- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ
Элективный курс ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кобелева И.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 82»
Точка, точка, запятая
Программа элективного курса для учащихся 9 классов
Составитель:
Кобелева Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 82
Кемерово
2015
1. Пояснительная записка.
Элективный курс «Точка, точка, запятая» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание раздела «Синтаксис сложного предложения» базового учебного предмета «Русский язык», совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области, обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по русскому языку.
Синтаксис сложного предложения изучается школьниками в 9 классе, является последней темой в основном курсе предмета «Русский язык», на который отведено 3 часа в неделю. В связи с этим учащиеся не успевают осознанно воспринять эту сложную тему. Результаты текущих и итоговых контрольных работ (ОГЭ в 9 и ЕГЭ 11 классах) показывают, что количество как пунктуационных так и грамматических и речевых ошибок, связанных с использованием сложного предложения в собственной речи, в целом не убывает. Это и определяет актуальность выбранной нами темы элективного курса. Отсюда его цели и задачи: элективный курс призван помочь учащимся обобщить и систематизировать полученные на уроках в 9 классе знания, умения, навыки, углубить их, показать роль сложных предложений в тексте, научить использовать их выразительно-изобразительные возможности при создании собственного текста.
Программа строится на следующих принципах: от общего (повторение изученного на уроках в 9 классе) к частному (углубление); коммуникативная направленность (роль изучаемых явлений в тексте); доступность (углубление не предполагает введение новой терминологии, т.к. курс рассчитан на учащихся нефилологических классов); систематичность и последовательность изложения материала от простого ( известного) к сложному (новому).
В программе элективного курса не изменен порядок изучения сложных предложений, строится так же , как и в программе 9 класса, но во главу угла ставится не пунктуация, а семантика предложения и его стилистическая роль. Больше часов выделено для изучения СПП, в котором смысловые и грамматические связи выступают в единстве; они наиболее употребительны в речи школьников, а значит требуют к себе особого внимания.
В программу введены новые темы, которые не изучаются на уроках в 9 классе: выразительно - изобразительные возможности ССП и СПП, их роль в текстах разных типов и стилей речи.
Отдельные упражнения на эти темы встречаются в учебнике 9 класса, но они носят разрозненный характер и не рассчитаны на включение в активную речь учащихся. Целью изучения этих и остальных тем в элективном курсе является выработка у учащихся умения выбрать наиболее подходящий в данной коммуникативной ситуации способ выражения мысли.
Акцент в программе сделан на функционирование изучаемых явлений в тексте, поэтому она предполагает деятельный подход в изучении темы курса, т.е. изучение явлений в их функционировании в тексте и употребление их в собственной устной и письменной речи учащихся. Т.е. занятия должны носить практический характер: анализ образцов и составление текстов по заданию учителя.
В результате прохождения данной программы учащиеся должны получить следующие умения и навыки:
- понять взаимосвязь разных синтаксических единиц в тексте;
- знать языковые нормы, связанные с использованием в речи сложных предложений;
- уметь выбирать синтаксические конструкции для эффективного речевого общения, в зависимости от стиля, типа речи и жанра, коммуникативного намерения;
- уметь редактировать собственный текст, т.е. видеть недочеты в использовании сложных предложений и возможность замены одной синтаксической конструкции другой наиболее подходящей в данном контексте.
Цель:
- расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык»,
- совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области,
- обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ по русскому языку.
Категория слушателей:
учащиеся 9 классов средней (полной) общеобразовательной школы.
Срок обучения:
34 недели (34 часа).
Режим занятий:
1 час в неделю (учебный год).
2. Учебно - тематический план.
№
Название темы
лекция
практика
Форма контроля
1.2.3.
I. История русской пунктуации
История знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
1
1
1
Практическая работа
4.5.6.
II. Знаки препинания в сложном предложении.
Постановка знаков препинания между частями сложного предложения.
1
2
Дифференцированный комплексный анализ текста.
7
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
1
8
Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении.
1
9
Выразительно-изобразительные возможности сложносочиненных предложений.
1
10
Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
1
Мини-тест
11
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1
12
Средства связи в сложноподчиненном предложении (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова) и их функции.
1
13
Составные союзы.
1
14
Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении.
1
Практическая работа
15
Позиция придаточной части.
Соотношение видо - временных и модальных планов придаточных частей.
1
16
Выразительно-изобразительные возможности сложноподчиненных предложений.
1
17.
Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
1
Мини-тест
18
Общие сведения о бессоюзных сложных предложениях.
1
19
Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений и пунктуация в них.
1
20
Выразительно-изобразительные возможности бессоюзного сложного предложения.
1
21
Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
1
Мини-тест
22-23
Наблюдение и анализ использования БСП в текстах разных стилей.
2
Дифференцированный комплексный анализ текста.
24-25
Знаки препинания при передаче чужой речи.
2
Редактирование текстов
26
III. Трудности синтаксического анализа сложного предложения.
Морфология на службе синтаксиса.
1
27
Секреты сказуемого.
1
28
Двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения в составе сложного.
1
29
Предложение простое или сложное, с бессоюзной или союзной связью.
1
Мини-тест
30
Сравнительная конструкция - предложение или член предложения.
1
31
Грамматические значения бессоюзного сложного предложения.
1
32
Классификация сложноподчиненных предложений.
1
33
Синтаксический разбор предложения.
1
34
Упражнения по преобразованию синтаксических конструкций.
1
Зачёт
Всего часов
10
24
3. Содержание курса
Раздел 1 История русской пунктуации
История знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Раздел 2. Знаки препинания в сложном предложении.
Постановка знаков препинания между частями сложного предложения.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении. Выразительно-изобразительные возможности сложносочиненных предложений. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Средства связи в сложноподчиненном предложении (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова) и их функции. Составные союзы. Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении. Позиция придаточной части.
Соотношение видо - временных и модальных планов придаточных частей. Выразительно-изобразительные возможности сложноподчиненных предложений. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
Общие сведения о бессоюзных сложных предложениях. Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений и пунктуация в них. Выразительно-изобразительные возможности бессоюзного сложного предложения. Их роль в текстах разных типов и стилей речи. Наблюдение и анализ использования БСП в текстах разных стилей.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Раздел 3. Трудности синтаксического анализа сложного предложения.
Морфология на службе синтаксиса. Секреты сказуемого. Двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения в составе сложного. Предложение простое или сложное, с бессоюзной или союзной связью. Сравнительная конструкция - предложение или член предложения. Грамматические значения бессоюзного сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений. Синтаксический разбор предложения.
Упражнения по преобразованию синтаксических конструкций.
4. Литература.
-
Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. - М., «Просвещение», 1981.
-
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М., «Просвещение», 1977.
-
Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя. (под ред. Солганика. - М., 1980).
-
Львова С.И., И.П. Цыбулько, Ю.Ю. Гостева. Настольная книга учителя русского языка и литературы 5-11 классы. - М.: Эксмо, 2007.
-
Сложные синтаксические конструкции и их текстообразующие функции. - Алма-Ата, 1988.
-
Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей. Под редакцией профессора Бондалетова В.Д. - М., «Просвещение», 1978.
-
Текст. Семантика и структура. - М., 1983.
-
Чупашева О.М. Русский язык. Трудности синтаксического анализа. Учебное пособие. - М.: Русский язык. - Медиа, 2004.