Гекльберри Фин-герой для детей и взрослых

«Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри                 Финн»…, лучшей книги, которая у нас есть»                                                                                                         Э.Хэмингуэй            Марк Твен (1835-1910) - великий американский писатель, ставший в один ряд с такими мастерами слова, как Диккенс, Чехов, Гоголь. Его произведения, щедро усыпанные блестками юмора, веселого, беззаботного, а порой едкого и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Коммунаровская средняя общеобразовательная школа №2.

Гуманитарная секция.

Гекльберри Финн- герой и детей, и взрослых.









Автор: Симонова Валерия, ученица 5 класса,

Ковтун Дмитрий, ученик 5 класса.

Руководитель:

Косарева Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы




















с. Коммунар, 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА1.Уникальность образа Гекльберри Финна…........……….....……4

ГЛАВА2.Цитаты Гекльберри Финна................................…………......…..6

ГЛАВА3.Современные читатели о Гекльберри Финне……… …...……...7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………....………………………………………….10

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..11

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................12

ВВЕДЕНИЕ

«Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн»…, лучшей книги, которая у нас есть»

Э.Хэмингуэй

Марк Твен (1835-1910) - великий американский писатель, ставший в один ряд с такими мастерами слова, как Диккенс, Чехов, Гоголь. Его произведения, щедро усыпанные блестками юмора, веселого, беззаботного, а порой едкого и саркастического, продолжают свой путь к душам людей всех возрастов.В одиннадцатый том Собрания сочинений вошел роман `Приключения Гекльберри Финна` и рассказы.

Гекльберри Финн - один из самых известных литературных персонажей Марка Твена. Книга о приключениях озорного и доброго мальчишки зачитывается детвора всего мира.

Марк Твен не подражаем, он отлично знает что таится в душе у каждого мальчишки. Ему известно, что может захватить и увлечь ребенка. То на что бы взрослый не обратил внимание, он заостряет и описывает так, что становится интересно.
Гек, тот самый мальчик, которому завидовали все мальчишки, которые проживали в одном городе с Томом Сойером. Потому, что он не ходил в школу, не посещал воскресные занятия и ходил босиком. Вот о нем и идет речь в повествовании. Гек то и дело попадает во всякие передряги, и вот ему приходится бежать...
Книга, конечно, не просто развлекает юного читателя, а еще и многому учит.
Например, мы поняли, что если ты боишься, это еще не значит, что ты трус. И то, что помогать надо не тогда, когда у тебя есть такая возможность, а тогда когда кому-то нужна помощь.
Этим и многим другим истинам нас научил этот книжный герой. Но следует заметить, что частенько именно его пример побуждает нас на разные шалости.
Думаем, взрослым тоже стоит перечитать эту книгу. Потому, что как и в любой хорошей детской книге, здесь содержится зашифрованное послание взрослым.
Читайте, перечитывайте и получайте удовольствие.

В чём же секрет популярности образа Гекльберри Финна? Почему этот образ интересен людям разного возраста, разных профессий, разных национальностей? Поиску ответа на этот вопрос посвящена данная исследовательская работа.

Цель исследования: выяснить: на самом ли деле "Приключения Гекльберри Финна" до сих пор- книга для детей и взрослых.

Задачи:

  1. Прочитать произведение Марка Твена "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна"

  2. Просмотреть экранизации этих произведений.

  3. Проанализировать образ Гекльберри Финна.

  4. Провести анкетирование и проанализировать собранный материал о популярности образа Гекльберри Финна в настоящее время среди читателей разного возраста.

  5. Сделать выводы из собранного материала.

Объект исследования: образ Гекльберри Финна.

Предмет исследования: секрет популярности образа Гекльберри Финна среди взрослых и детей.

Гипотеза: возможно, образ Гекльберри Финна вызывает интерес у взрослых, потому что этот персонаж напоминает им о детстве, а у детей- потому что обладает яркими положительными качествами.

Актуальность изучаемой проблемы в том, что, так как в настоящее время жанр приключений очень востребован, нам кажется, что именно произведения М.Твена о Гекльберри Финне и сам этот персонаж являются одной из причин популяризации этого жанра и не только как жанра литературы. По мотивам книги о Томе Сойере и Гекльберри Финне созданы кинофильмы, театральные постановки, компьютерные игры, этому персонажу посвящаются памятники, Интернет-сайты, анекдоты, фразы Гекльберри Финна стали крылатыми и многие употребляют их в своей речи.

