Проектная работа по литературе История русского бала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа по литературе История русского балаПроектная работа по литературе История русского балаДепартамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

ГБОУ Школа №1286







Предмет: Литература.

Тема исследования: «История русского бала».

Авторы: Свичкарева Валерия Романовна, Шульженко Полина Алексеевна, Саркисова Гаянэ Маратовна (9 «В» класс).

Руководитель работы: Иванова Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы.



Москва, 2014 г.


Проектная работа по литературе История русского бала

Содержание


Введение……………………………………………………………………..-3-

1.Появление традиции проведения балов. Ассамблеи………………..-4-

2.Дворянские балы………………………………………………………...-7-

3.Придворные балы……………………………………………………….-13-

4.Общественные балы…………………………………………………….-15-

5.Александровский букет…………………………………………………-16-

6.Язык веера………………………………………………………………..-17-

7.Тема бала в русской литературе……………………………………….-19-

Заключение…………………………………………………………………-22-

Список литературы………………………………………………………..-24-

Приложение…………………………………………………………………-25-

Проектная работа по литературе История русского бала


Введение

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

В наше время современники с удовольствием возвращаются в эпоху бала и танца. В Москве организуются балы, посвященные различным датам и событиям, благотворительным целям. Россия внимательно следит за проведением знаменитого на весь мир Венского бала.

Цель работы: изучение традиций русского бала.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Проследить историю возникновения балов.

  2. Изучить традиции проведения балов в России.

  3. Рассмотреть тему бала на страницах русской классической литературы.

Кроме того, изучение данного исторического вопроса актуально для нас, учащихся средней школы, поскольку тема бала фигурирует при изучении таких произведений, как «После бала» и «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Не узнав специфику русского бала, не проникнешься душой в атмосферу праздника и традиционного благородного веселья наших предков и героев великих произведений.





  1. Появление традиции проведения балов

Ассамблеи

Как говорят источники, первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Слово "бал" пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. Возобновил их Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы. Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати. Их стали проводить в Петербурге и Москве еще в 1717 году. Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Скучно, вяло и однообразно тянулась домашняя жизнь русских людей XVII века, и вдруг могучая рука Петра Великого всколыхнула это застоявшееся болото и круто изменила все обычаи и порядки, прививавшиеся к нему целыми веками.

В 1700 году с целью сблизить оба пола и приучить их к «обществу» Петр Великий начал устраивать общественно-увеселительные собрания и велел приглашать на них «всех знатных людей жен и дочерей, одетых по-немецки, по-французски и по-английски». Но это нововведение прививалось плохо, потому что все старались уклоняться от него под разными предлогами, а государю, находившемуся в постоянных походах и разъездах, было не до собраний и развлечений. Только в 1718 году Петр серьезно и настойчиво потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то положение, которое она давно занимала в Европе. Был издан «указ об ассамблеях», нанесший окончательный удар по старому семейному быту.

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы. Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.

Ассамблеи распределялись между чиновными лицами без соблюдения какой-либо очереди. Сам государь назначал, в чьем доме должна была быть ассамблея, а затем дальнейшее их назначение зависело: в Петербурге - от обер-полицеймейстера, в Москве - от коменданта. Прежде, чем гости расходились с одной ассамблеи, им объявлялось, где будет следующая. На основании указа, у кого бы ни происходила ассамблея, хотя бы у самого царя, вход в нее был доступен каждому прилично одетому человеку.

Азартные игры на ассамблеях не допускались: в одной из комнат ставились только столы для шахмат и шашек и приготовлялись - табак, трубки и лучинки для их закуривания. Главным увеселением на этих собраниях полагались танцы, посредством которых должны были сближаться между собою молодые люди и девицы. Первое время отцы и матери смотрели на танцы как на явный соблазн для своих дочерей, а мужья ревновали своих жен к кавалерам и, едва сдерживаясь, бросали на них грозные взгляды. Но и помимо этого дамы и кавалеры дичились друг друга, не завязывали между собою разговор и после каждого танца расходились в разные стороны. По словам одного современника, на ассамблеях «все сидели, как немые, и смотрели друг на друга». Предвидя все это, Петр посещал почти каждую ассамблею, зорко следил за всем, что здесь происходило, лично одушевлял унылое общество и иногда сам распоряжался танцами. И в этом случае, как во всем, государь проявлял свою обычную энергию. Принявшись распоряжаться танцами, он начинал с того, что ставил в ряды танцующих самых дряхлых стариков и сам становился в первой паре. Таким образом составлялся танец в несколько пар. Все танцующие кавалеры обязаны были в точности выделывать ногами то же самое, что выделывал государь, а между тем он был в танцах большим мастером и затейником. Очевидец (Берхгольц) рассказывает, что царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени. Старые и дряхлые танцоры старались подражать государю, кое-как дрыгали ногами, с трудом передвигая их; они путались, задыхались, сопели, кряхтели, пот лил с них градом, а неутомимый Петр прискакивал и вертелся перед ними без устали. Наконец некоторые не выдержали и упали. Царь велел им выпить в наказание по большому кубку вина, а сам принялся танцевать с молодыми и танцевал на славу изобретенный им самим весьма трудный и замысловатый «цепной» танец (Kettentanz, как называет его Берхгольц). Петр ввел также «танец с поцелуями», в котором дамы целовали кавалеров в губы, тогда, как обыкновенно кавалер, окончив танец, обязан был лишь отдавать почтительный поклон даме и целовать у нее руку. Впрочем, царь не всегда был так любезен и весел. Тот же Берхгольц рассказывает, что однажды Петр приехал на ассамблею к князю Меншикову в самом скверном расположении духа. Вместо того чтобы танцевать, он начал ходить по комнате взад и вперед и так сильно тряс головою и подергивал плечами, что нагонял на присутствовавших страх и трепет, поэтому все были очень довольны, когда он в десять часов уехал, ни с кем не простясь.

