Урок Разряды количественных числительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Разряды количественных числительных.

Цель урока: Познакомить с разрядами количественных числительных; развивать умения определять разряд числительных; вырабатывать орфографическую зоркости; воспитывать чувство ответственности за свой труд; воспитание нравственного потенциала учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки, иллюстрации, презентация, таблица

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний

- Выпишите числительные, объясните написание Ь знака в них.

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря - 459 метров, Азовского - 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длинна 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала - 1637 метров.

-Распределительный диктант. (Записывается на доске и в тетрадях)

Семь, трое, три пятых, двое, пять, пятеро, две седьмых, одна девятая

- На какие группы можно поделить данные числительные? Чем они отличаются? Составьте 4-5 словосочетания и запишите их.

3. Работа по теме урока. Сообщение цели урока.

1.Расскажите о том, что вам уже известно о числительном.

Работа с учебником.

- Есть ли в тексте числительные, разряд которых вы затрудняетесь определить?

Это собирательные числительные обозначают определённо количество как одно целое. Собирательных числительных всего девять. Попробуем их назвать. (Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро).

2. Назовите разряды числительных. Сколько их

3. Исправить ошибки в распределении числительных в колонках, добавить в каждую колонку по 2-3 числительных в сочетании с существительными.

Числительные обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

Семнадцать рублей

Тринадцать походов

Двадцать два градуса

Пятеро друзей

Одна пятая сада

Восемь груш

Две десятых урожая

Пять седьмых метра

Трое суток

Четверо малышей

Двое очков

Три четвертых пути

4. Прочитать предложения и записать, заменяя цифры словами. Над числительными, обозначающими целые числа, напишите букву - ц, над дробными - д, над собирательными - с.

1. По длине - три тысячи шестьсот восемьдесят к..лометров - Волга зан..мает первое место среди рек Европы. 2. Шестьдесят пять ми(л,лл)ионов земель ра..пахано в ба(с, сс)ейн.. Волг.. 3. На морские рубеж.. пр..ходится около двух третей общей прот..женности границ нашей страны. 4. По обеим сторонам прост..раются р..скошные луга. 5. Двое г..ологов семеро суток шли по тайге.

Физкультпауза

5. Работа со словами километр, бассейн.

Километр - мера длины, равная тысяче метров.

Бассейн - 1. открытый или в закрытом помещении искусственный водоём, специально сооружённый для плавания, купания, для декоративных целей и т. п.

2. Совокупность притоков реки, озера и т. п., а также площадь стока поверхностных и подземных вод в водоём. Например, бассейн волги.

3. Область залегания горных пород. Например, каменноугольный бассейн.

Составить предложения с этими словами.

6. Выполнение упражнений

4. Закрепление материала.

Словарная работа.

-Запишем на доске и в тетрадях несколько фразеологизмов:

Семь чудес света, семь раз отмерь - один раз отрежь, семеро одного не ждут, до седьмого пота, быть на седьмом небе. (семи пядей во лбу, семь верст до небес, семь пятниц на неделе , семь бед - один ответ, спустить семь шкур с кого - то)

- Какие еще фразеологизмы со словом семь вы помните?

- Чем объяснить такое большое количество пословиц и поговорок, связанных с этим волшебным числом?

Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число семь считалось священным и было весьма распространено.

5. Итоги урока.

- Что могут обозначать количественные числительные?- С какими разрядами числительных мы познакомились на уроке?

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.


© 2010-2022