В работе использованы следующие методы исследования: изучение литературных и научных источников по данной теме, просмотр экранизаций произведений о Гекльберри Финне и Томе Сойере, анкетирование респондентов разного возраста.

ГЛАВА 1. Уникальность образа Гекльберри Финна.

Марку Твену удалось создать одну из самых удивительных и озорных книг на свете, которую горячо любят и дети, и взрослые. Перед вами - правдивая история о бесшабашном американском мальчишке Гекльберри Финне, друге не менее известного во всем мире озорника по имени Том Сойер. После того как мальчишки разбогатели, старине Геку становится невмоготу скучная размеренная жизнь под надзором доброй вдовы, и он вместе со своим верным товарищем - беглым негром Джимом - отправляется на плоту в полный опасностей и приключений путь по великой реке Миссисипи.

Кто же он такой - американский мальчишка Гекльберри Финн?

Внешность: «Гекльберри одевался в обноски с плеча взрослых людей.., лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла развалину обширных размеров…»

Речь: «Да ведь ты, верно, с голоду помираешь?», «Провалиться мне, если скажу!», «После завтрака мне пришла охота поговорить про мертвеца…», «Я ее в одну минуту укокошил палкой, а Джим схватил папашину бутыль с виски и давай хлестать.», «Я ни разу не видывал…», «А если мы найдем лодку, то им всем крышка…», «…а если делают не по-ихнему, то король просто велит всем рубить головы. А то больше прохлаждается в гареме.», «…и мой папаша всегда говорил, что он не породистей дворняги…», «Уж очень он был смешливый, другого такого негра я в жизни не видывал.»

Взгляд на жизнь:

суеверный - «Я отлично знал, что мужчина утопленник должен плыть по реке не вверх лицом, а вниз. Вот потому-то я и догадался, что это был вовсе не отец…», «…меня угораздило уронить … солонку. Я поскорей схватил щепотку соли, чтобы перекинуть ее через левое плечо и отвести беду…»;

наивный, необразованный - «Как-то на днях я попросил миссис Уотсон помолиться вместо меня, а она обозвала меня дураком и даже не сказала за что», «Может, мы прозевали Каир в тумане тогда ночью?», «У молодой женщины на этой картинке было довольно приятное лицо, только рук уж очень много, и от этого она, по-моему смахивала на паука»;

может притворяться и обманывать - «Да уж, пожалуйста, - говорю я, - ведь там мой папаша… Он болен, и мама тоже, и Мэри-Энн.»

Отношение к людям:

Добрый - «Зато вдова совсем не ругалась, и такая была печальная, что я решил вести себя это время получше, если смогу.», «Джиму стало его очень жалко, и мне тоже. Мы попробовали его утешить…»

Тактичный - «когда я проснулся на рассвете, он сидел и, опустив голову на колени, стонал и плакал. Обыкновенно я в таких случаях не обращал на него внимания, даже виду не подавал. Я знал, в чем дело.»

Не терпит наглости - «Нет, я нигде не видывал такой беспримерной наглости, как у этого старого хрыча!»

Ценит доброту в людях - «Она была лучше всех, и характера у нее было куда больше, чем у других девушек.»

Ценит дружбу - «что лучше меня у него нет друга на свете… И тут я нечаянно оглянулся и увидел свое письмо… «Ну что ж делать, придется гореть в аду.» Взял и разорвал письмо.»

Отношение к домашнему уюту:

Привык к вольной жизни - «только мне у нее в доме жилось неважно: уж очень она донимала всякими поряд-ками и приличиями, просто невозможно было терпеть. В конце концов я взял да и удрал.., залез опять в ту же бочку…, радуюсь вольному житью.», «Семья была очень хорошая, и дом тоже… Я еще никогда не видел в деревне такого хорошего дома, с такой приличной обстановкой», «Мы так и говорили, что нет лучше дома, чем плот. Везде кажется душно и тесно, а на плоту - нет. На плоту чувствуешь себя и свободно, и легко, и удобно.»

Вывод:

  • Выросший на улице и имеющий отца-алкоголика, мальчик сумел сохранить в себе положительные качества личности и не ожесточиться, не скатиться по наклонной.

