Программа элективного курса Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрацииг. Когалыма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»










Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ

(на итоговой аттестации в 11 классе, часть 3)

Программа элективного курса

для учащихся 11 классов

(34 часа)









Составитель:

учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 6»

Каримова З.Ш.




2012






Программа курса предпрофильной подготовки


Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ

(на итоговой аттестации в 11 классе, часть)


Пояснительная записка

Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников обязательно включает часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст. Это задание нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой школы умений.

Часть С не только дает представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, но и показывает общий уровень развития ученика, его нравственность и культуру.

Основа программы данного курса - задание части С, т.е. написание сочинения по прочитанному тексту.

Программа данного курса предназначена для подготовки учащихся к написанию сочинения в рамках части С единого государственного экзамена по русскому языку.

Преемственность данной программы в том, что полученные знания учащимся пригодятся при подготовке к итоговой аттестации в 11 классе не только по русскому языку, но и по истории, обществознанию, так как выпускникам при выполнении 3-ей части экзаменационной работы предлагается написать небольшое сочинение-рассуждение или эссе.

Актуальность данного курса в том, что он помогает систематизировать знания учащихся по разделам «Речь», «Текстоведение»,учит простраивать композицию сочинения, подбирать аргументы, способствует росту речевой культуры школьника.

Место курса в образовательном процессе

Программа курса по выбору «Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ» имеет рекомендательный характер, рассчитана для учащихся 11 классов и составлена на основе Программы для общеобразовательных школ в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, направлена на подготовку к итоговой аттестации учащихся 11-ых классов по выполнению задания части С.

Все часы имеют практическую направленность, что дает возможность учащимся систематизировать теоретический материал, закрепить его на практике.

Обеспечение курса

Программа рассчитана на 34 часа. Состоит из теоретического материала(11 часов),

из вопросов и заданий практического характера (23 часа). Больше времени отводится

на практическую часть, так как часть теоретического материала знакома учащимся. Во время практических занятий проводится промежуточный контроль: практические занятия №1,2 по определенным темам. Итоговая контрольная работа запланирована в форме конкурса сочинений, что дает возможность определить итоговую оценку за курс. Такое распределение часов является более целесообразным.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

системность,

целостность,

объективность,

научность,

доступность для учащихся основной школы.

Цель курса: научить учащихся писать сочинение (по требованиям КИМа).

Задачи курса:

обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях речи и типах текста;

развитие умения определять проблему текста, позицию автора, свое отношение к позиции автора;

умения подбирать аргументы, поддерживающие или отвергающие мнение автора текста;

умения выстраивать разные виды текста рассуждения (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление);

активизация всех видов деятельности, связанных с совершенствованием устной и письменной речи;

самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании текстов сочинения.

Методы обучения: поисковые, игровые, традиционные (наблюдения, исследования).

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий - практикум. Каждая тема практикума начинается с постановки задачи, т.е. характеристики образовательного продукта (отдельные части сочинения: вступление, основная часть, заключение), которого предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания простраивается совместно на занятии; в ходе выполнения заданий учащиеся пользуются справочной литературой, алгоритмом работы.

Наиболее эффективные формы работы на занятиях курса по выбору: конкурсы сочинений, игра «Корректор».

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать

  • стили речи и типы речи;

  • тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, языковые средства);

  • композицию текста рассуждения;

  • виды рассуждения;

уметь:

  • адекватно понимать информацию прочитанного текста;

  • определять и сформулировать проблему текста, позицию автора;

  • определять свое отношение к позиции автора, поддерживая или опровергая аргументами(2 аргумента);

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в сочинении;

  • владеть навыками стилистической правкой текста;

  • создавать текст сочинения.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты учащихся, а именно: сочинения по предложенным текстам.

Работы проверяются по КИМу (Приложение ).

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников (практические работы);

текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с КИМом;

итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый - в конце курса.

Планируемый результат

Содержание курса структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Ожидаемый результат:

  • Вырабатывать алгоритм работы для написания сочинения;

  • Совершенствовать важные речевые умения и формировать навыки анализа текста;

  • Вырабатывать навыки и умения в выборе формы, системы аргументов, композиционного решения, применения риторических и общих средств выразительности при создании собственного текста.

Курс обеспечивается учебно-методическим комплектом для учащихся в составе:

Русский язык. 11-й класс. Подготовка к ЕГЭ-2012:учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. Ростов н/Д/:Легион-М,2011.-528 с.- (Готовимся к ЕГЭ);

Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.: пособие для учащихся образовательных учреждений/А.Г.Нарушевич.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-160 с.

справочник Д.Э.Розенталя по правописанию и литературной правке;

распечатанные дидактические материалы (тексты, справочные теоретические материалы, КИМы) (Приложения)

для учителя:

Русский язык. 11-й класс. Подготовка к ЕГЭ-2012:учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. Ростов н/Д/:Легион-М,2011.-528 с.- (Готовимся к ЕГЭ);

Русский язык: «Сочинение»: Задания с развернутым ответом: Часть С/ Е.С.Симакова. -М.:АСТ:Астрель:Полиграфиздат,2010.-94,(АВС-Азбука ЕГЭ)

Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.:пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г.Нарушевич.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-160 с.

Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.: пособие для учащихся образовательных учреждений/А.Г.Нарушевич.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-160 с.

справочник Д.Э.Розенталя по правописанию и литературной правке.



Содержание курса

Раздел I. Текст как предмет речевой деятельности (7 ч.)

1. Введение в курс. Знакомство с критериями оценивания сочинений.

Углубление понятия о тексте.Текст. Текст - (от латинского - ткань, сплетение, соединение). Связанность текста. Виды связи - цепная и параллельная. Роль заглавия в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения (сочинения). Тема и идея. Микротема.

2. Единицы текста.

Абзац. Способы распространения темы или мысли в абзацах. Функции абзацев. Структура абзаца. Целостность текста.

3.Общее понятие стиля.

Книжный стиль. Разговорный стиль.

4. Типы текста.

Рассуждение. Структура текста рассуждения (тезис, аргументы и факты, вывод).

Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Именно эта тема остается за рамками школьной программы.

Определение видов связи предложений в тексте.

Контроль раздела: Практическая работа №1по теме «Стили речи и типы текста».

Учащимся для определения стиля речи и типа текста предлагаются готовые тексты из книги Русский язык. 11-й класс. Подготовка к ЕГЭ-2012:учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. Ростов н/Д/:Легион-М,2011.-528 с.- (Готовимся к ЕГЭ);


Раздел II. Раздел II. Требования к творческой части (2ч)


1. Задание части С.

Требования к творческой части.

Сочинение. Алгоритм работы над сочинением.

Работа в основном ведется по книге Русский язык. 11-й класс. Подготовка к ЕГЭ-2012:учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. Ростов н/Д/:Легион-М,2011.-528 с.- (Готовимся к ЕГЭ);

Раздел III. Содержание сочинения(14ч)


К1. Проблема. Виды проблем. Способы определения проблемы текста.

Формулировка проблемы.

К 2. Комментарий.

Типы комментарий. Оформление комментария.

К3.Позиция автора.

Способы формулировки авторской позиции. Работа над повествовательным художественным текстом, где «я» указывает на образ рассказчика-повествователя.

Позиция рассказчика.

К4.Аргументы.

Основные типы аргументов. Способы аргументации.

Контроль раздела: Практическая работа №2 по теме «Основные части сочинения». Работа по Приложению 1.

Раздел IY. Речевое оформление сочинения (4)

К5,6 Композиция сочинения.

Виды вступительных и заключительных частей сочинения. Презентация по теме «Виды вступительных и заключительных частей» с примерами по видам вступительных и заключительных частей. Для отработки материала ребятам предлагается написать вступительную или заключительную части к готовым основным частям сочинения.

Работа по Приложению 2

Раздел Y. Грамотность(7)

Ошибки. Виды ошибок. Фактические ошибки. Логические и грамматические ошибки. Речевые ошибки. Учитель, учащиеся оценивают работы.

Контроль раздела: итоговая контрольная работа.






Используемая литература

  1. Архарова Д.И. Русский язык. Единый государственный экзамен: анализ текста и написание рецензии/Д.И.Архарова, Т.А. Долинина, А.П.Чудинов.-М.,-413

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.-М.,2004

  3. Валгина Н.С. Теория текста/ Н.С.Валгина.-М.,2008.

  4. Власенкв А.И., Рыбченкова Л.М. русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10 класс.-М.,2004

  5. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А Секреты орфографии.. М., 1996.

  6. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

  7. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

  8. Нарушевич А.Г. Русския язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки,аргументы,коммент.:пособие для учащихся образовательных учреждений/А.Г.Нарушевич.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-160 с.

  9. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998

  10. Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Снова в мире слова М, 2001.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного курса по выбору предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2006. №1, с. 50-54.

  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  4. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)

№ п/п

Адрес ресурса

Полное название ресурса

1

osp.mesi.ru

Учебный портал МЭСИ

2

gramota.ru

ГРАМОТА.РУ - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

3

Решу ЕГЭ





Глоссарий


  1. Текст - функционирующая в устной или письменной речи упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенная общей темой и идеей. Важнейшим признаком текста является цельность и связность.

  2. Тема текста - то, о чем в нем говорится; изображаемое явление. Часто тема отражается в заглавии текста.

  3. Основная мысль текста, идея - то, ради чего создавался текст, к чему призывает, в чем убеждает.

  4. Аргумент - довод, основание, суждение ( или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

  5. Аргументировать- т.е. приводить доказательства, аргументы.

  6. Исходный текст - текст, предложенный для анализа.

  7. Идея авторская - главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

  8. Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

  9. Коммуникативный замысел ( от лат.communico - делаю общим ) - попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте ( коммуникативная компетенция - способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

  10. Мнение -собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд; точка зрения.

  11. Проблема исходного текста - основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов ) может быть несколько.

  12. Проблематика - совокупность вопросов (проблем ), поставленных автором в тексте.

  13. Позиция автора- отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д.( иначе говоря , это то, что думает обо всем этом автор , как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы ).

  14. Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.


Каримова Зульфия Шакирьяновна

МБОУ «Средняя школа №6», г. Когалым

© 2010-2022