Предпрофильное обучение Шаги к правильной русской речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предпрофильное обучение Шаги к правильной русской речиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбашевская основная общеобразовательная школа»

Бардымского района Пермского края

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УВР директор школы

________ А. М. Кучукбаева ________ Н. М. Садыева

«____» ___________ 2014 г. « ___» _________2014 г.

Программа

курса по выбору по русскому языку

«Шаги к правильной русской речи»


Класс: 9

Учебный год: 2014-2015

Учитель: Садыева Илсуяр Аминовна

Пояснительная записка.

Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. Для этого необходимо в 9 классе начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы - курс по выбору " Шаги к правильной русской речи". Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Актуальность данного курса определяется не только требованиями школьной программы, но и требованиями времени. Характер рассматриваемых вопросов предполагает использование активных форм обучения - лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная программа рассчитана на 14 часов. Изучение данного курса поможет школьникам:

  • научиться общаться и вести деловые беседы, правильно оформлять деловые бумаги,

  • слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, подавать реплики, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения,

  • участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение,

  • участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью.

  • свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами.

Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи. Курс предполагает собой сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Культура речи - это не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка. " Шаги к правильной русской речи" - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Введение данного курса должно способствовать:

  • качественному повышению уровня речевой культуры;

  • формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения).

  • расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства ;

  • формированию умений оценивать речевое поведение.

Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной.
Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, который предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объеме курса.
Обучение культуре речи основывается на развитии самостоятельности мышления, индивидуального творчества. Становление диалектического, критического мышления, сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать слепого копирования будет способствовать реализации индивидуальных возможностей.
Ведущими формами и методами работы являются:

  • слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по курсу;

  • анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней;

  • работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, словообразовательными, орфографическими словарями.

  • упражнения по технике речи, выразительном чтении художественных произведений, произнесение собственных высказываний;

  • поэтапный анализ текста разных жанров и видов;

  • ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления.

В программу включены справочные материалы, словари, тренировочные упражнения, тексты разных стилей, тексты, тесты, рефераты, составленные самими учащимися (для наблюдения, выявления в них грамматических речевых ошибок).

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны углубить знания о нормах современного литературного языка уметь различать типы ошибок (грамматические, речевые);

  • учащиеся должны уметь находить нарушения норм литературного языка в устной и письменной речи, писать и говорить правильно;

  • выполнять тестовые задания, что поможет для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку;

  • учащиеся должны уметь пользоваться разными словарями.

Учебно-тематический план курса.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы и методы проведения

Виды контроля

1.

Правильная речь - визитная карточка

1

назначение, структура и краткое содержание учебного курса в виде объяснительно-иллюстративного метода

самопроверка

2.

Наши помощники - словари

1

частично-поисковый метод

проверка в группах

3.

Орфоэпические нормы языка

1

лекция, практическое занятие

проверка учителем,

4.

Как сказать лучше?

1

работа в парах

5.

Учимся слушать и слышать

1

объяснительно-иллюстративный метод

консультация с учителем

6.

Общение и речь. Общительны ли вы?»

1

практическое занятие

самопроверка

7.

Учимся беседовать и спорить

1

работа с текстами

сообщения учащихся.

8.

Публичное выступление «Изобретаем речь. Учимся выступать эффективно»»

1

лекция, работа в парах

Создание текста выступления, его публичное представление

9.

Что такое аннотация?

1

практическое занятие

редактирование творческих работ

10.

Учимся писать отзыв

2

проблемно-поисковая работа

консультация с учителем, анализ работ.

11.

Что такое реферат?

2

практическое занятие (работа на компьютерах)

проверка учителем, самопроверка

12.

Итоговое обобщающее повторение

1

практическое занятие

проверка учителем


Список рекомендуемой литературы.

  1. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2005 г.

  2. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М.: Знание, 1980 г.

  3. Учебно - тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М: Интеллект - Центр, 2005 г.

  4. Элективные курсы по русскому языку и литературе в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Пермь, 2005 г.





Тренинг инструментальных умений общения.

• Произнесите «Здравствуйте...с оттенками интонации, выражающими : радость,
страх., удивление, удовольствие, упрек, дисциплинированность, неудовольствие, с
достоинством, иронично, торжественно.

