- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему: Что такое окончание?
Конспект урока на тему: Что такое окончание?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулябина А.Н. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием "основа слова"; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Ход урока
-
Орг.момент
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение.
-
Повторение изученного
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ...
(Иней)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(Дождь)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
А какое сейчас время года? По каким признакам вы это вы это знаете?
У всех ли слов мы знаем лексическое значение?
А куда мы должны обратиться, если значение нам неизвестно?
3.Самоопределение к деятельности
(Задание на карточке)
Лес,лесник, лесной
Желток, желтый,желтизна
Трава, травка, травинка
Окно, окна, окнами
Трава, травы, травами
Лист, листы, листами
-Посмотрите на карточку, которая лежит у вас на столе.
- Как вы думаете, по какому признаку так разделили слова?
- Что значит однокоренные слова?
- Что значит форма слова?
-Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке.
( На слайде)
Птицы осень улетать на юг.
- Прочитайте. Все ли слова связаны в предложении?
А что у нас служит для связи слов в предложении?
А нам с вами нужны здесь предлоги?
А что нам надо сделать?
Прочитайте, что получится?
…. Какая у тебя была гипотеза, напомни.
Применим её к тому, что у нас на экране.
Теперь получилось у нас предложение?
Запишите в тетради.
Кто сможет сказать, какая же тема урока у нас?
- Что мы изменили в словах, когда исправляли предложение? Какую часть слова? (Окончание)
А может кто-то из вас уже сможет сказать, что же такое окончание?
А как мы с вами можем проверить ваше предположение?
Откройте учебник на стр.80
Совпало ли наше предположение с учебником?
Кроме изменения красок на улице, какие ещё есть приметы осени?
- А теперь послушайте, как изменяется в тексте слово дождь. Запишите эти слова через запятую.
Начался дождь. О дожде народ сложил разные приметы. Ворона каркает задолго до дождя. Журавли кричат к дождю. Перед дождем пчёлы сидят в ульях.
- Прочитайте что у вас получилось? Сверьте. Какая часть слов не изменяется? (Корень) Давайте выделим эту часть слова.
- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
Как вы думаете, как мы с вами будем изменяемую часть, т.е.окончание выделять?
Изменяемую часть мы с вами будем обозначать так:
4.Работа по теме урока
Как мы называем тех птиц, которые улетают осенью на юг, а которые не улетаю??
Спишите словосочетания, изменяя окончания выделенных слов по образцу. ~Птицы (какие?) перелетные.
-
Птицы (какие?) перелетная,
-
иволга (какая?) жёлтый,
-
жаворонок (какой?) хохлатая,
-
дятел(какой?) зимующая,
-
щебечут (кто?) синичка.
Выделите окончания.
Итак, что нужно сделать, чтобы слова были связаны друг с другом по смыслу?(Чтобы слова были связаны друг с другом по смыслу, мы изменили форму слов, то есть изменили окончание. Лексическое значение слов осталось прежним.)
Что же такое окончание?
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
На экране.
лес - леса
дождь-дожди
холод-холода
Спишите слова в тетрадь. Выделите окончание у слов второго столбика.
Посмотрите на слова первого столбика. Ребята, мы с вами в будущем узнаем, что есть нулевое окончание, посмотрите, как оно выделяется.
Выделите у себя в тетради.
(В словах~лес, джождь,холод нулевое окончание. )
Посмотрите на лист, который лежит на столе.
Вам надо составить как можно больше группы слов, где изменяется форма слова.
Слова: Песенка, белка, лиса, волк, вода, осина, голубь, берёза.
(Устный опрос)
(Осложненное задание)
Автоэлектростеклоподъемники
-Составьте слова, измените в них формы слова.
Молодцы. Ребята, а как отличить однокоренные слова от форм слова?
Сравните:
Трава, травами, травы - это формы одного и того же слова.
Трава, травинка, травяной - это однокоренные слова
Царь, царь, царем - это форма одного и того же слова
Царь, царица, царский - это однокоренные слова
Спишите любую из пар слов. Выделите в одних корень, в других окончания.
-
Закрепление материала.
-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания
Самостоятельная работа.
Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).
-
ИТОГ УРОКА.
Подведём итоги. Закончите фразу.
Окончание - это … .
Окончание служит для … .
Чтобы найти окончание, надо … .
С помощью окончания образуются … .
Рефлексия
1. Я научился…
2. Я смог…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
Спасибо за хорошую работу!