода

85

86

Сочинение по роману- эпопее «Война и мир»

Написание сочинения по роману-эпопее «Война и мир»

1

1


Подбирать и систематизировать критическую литературу

Составлять план

Ставить учебную задачу

Добиваться ее выполнения

Письменная работа

сочинение

Анализ эпического произведения

87


88


89


90

91


92


93


94

Творчество Ф.М.Достоевского. Обзор.

______________

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Достоевского

______________

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

______________

Теория Раскольникова и

идейные «двойники» героя.

______________

Раскольников и «вечная»

Сонечка.

_____________

Нравственно-философский

смысл преступления и наказания Раскольникова

Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского

Написание сочинения по творчеству Ф.М.Достоевского

1


1


1


1


1


1


1


1


Герой-идея.

Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина его творчества

Социальные и философские истоки бунта героя романа


Тема «двойничества»

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе

Достоевского

Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против жестоких законов социума

Создавать текст, используя теоретические знания

Выделять композиционные части сочинения

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Классифициро

вать материал

планировать работу

оценивать свою деятельность и деятельность других

пользоваться исследовательскими умениями


анализировать

сравнивать

обобщать

делать выводы


подбирать и систематизиро

вать материал

составлять план

оценивать свою деятельность

Устный опрос


Тест


Проверочная работа


Тест


Дискуссия


Самостоятель

ная работа

работа над созданием собственного текста

Язык и стиль Достоевского.

Презентация

Достоевский в театре и кино


Образы Свидригайлова

и Лужина


Образ Сони Мармеладовой


Тема «маленько

го» человека

анализ эпического произведения





Идеологический роман

95

96

97

98

99

Творчество А.П.Чехова. Обзор

______________

Анализ рассказа «Дама с собачкой»

____________

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»

___________

Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»

_____________

Новаторство Чехова-драматурга

1

1

1

1

1



Глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы

Новаторство Чехова - драматурга

Лирическая комедия

Подтекст

Символическая деталь

Тема времени в пьесе

Внесценические персонажи

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Планировать работу

Классифициро

вать материал

ставить цель

делать выводы в конце урока

оценивать свою деятельность

и деятельность других

Цитатный план

Тест

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы с использованием плана

Исследовательс

кая работа

«Новаторство Чехова- драматурга»

«Тема «маленького» человека в русской классике

Драматическое произведение


Анализ эпизода

Анализ эпизода


100


101

Сочинение по

творчеству

А.П.Чехова

______________

Написание сочинения по творчеству А.П.Чехова

1

1



Создавать текст, используя критическую литературу

Соблюдать требования к созданию текста

Подбирать и классифициро

вать материал

составлять план

выделять композиционные части текста

Письменная работа

сочинение

Анализ драматического произведения

102


103

Контрольный тест по изученному материалу

____________

Литературная гостиная по зарубежной

литературе (Г.де Мопассан, Г.Ибсен,А.Рембо)

1

1


Работа с тестом


Оценивать свою деятельность и деятельность других

Ставить цель подводить итог проделанной работе

Тест


Тест

Работа с тестом


Работа с тестом

104

Литературная гостиная по зарубежной

литературе (Г.деМопассан, Г.Ибсен,А.Рембо)

1


Подготовка к ЕГЭ

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Устный ответ

105

Обобщение по курсу.

Подготовка к ЕГЭ

1


Подготовка к ЕГЭ

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Устный ответ









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей - классиков 19-20 веков;

* основные закономерности историко - литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

УМЕТЬ

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • * анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.




Учебно - методический комплект. Литература. 10 класс.

Программа:

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: В.И.Сахаров, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев.М., «Русское слово»,2011г

Учебно-методические пособия для учителя:

Основная литература:

1. Учебник «Литература» для 10 класса в двух частях, М., «Русское слово», 2011год

2.Поурочные разработки по русской литературе второй половины 19 века. 10 класс. Авторы: Т.И. Михайлова, И.В.Золотарева. М,ВАКО,2011г

3.Конспекты уроков для учителя литературы.10класс. Русская литература 19 века. Вторая половина.М.,Владос,2010 г

4.Литература. Тесты 9-11 классы. Дрофа,2010 г

Дополнительная литература:

1.Литература. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами. Авторы-составители Г.Ф. Сивокозова, О.А.Сидоркина. Издательство «Учитель»,Волгоград,2010г.

Учебно-методическая литература для учащихся:

1.В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература 10класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М.»Русское слово»,2011г.

2. Литература. Варианты контрольно-проверочных тестов. Издательство «Учитель», Волгоград,201 0 г


© 2010-2022