• Прочитайте любой текст шепотом, с максимальной громкостью, переходя
волнообразно из одного в другое, с пулеметной скоростью, со скоростью улитки,
как будто вы страшно замерзли , как будто у вас во рту горячая картошка, как
пятилетняя девочка, как робот.

• Нахмурьтесь, как нахмуриваются: учитель, недовольный ответом ученика;
король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; человек, желающий скрыть
улыбку: Наполеон; родитель, открывший дневник сына.

• Улыбнитесь, как улыбаются: Моча Лиза, очень вежливый японец, собака своему
хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, младенец матери, пациент после
посещения дантиста.

• Посмотрите, как смотрят: влюбленные друг на друга; лисица, сидящая перед
вороной с сыром; папа после родительского собрания; «мисс Россия»; мышка на
кошку; удав на кролика; начальник на подчиненного.

Сядьте , как сидят: наседка на гнезде, орел на горной вершине, председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе



Тест «Общительны ли вы?»

(Оценка ответа: да-2 балла; иногда-1 балл; нет-0 баллов)

1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,
сообщением на каком-либо совещании, собрании?

4. Вам предлагают поехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите
ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться впечатлениями с кем-либо?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой-
показать дорогу, ответить на вопрос?

7. Считаете ли вы, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напоминать знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые
занял несколько месяцев тому назад?

9. В ресторане или столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не будете вступать с ним в
беседу, а если он заговорит первым, вы будете этим тяготиться. Так ли это?

11 .Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была, и вы предпочтете отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост.

12. Боитесь ли вы участвовать в комиссии по рассмотрению какого- либо конфликта?

13.У вас есть свои собственные оценки произведений литературы, культуры, искусства ,и других оценок вы не принимаете?

14. Услышав где - нибудь «в кулуарах» высказывания явно ошибочного характера по хорошо известному вам вопросу, вы промолчите и не вступите в спор?

15.Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться о каком- либо служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения, мнение, оценку в письменной форме чем
в устной?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова). Орфоэпия - это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

В основе русской орфоэпии лежат закономерности образования и взаимодействия отдельных звуков в фонетической системе русского языка. Произносительные особенности русского литературного языка сложились к середине XVII века на базе московского городского разговорного языка.

Для подготовки к единому государственному экзамену нет необходимости подробного изучения всех правил русской орфоэпии (да и образовательные стандарты по русскому языку этого не требуют), поэтому мы лишь затронем основные из орфоэпических правил. Если говорить о наиболее близких разделу «орфоэпия» разделах науки о языке, то наиболее близка орфоэпии фонетика, однако с 2009 года задания по фонетике из КИМ исключены.

  1. Как и в большинстве языков мира, гласные звуки в русском языке подразделяются на ударные и безударные, причём ударные гласные имеют наиболее отчетливое звучание и произносятся с чётким разграничением соответствующих рядов и подъёмов. В безударном положении наблюдается некоторое сокращение длительности звучания гласных звуков и стирается рельефность их акустического рисунка (менее чёткое произношение).

С ударениями в начальной форме слов можно справиться путём их запоминания (нужно чаще «читать» орфоэпические словари), для определения места ударения в производных формах слов (блúна или блинá) существуют свои правила:

Большинство односложных (состоящих из одного слога) имён существительных мужского рода в формах косвенных падежей имеют ударные окончания (блин - блинá - блинáм, конь - конéй - коня¢ и т.д.), однако в некоторых словах в форме родительного падежа единственного числа возможны два варианта ударения (гуся¢ и гýся, груздя¢ и грýздя, жезлá и жéзла, плутá и плýта, прудá и прýда и т.д.).

У существительных женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание (веснóй - веснé - веснý, бронёй - бронé - бронú и т.д.), однако некоторые существительные женского рода с окончаниями на -а, -я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (бóроду, гóру, дóску, зéмлю, зúму, пóру, спúну, стéну, цéну, щёку и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бóрону и боронý, рéку и рекý, кéту и кетý.

Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в значении обстоятельства произносятся с ударением на окончание (в горстú, в костú, в кровú, в ночú, в связú, в степú, в тенú, в честú, на грудú, на печú, на цепú и др.), другие предполагают два варианта ударения (на дверú и на двéри, в клетú и в клéти и др.).