  • Несмотря на кажущуюся недалекость (как результат недостатка образования), Гек обладает природной сообразительностью и практической смекалкой.

  • Некоторые истины, которые дети узнают от своих родителей, Гек постигал через собственные размышления, опыт или наблюдения.

ГЛАВА 2. Цитаты Гекльберри Финна.

Знакомясь с произведением нельзя не заметить фразы героев, которые актуальны и для современного общества. Одни из них вызывают смех, другие- сначала непонимание, а затем раскрывается глубокий смысл. Вот некоторые цитаты фраз Гекльберри Финна.

  • Зима - хорошая штука, когда это настоящая зима - со льдом на реках, градом, мокрым снегом, трескучими морозами, вьюгами и всем прочим, а вот весна никуда не годится - сплошные дожди, грязь, слякоть, одно слово - тоска, и уж скорей бы она кончилась.

  • - Гек, ведь эти наши короли - сущие мошенники! Вот они что такое - сущие мошенники!
    - Ну, а я что тебе говорю: почти что все короли мошенники, дело известное.

  • Отчего же и не сказать ей этого, ничего плохого тут нет. Такие пустяки сделать нетрудно, и хлопот никаких; а ведь пустяки-то и помогают в жизни больше всего.

  • Мы сгорали от желания узнать его тайну, но Том сказал мне, что лучший способ - не проявлять любопытства, тогда он в каком-нибудь разговоре обязательно проболтается, а если мы будем расспрашивать его, он перестанет нам доверять, и тогда уж из него ничего не вытянешь.

  • Потом она стала проповедовать насчет преисподней, а я возьми да и скажи, что хорошо бы туда попасть.

  • Том сказал мне, что молчать при таких обстоятельствах ужасно трудно и что если бы мы сейчас рассказали все, что мы знаем, то стали бы героями, но еще более героически хранить молчание, - может, только двое мальчишек из миллиона способны на это.

  • Нет лучше способа провести время, когда соскучишься: уснешь, а там, глядишь, куда и скука девалась.

  • Вы, конечно, знаете, что это такое? Это весенняя лихорадка. Вот как это называется. И если уж вы подхватили ее, вам хочется - вы даже сами не знаете, чего именно, - но так хочется, что просто сердце щемит. Если разобраться, то, пожалуй, больше всего вам хочется уехать, уехать от одних и тех же знакомых вам мест, которые вы видите каждый день и которые уже осточертели вам; уехать, чтобы увидеть что-нибудь новенькое. Вот что вам хочется - уехать и стать путешественником, вас тянет в далекие страны, где все так таинственно, удивительно и романтично. Ну а если вы не можете сделать это, то вы согласны и на меньшее: уехать туда, куда возможно, - и на том спасибо.

  • Джим - он всегда был самым благородным негром на свете и всегда благодарил за любую мелочь, какую для него сделаешь. Он только снаружи был черным - внутри он был белый, ничуть не хуже вас.

  • Ведь в цивилизации что хуже всего? Если кто-то получил письмо и в нем какая-нибудь неприятность, то он непременно придет и расскажет вам все про нее, и вам сразу на душе скверно станет. А газеты - так те все неприятности со всего света собирают и почти все время портят вам настроение, а ведь это такое тяжкое бремя для человека. Ненавижу я эти газеты, да и письма тоже, и если б я мог сделать по-своему, я бы ни одному человеку не позволил свои неприятности сваливать на людей, с которыми он вовсе незнаком и которые совсем на другом конце света живут.

  • Я так разумею: гении думают, что они все знают, и потому не слушают ничьих советов, а всегда поступают по-своему, и из-за этого все люди их ненавидят и презирают.

  • Бывают же такие люди - начнет он ходить вокруг, глотая слюнки, когда у тебя появилось яблоко, и выпрашивать огрызок, но уж если яблоко попалось ему, а ты попросил огрызок у него и напомнил, как однажды тоже давал ему огрызок, он тебе такую рожу состроит, да еще и скажет, что век будет тебя помнить, но вот только огрызка ты не получишь. Но, между прочим, я заметил, что им всегда за это воздается.