Имена существительные 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа могут произноситься либо с ударением на основе, либо с ударением на окончании, а некоторые из них предполагают оба варианта ударения (см. примеры в таблице):

Место ударения у существительных 3-го склонения в форме Р.П., мн.ч.

на основе

на окончании

вариативность

возвьíшенностей, глýпостей, дéрзостей, мéстностей, пáстей, пóчестей, прúбылей, прóповедей, пря¢дей, прóрубей, рáдостей, шáлостей

вéтвей, горестéй, должностéй, жердéй, кистéй, крепостéй, лопастéй, мастéй, мелочéй, новостéй, областéй, очередéй, плетéй, плоскостéй, площадéй, повестéй, сетéй, ролéй, щелéй, скатертéй, стерлядéй, тростéй, четвертéй

óтраслей и отраслей, вéдомостей и ведомостéй

Некоторые предлоги принимают на себя ударение, тогда следующие за ними самостоятельные части речи становятся безударными:

предлог

примеры

без

бéз вести, бéз толку, бéз году неделя

до

дó ночи, дó полу

за

зá волосы, зá год, зá голову, зá город, зá два, зá десять, зá душу, зá зиму, зá ногу, зá нос, зá ночь, зá руку, зá сорок, зá спину, зá сто, зá три, зá ухо, зá уши, зá шесть

из

úз носу, но úз виду и из вúду, úз дому и из дóму, úз лесу и из лéсу

на

зуб нá зуб, нá берег, нá год, нá голову, нá гору, нá два, нá день, нá десять, нá дом, нá душу, нá зиму, нá ногу, нá нос, нá ночь, нá руку, нá спину, нá стену, нá сто, нá сторону, нá три, нá угол, нá ухо, нá шесть, но нá воду и на вóду

от

год óт году, час óт часу

по

пó два, пó двое, пó лесу, пó морю, пó носу, пó полу, пó полю, пó сто, пó три, пó трое, пó уху

под

пóд вечер, пóд гору, пóд ноги, пóд нос, пóд руки

Произношение заимствованных слов.

Как правило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с[х']ема.

Вариантное произношение допускается в словах: декан, терапия, претензия, террор, трек.

Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным: рукá - рýку, при́нял - приняла́, конéц - конéчный - закóнчить.

В большинстве случаев необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются произношения слов. Это поможет лучше усвоить произносительные нормы: необходимо перед применением на практике какого-либо слова, вызывающего затруднения, заглянуть в орфоэпический словарь и узнать, как оно (слово) произносится.







Как вести хорошую беседу

1 методика:Как самостоятельно построить интересную беседу

Искусство общения требует постоянной практики, но на самом деле быть хорошим собеседником не так и сложно. Интересная беседа может начаться, когда двое или больше людей находятся на одной волне, и им легко друг с другом. Можно результативно поговорить по телефону, за ужином или в школе. Следуя рекомендациям, данным в этой статье, вы сможете расслабиться и спокойно поговорить почти с каждым.

Как правильно заводить беседу (с друзьями или незнакомцами): 5 проверенных способов

  • Не все любят светские разговоры ни о чем (о погоде, о политике, о здоровье и т.д.). Но, на самом деле, они выполняют очень полезную функцию - помогают разрядить обстановку с друзьями, выйти из неловкой ситуации или начать беседу в малознакомой или совершенно незнакомой компании. Они помогают ненавязчиво завести разговор и познакомиться с человеком.

  • Если у вас есть определенные проблемы с началом беседы с незнакомыми людьми, эти 5 простых советов помогут научиться налаживать контакты и перестать прятаться по углам, чтобы никто не заметил, на многолюдной вечеринке или торжественном приеме.

Если честно, то раньше мне казалось, что это умение - ненавязчиво заводить разговор - талант исключительно врожденный. С такими людьми уже через 5 минут разговора ты чувствуешь себя так, словно беседуешь со старыми добрым знакомым. И я лично знаю таких людей - в моем окружении их не так уж и много.

Кроме них есть люди, которые также легко начинают беседы с незнакомыми людьми, но уже через минуту становятся похожи на представителей канадской компании, пытающихся продать вам очередной набор ножей, посуды или пылесос. Между первыми и вторыми есть огромная разница. Как понять, что вас слишком занесло, и как правильно начать разговор? 5 простых советов от Селес, автора блога Personal Excellence.

1. Задайте вопрос

Это самый простой и стандартный способ начать новый разговор. И многие им пользуются.

  • "Чем вы занимаетесь?" Это отличный вопрос для начала беседы в странах с культом работы. Например, в Сингапуре или в Гонконге. Люди в этих странах привыкли идентифицировать себя с тем, чем они занимаются. Так что если вы знаете о том, что эти люди (или человек) любят свою работу и посвящают ей большое количество своего времени, смело задавайте этот вопрос. И в ответ вы получите достаточно длинный и подробный ответ, так что разговор не закончится после короткого ответа и последующей неловкой паузы.Также этот вопрос хорошо подходит для разговор на различных конференциях, семинарах и бизнес-мероприятиях.После этого, открывающего беседу, вопроса вы можете задать еще огромное количество "рабочих" вопросов - "как давно занимается этим делом и как давно работает в этой компании?", "нравится ли эта работа?", "что побудило вас присоединиться к этой компании?" и так далее и тому подобное. Вопросы о клиентах, командировках, рабочем месте и забавных случаях на работе - возможности бесконечны.

  • "Что привело вас сюда?" Этот вопрос особенно полезен для различных мероприятий, будь это домашняя вечерника или бизнес-мероприятие.Используйте ответ для продолжения разговора. Например ответ в стиле "Я здесь чтобы познакомиться с новыми людьми" означает, что этот человек расположен к общению и новым знакомствам. Возможно, вы можете поделиться интересными социальными мероприятиями, которые внесены в ваш календарь.

  • "Что вы сегодня делали?", "Чем вы занимаетесь?" или "Чем вы сегодня были заняты?" Иногда ответы на эти вопросы являются стандартными и неинтересными. Но иногда они могут раскрыть интересные подробности о собеседнике.

  • "Как прошло событие (мероприятие)?" Если вы знаете, где этот человек был до этого, используйте это знание для разговора. Например, кто-то из ваших друзей или коллег недавно вернулся из путешествия или был на интересной конференции. Расспросите его об этом событии.

  • "Чем вы заняты на этой неделе?" Так как этот вопрос о том, что будет, лучше задавать его во второй части разговора для того, чтобы заполнить пустое пространство, если вы никак не можете придумать интересные темы.

Не забывайте о том, что вам могут задать встречные вопросы, так что будьте готовы на них отвечать.

2. Сделайте комплимент

Например, вариант, который лучше всего работает в женской компании: «Какое красивое платье! Оно так замечательно на тебе сидит. Где ты его купила?" И все вопросы, которые касаются аксессуаров, прически и внешнего вида. Вопрос в стиле "Ты прекрасно выглядишь! Хорошо отдохнул/сел на диету/начал заниматься спортом и так далее?" также неплохо работает и с мужчинами.

Комплименты относительно проделанной работы будут приятны всем без исключения. Особенно они работают с открытыми и эмоциональными людьми.

3. Используйте окружающие объекты как зацепку для разговора

Если вы познакомились на конференции, вы можете сказать, что вам понравилось выступление определенного спикера, указать, какие именно моменты произвели приятное впечатление и спросить у собеседника, что он об этом думает.

Используйте происходящее вокруг вас для разговора не переходя на личные темы и создавая таким образом вокруг себя и собеседника комфортную атмосферу. После того, как лед растает, вы можете выбирать более личные темы.

4. Спросите совета или попросите о помощи

Часто один вопрос или простая просьба о помощи может вылиться в долгую, увлекательную и плодотворную беседу.

Почему это работает? Потому что людям нравится помогать. Это дает им чувство важности, ощущение того, что они сделали что-то полезное. А восхищенные реакции на ответы позволяют им чувствовать себя в роли старшего наставника.

Это могут быть вопросы на рабочие темы. Например, вы можете сказать, что в данный момент работаете над проектом и хотели бы знать мнение человека, так как он является экспертом в этой области.