  • Только молитва не шла у меня с языка. Да и как же иначе? Нечего было и стараться скрыть это от Бога. И от себя самого тоже. Я-то знал, почему у меня язык не поворачивается молиться. Потому что я кривил душой, не по-честному поступал - вот почему. Притворялся, будто хочу исправиться, а в самом главном грехе не покаялся. Вслух говорил, будто я хочу поступить как надо, по совести, будто хочу пойти и написать хозяйке этого негра, где он находится, а в глубине души знал, что все вру, и Бог это тоже знает. Нельзя врать, когда молишься, - это я понял.

  • -А ты что сделаешь со своей долей, Том?
    - Куплю барабан, взаправдашнюю саблю, красный галстук, бульдога-щенка и женюсь.
    -Женишься?
    -Ну да.
    - Том, ты... ты не в своём уме!

  • Какой же толк стараться делать всё как полагается, когда от этого тебе одно только беспокойство; а когда поступаешь как не надо, то беспокойства никакого, а награда все равно одна и та же. Я стал в тупик и ответа не нашел. Ну, думаю, и голову больше ломать не стану, а буду всегда действовать, как покажется сподручней.

ГЛАВА 3. Современные читатели о Гекльберри Финне.

Вот что говорят взрослые люди о "Приключениях Гекльберри Финна".

Марина Н.Г.:"Читала эту книгу несколько раз, и ребенком, и во взрослом возрасте.
Когда была маленькой, то меня просто завораживала приключенческая составляющая и описания неизвестного мне быта. В детстве многие вещи были непонятны, особенно если касались истории США (например, история с беглым негром непонятна, если не знать истории рабства и плантаций). Книга отлично подойдет для совместного семейного чтения, но родителям надо быть готовым, что некоторые моменты придется объяснять, делая экскурс в историю.
Роскошная природа Юга США, по которому катит свои воды огромная Миссисипи - и привольная мальчишеская жизнь, на плотах и диких пляжах, в лесах и на пыльных дорогах, где встречаются удивительные персонажи. Как я в детстве завидовала этим мальчишкам! Как мне нравилась история с "вызволением негра из тюрьмы", хотя в то время я мало что в ней понимала.
Когда я прочитала эту книгу взрослой, то поняла, что это просто энциклопедия из жизни Юга США. Какие яркие персонажи, сколько юмора в этой книги, сколько доброй иронии и острой сатиры на тогдашний уклад жизни.
Я не перестаю удивляться изобретательности проходимцев, о которых рассказывает Марк Твен. И доброте обычных жителей, о которой тоже рассказано немало.
Эта книга - настоящая классика мировой литературы. И одна из лучших книг об Америке."

Чепурных Л.А.:"Недавно внучка пришла из школы, звонит мне, чтобы сказать, что ей задали прочитать книгу Марка Твена. "Бабушка, посмотри, пожалуйста, у тебя вроде она была". Отдать ей должное она с удовольствием читает книги в бумажном варианте.
Зная, что у меня есть этот автор, я взяла книгу. Описывая мальчишек своего произведения, в принципе, автор описывает свое детство, ту жизнь в Америке, которая была у него. Со всеми ее прелестями и недостатками.
А в этой книге он показывает свое становление из мальчика в настоящего человека.

Время, которое описывает Твен приходится на сороковые годы прошлого века. В то время в Соединенных Штатах было рабство, рабами были негры. Только каждый штат имел свой характер этого рабства.
Так Северные штаты, где не требовалась дешевая рабочая сила, считался "свободным". Средняя полоса Штатов использовала бесплатную рабочую силу в качестве прислуги, а вот Южные штаты, где были хлопковые плантации, вовсю использовались рабы-невольники в качестве рабочей силы и условия негров-невольников были ужасны.
В этой книге Марк Твен показывает застойную жизнь обывателей маленького городка, жестокость жителей этого городка. На его глазах свершается самосуд, который жители этого городка называли судом Линча. Описано очень много ситуаций, когда мальчик сталкивался с алчностью, грабежами, жестокостью.
Считаю, что такие произведения нужно читать нашим детям, чтобы сравнить те условия в которых живут они, с теми в которых жили дети другого времени. Чтобы оценить то что они имеют."