И даже если на самом деле вы не очень нуждаетесь в советах, все равно попросите о помощи, так как совет, данный другим человеком, может открыть перед вами любопытные перспективы, которые вы до этого не замечали.

И самое интересное заключается в том, что обычно молчаливый и скромный человек может сломать свою стандартную модель поведения и показать себя с совершенно другой стороны. Некоторые люди расцветают в буквальном смысле слова, когда кто-то задает им вопрос по тематике, которой они увлечены и в которой они являются экспертами.

5. Расскажите что-нибудь о себе

Чем вы занимались в последнее время? Что нового и интересного узнали? Каких целей вы хотите достичь в ближайшее время? Расскажите об этом.

Этот метод является противоположным методу №1. - вы сами проявляете инициативу и рассказываете часть информации о себе, которая может заинтересовать собеседника.

Этот метод лучше применять, когда ваш собеседник очень стеснительный и вряд ли начнет беседу первым. Или если человек не отреагировал на ваш вопрос или комментарий. Тогда вы можете начать беседу, первым рассказав о себе. Таким образом вы уберете себя с позиции властного человека (когда вы задаете вопросы, тем самым направляя поток беседы в нужное вам русло), открываете себя и позволяете себе быть уязвимым (рассказывая о себе информацию, вы открываетесь, подвергая себя потенциальным обсуждениями и оценке). Когда человек увидит вашу открытость, он может расслабиться и открыться вам в ответ.

А как вы заводите разговор с незнакомыми людьми?



Аннотация

Аннотация - краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?» он дает читателям сориентироваться в их выборе.

Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.

Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции - глагольные и причастные.

Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.

Инструкция

1

  • Аннотация на художественное произведение размещается на форзаце книги после библиографического описания. Именно поэтому в ней не рекомендуется повторять сведения, которые уже были в библиографии: имя автора и название произведения. Но это не означает, что в тексте не будет ни слова об авторе. Его фамилия упоминается не как констатация, а вместе с характеристикой эпохи, в которую он работал. При этом нужно избегать распространенных клише.

  • 2

  • Затем указывается жанр произведения. В этом пункте приветствуется точность и подробность. К стандартному обозначению жанра можно присовокупить оценочную характеристику. Именно она станет для читателя отличительной чертой, которая поможет сделать выбор в пользу именно этой книги.

  • 3

  • Следующая часть аннотации - описание содержания книги. Очень важно не раскрывать в описании всю суть романа или повести - ведь тогда потенциальному покупателю будет неинтересно читать произведение. В то же время отвлеченное сдержанное описание тоже не подойдет - аннотация должна привлечь внимание читателя и запомниться. Чтобы найти золотую середину, в аннотации обычно раскрывается суть произведения, время и место действия, завязка основной интриги.

  • 4

  • Если книга, к которой пишется аннотация, не художественная, а научная, в начале аннотации указываются ученые звания автора. При анализе содержания делается акцент на отличии книги или статьи от изданий, посвященных той же теме или области исследования. Дополнительно может быть сказано о части аудитории, которой будет интересна данная книга.

  • 5

  • Стиль изложения мыслей в подобной аннотации должен быть достаточно легким, без злоупотребления научными терминами - язык должен быть понятен как специалистам, так и людям, не разбирающимся в науке. Описание книги в аннотации лаконично и четко передает ее особенности, без лишних подробностей.

  • 6

  • Если издание отличается от подобных оформлением, это отмечается в аннотации (это касается и переиздания старых книг).











Как написать отзыв

Отзыв представляет собой анализ, суждение, а также оценку какого-либо художественного или научного произведения, статьи, предмета или продукта. Не зависимо от того, на какую тему вы пишете отзыв, в нем должны присутствовать основные положения, характеризующие ваше отношение к объекту.

Nextclick

Инструкция

1

  • Наиболее распространенным является отзыв на литературное произведение или книгу в целом. Первое, что обязательно нужно указать в отзыве, это сведения об авторе и книге. Кратко опишите жизненный путь писателя, год, когда была создана книга, предпосылки ее создания. Укажите название книги, его смысл, а также что хотел сказать данным произведением автор.

  • 2

  • Далее опишите свое впечатление по поводу прочитанного, чего вы ожидали вначале, оправдались ли ваши ожидания при прочтении, понравилась ли вам концовка. Но при этом не следует расписывать подробности сюжета, у будущего читателя должна быть заинтересованность в прочтении книги. Поэтому не раскрывайте всех секретов и интриг, описывайте только ваше отношение по ходу чтения книги.

  • 3

  • Можно кратко описать место действия и главных героев. Но опять же, напишите о них с вашей точки зрения, ведь суть отзыва в вашем личном восприятии прочитанной книги и в вашем личном отношении к происходящему. Возможно, у кого-то мнение совпадет с вашим, а у кого-то нет.

  • 4

  • Кроме того, чтобы у будущего читателя возникло полное представление о книге, важно написать про язык и стиль текста, актуальность темы, замысел автора.

  • 5

  • После этого необходимо указать ваше мнение в целом. Расскажите, понравилась или не понравилась вам книга, что вы думаете о ней, совпадает ли ваше мнение с мнением автора, как прочтение книги повлияло на вас, оставило ли след в вашей душе. Укажите, рекомендуете или нет вы книгу читателям, дайте оценку произведению. А также напишите, хотели бы вы прочесть ее ещё раз и станете ли вы читать другие произведения этого автора.

  • 6

  • Кроме того, постарайтесь оценить, в какой ситуации и с каким настроением лучше читать данное произведение.





Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать) [1] - письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. [2] Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Виды рефератов

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. [источник не указан 600 дней] Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. [источник не указан 600 дней] Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. [источник не указан 600 дней] Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
Реферат программы

При регистрации в Роспатенте программы для ЭВМ следует добавить к ней реферат. Объем реферата - до 700 символов (10-12 строк) , должен содержать сведения о назначении, области применения и функциональных возможностях программного продукта. Обычно указывается:

* тип реализующей ЭВМ;
* язык программирования;
* операционная система;
* объем полного исходного текста программы в Кб.

Структура и признаки реферата

Реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году) , сообщены сведения об авторе (Ф. И. О. , специальность, учёная степень, учёное звание) , раскрывается проблематика выбранной темы.
2. Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.
3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие признаки:

* содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
* содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
* имеет постоянные структуры.

Стилистика реферата

Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет» , «уделяется особое внимание» , «поднимается вопрос» , «делаем следующие выводы» , «исследуемая проблема» , «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты)

В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой.







Учимся слушать и слышать друг друга

В психологии был найден замечательный способ помощи собеседнику в случаях, когда ему трудно справиться с ситуацией, пережить неудачу, выразить еще не вполне ясные чувства или мысли. Он называется техникой активного слушания.

Ушки на макушке

При активном слушании ваша задача - понять говорящего и дать ему знать об этом. Когда мы говорим «понять», то имеем в виду не только содержание слов, но и его эмоциональное переживание.

Решить обе эти задачи помогает следующий прием - повторять то, что сказано собеседником и при этом, называть его чувство или состояние.

Воспроизводя сказанное собеседником, можно повторить отдельное слово, целую фразу или использовать «парафраз», то есть, передать смысл сказанного другими словами.

К примеру, ваша дочь-школьница заявляет: «Я не надену эти туфли, потому что они дурацкого морковного цвета и надо мной будут все в классе смеяться». Ваш ответ может быть таким: «Тебе не нравятся эти туфли, потому что ты боишься, что из-за их яркого цвета в школе тебя засмеют».

Зачем это нужно?

Если ваш ответ будет точным, собеседник почувствует, что вы присоединились к его переживаниям. И это чувство очень важно для каждого. Как в пословице: «разделенное горе уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое усиливается».

Наряду с активным слушанием используется так называемое пассивное слушание. Это тоже форма активного внимания к проблеме собеседника, только с малым количеством слов. Это могут быть отдельные слова или междометия: «жаль», «да?», «ого», «хм». Кивки головы, внимательный взгляд.

Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать, а вам - сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок, чувств. Такое умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника - одно из самых трудных умений активного слушателя. Когда оно выполняется, между говорящим и слушающим возникает особенно доверительный контакт.

Чтобы поддерживать контакт, полезно так же подстраиваться под собеседника невербально, то есть повторять его мимику, жесты, интонации, громкость голоса, движения глаз и наклон головы. Важно смотреть в глаза, хотя бы изредка задерживая взгляд.