Самарина Е.А.:"Приятно перечитывать книги детства. Во-первых, сбрасываешь груз прожитых лет и снова погружаешься в этот беззаботный мир, вновь переживаешь за героев, участвуешь с ними во всех их приключениях. Во-вторых, замечаешь то, на что раньше в силу отсутствия жизненного опыта не обращала внимания, над чем особо не задумывалась. «Гекельберри Финн» не стал исключением.

Я следовала за этим мальчишкой повсюду: пряталась с ним и с его отцом на острове, бежала, захватив все пожитки, плыла с ним то на плоту, то в челноке, участвовала в аферах мнимого короля и фальшивого графа, спасала бежавшего негра Джима, а затем готовила его побег. Это были настоящие приключения, возвращающие в детство, наполняющие теми же ощущениями, что возникали много лет назад при первом чтении книги. Одновременно с этим иногда какие-то элементы сюжета как бы отрывались от него и представали в ином свете."

Для того чтобы понять, сохранен ли на самом деле интерес современных читателей к образу Гекльберри Финна, было проведено анкетирование в трех возрастных группах:

1. Учащиеся 5, 7 классов.

2. Учащиеся 9,11 классов.

3. Взрослые.

Респондентам были предложены вопросы:

1. Читаете ли вы художественную литературу вне школьной программы?

Взрослые и учащиеся 5,7 классов ответили практически одинаково 66-70% опрошенных читают на досуге, а вот учащиеся 9,11 читают произведения вне школьной программы лишь 50 %.

2. Какой жанр литературы вы предпочитаете читать?

категория

взрослые

9,11 классы

5,7 классы

романы

29%

11%

-

фантастика

12%

38%

36%

приключения

29%

15%

15%

детектив

16%

11%

18%

классика

9%

-

-

военные

3%

-

-

ужасы

3%

-

-

Не читают

3%

76%

-

Из всех жанров особой популярностью и у детей, и у взрослых пользуются фантастика, приключения и детективы. Любовные романы не читают 5,7- классники, зато классику, военные книги и ужасы читают только взрослые. Из взрослых признались, что для чтения не выбирают жанр- 3%, а вот 76% из учащихся 9,11 классов не смогли ответить на вопрос.

3. Знаете ли вы, кто такой Гекльберри Финн?

76% учащихся не знают такого персонажа.

Примерное количество учащихся 5,7 классов и взрослых около 50% знают Гекльберри.

4. Кто является автором произведения о Гекльберри Финне?

Автора произведения о Гекльберри Финне не знают практически все старшеклассники, из учащихся 5,7 классов и взрослых лишь 35% помнят автора произведения.

5. Какие приключения Гекльберри Финна вы знаете?

Не знают приключений Гекльберри Финна, даже приключения с Томом Сойером не смогли вспомнить:

Взрослые-61%; 9,11 классы-80%; 5,7 классы-54%

6. Какое впечатление о характере мальчика у вас сложилось?

Не смогли дать характеристику Гекльберри Финну:

взрослые- 37% ; 9,11 классы-73% ; 5,7 классы-24%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведённой работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Чтение не является хобби опрошенных;

  2. Гекльберри Финна помнят старшее поколение и учащиеся 5 класса;

  3. Автора могут назвать лишь немногие из респондентов;

  4. Популярность героя зависит от изучения книги в школе.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, не нашла своё подтверждение, но мы пришли к выводу, что популярность любого книжного героя среди современных читателей зависит не от того, насколько он интересен, а от потери интереса людей к чтению вообще. персонажа.

Практическая значимость данной работы в том, что результаты исследования можно применить при подготовке урока литературы или классного часа, посвящённого приключениям Гекльберри Финна.. Кроме того, анализируя поступки героев, можно развить в себе такие качества личности, как наблюдательность, внимание, логическое мышление, сообразительность, гуманизм.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. М.Твен "Приключения Гекльбери Финна". 1996 - М.: МОСКВА, с. 4-125

  2. Википедия - Гекльберри Финн.

  3. Лит.: Мендельсон М. Марк Твен. М., 1958;

  4. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях. Л., 1958;

  5. Фонер Ф. Марк Твен - социальный критик. М., 1961.







































Приложение.

1. Читаете ли вы художественную литературу вне школьной программы?



2. Какой жанр литературы вы предпочитаете читать?





3. Знаете ли вы, кто такой Гекльберри Финн?



4. Кто является автором произведения о Гекльберри Финне?









12


© 2010-2022