Правила нескольких «не»

Не начинать слушать, если нет времени. Это понятно: представьте, что вы начали беседу с сыном, только-только установили с ним доверительный контакт, а он вдруг поворачивается спиной и говорит: «Мне пора во двор». Обидно, не так ли? Учите и себя, и близких терпению и желанию слушать друг друга.

Не расспрашивать. Прямые вопросы и тем более расспросы нежелательны. Задавая вопросы, вы удовлетворяете собственное любопытство, а значит, преследуете собственные интересы, а не интересы другого, и собеседник это чувствует.

Не давать советы. Советы - это первое, что приходит в голову, когда возникает желание помочь. Более того, человек, оказавшийся в беде, сам просит об этом. Практика показывает, что на самом деле советы не работают. И на это есть несколько причин.

Во-первых, когда вы даете совет, то ставите себя выше другого. Это сознательно или бессознательно обижает, и человек стремится «развенчать» ваши умные рекомендации. Во-вторых, вы исходите из своего понимания ситуации, а для собеседника проблема может выглядеть иначе. Вот почему совет, который начинается со слов: «я бы на твоем месте…» заканчивается возражением: «а я - не ты».

И в-третьих, как правило, то, что вы советуете человеку, уже приходило ему в голову, или он мог бы додуматься до этого сам. От вас требовалась лишь поддержка.

Учимся сопереживать

Рассмотрим контр-примеры, которых лучше избегать, когда ребенок ищет у взрослого сочувствия, а получает взамен:

Приказы, команды: «Сейчас же перестань реветь!»

Предупреждения, угрозы: «Еще раз так сделаешь, получишь у меня!», «Не будешь слушаться - запру в чулан!». Нет понимания и нет желания понять. На первом месте - удовлетворить собственную прихоть, а для этого - припугнуть.

Морали, нравоучения, проповеди: «Сколько раз тебе говорила, не делай так!», «Я тебя предупреждала, теперь пеняй на себя!». В ответ - молчаливое переживание ребенка - и так тошно, а еще мама со своими нравоучениями, у ребенка появляется желание заткнуть уши или уйти, закрыться в комнате, остаться наедине со своими проблемами.

Критика, выговоры, обвинения: «Вечно ты лезешь, куда не надо!», «Такая взрослая, а ума не набралась». Вместо сочувствия - еще один щелчок по самолюбию.

Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Лапша», «Нытик», «Нельзя быть таким ослом». Нельзя приклеивать ярлыки, ребенок рискует жить с ними всю жизнь, и это станет неисправимой ошибкой родителей.

Догадки, интерпретации: «Ты злишься, потому что у тебя самого ничего не получается», «Ты оправдываешь свою лень, чтобы иметь возможность ничего не делать и сидеть на шее у родителей». В этих фразах - отстраненное суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их «вычисляют».

Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Ничего, все образуется», «Я тебя понимаю, но не стоит так переживать», «Это пустяки», «У меня так тоже было - ничего, пережила». Вместо того, чтобы разделить переживание собеседника, «сочувствующий» принижает или обесценивает его чувства. Это несправедливо.

Важно понять, что эмоции - лучше оставить, а детей нужно стремиться услышать и понять.

Личный опыт

Меня спрашивают: «Как, активно слушая, мы помогаем разрешить проблему своему ребенку, если советы давать не рекомендуется?»

Скажу о главном выводе, который сделали мастера психологической помощи. Их опыт показал, что решить эмоциональную проблему за человека не может никто. Попытки советовать, указывать на свой опыт, как правило, не приводят к успеху. И, тем не менее, помощь слушающего может оказаться очень существенной.

1. Вы находитесь рядом и даете возможность ребенку высказаться.

2. Вы показываете, что знаете о его чувствах, так как точно их называете, тем самым, разделяя личные переживания.

3. Вы не вмешиваетесь грубо, делая паузы, и предлагая ребенку самому рассуждать над сказанным, это и приводит к решению проблемы, которое потом покажется ему очевидным.

4. Своим невмешательством вы передаете ребенку веру в то, что у него есть свой запас сил и способностей, которые помогут ему справиться с проблемой.





© 2010-2022