Екатерина так же, как и Петр, танцевала очень ловко и проворно. Они успевали сделать три круга, тогда как остальные не успевали окончить еще первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал тогда каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом.

Само собою разумеется, что являвшиеся в первое время на ассамблеи наши боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи. Затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких (в полтора вершка) каблуках, c пышно расчесанною и большею частью напудренной прическою, с длинными «шлепами», или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть. Кавалеры были также под стать дамам, и их, при чрезвычайной неловкости, крайне стесняла одежда: шитые кафтаны с твердыми, как железные листы, фалдами, узкие панталоны, плотно натянутые чулки с подвязками, тяжелые башмаки, висевшие у бока шпаги, перчатки и так называвшиеся «аллонжеловые» (allongés) парики с длинными, завитыми в букли, волосами. Но мало-помалу все привыкли к новым костюмам, женщины, выпущенные на свободу, почувствовали силу красоты, в них пробудилось тщеславие и желание обращать на себя внимание, они сделались смелы и развязны, пленные шведы получали свободный доступ в старые бoяpскиe дома и зарабатывали хорошие деньги, научая боярышень заморским манерам и модным танцам. Скоро петровские ассамблеи уже не требовали понудительных мер, и бывшие теремные затворницы и прежние боярские сынки отплясывали столь усердно, что удивляли своей неутомимостью и ловкостью даже иностранцев.



























2.Дворянские балы.

Проектная работа по литературе История русского бала


Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII-XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.


Проектная работа по литературе История русского бала

Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой. Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс - танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка - это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:


Проектная работа по литературе История русского бала

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Проектная работа по литературе История русского бала

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы - гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.


Проектная работа по литературе История русского бала

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость - это учтивый обман», «истинное учтивость - это одолжение», «притворное лукавство - это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.




Проектная работа по литературе История русского бала

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.









3.Придворные балы

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.




Проектная работа по литературе История русского бала

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

















4.Общественные балы

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек. Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".

Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.






5.Александровский букет

Очень интересный вариант "языка цветов", родившийся в период триумфа Александра I после победы над Наполеоном.

19 марта 1814 года Александр I вместе с союзными войсками вошел в Париж. Наполеон был повержен. Победители вынудили его отречься от престола и отправили в почетную ссылку - править островом Эльба. Королем Франции был провозглашен Людовик XVIII. Александр I не вмешивался во внутренние дела, не мстил за сожженную Москву, отпустил домой пленных французов, посещал парижские салоны и был чрезвычайно популярен.

"Парижанки выразили свое восхищение элегантным и любезным царем тем, что ввели в моду "александровские букеты", состоящие из цветов, первые буквы которых составляли имя русского государя; взрослые женщины носили их на груди, девочки - в волосах." (Сергей Цветков. "Александр Первый. Жизнеописание".)

Наверное, иногда можно успешно использовать эту забытую традицию. И не только для Александра и Александры.



























6.Язык веера

До того, как появились кондиционеры, веер был необходимой принадлежностью истинной леди, причем не только для комфорта, но и для разговора. Изготовленные из дерева или слоновой кости, украшенные чем угодно - от маленьких зеркал и драгоценностей до портретов и перьев, веера были, что и говорить, многоцелевыми аксессуарами. Простые или декорированные, раскрашенные или сделанные из кружева, любого размера или формы, они были необходимы.

В книге "Аксессуары" (Accessories of Dress, Katherine Lester and Bess Oerke) Катрин Лестен и Бесс Эрке указывают, что "Грандиозный триумф веера в восемнадцатом столетии привел к установлению определенных правил и жестов при владении веером, которые рассматривались как чрезвычайно важные. Именно в движении или постановке веера проявлялась истинная леди!" (примечание на полях: То же пишет Дж. Остен-Ли в "Мемуарах о Джейн Остен" (ее племянник; с Вашего позволения, сразу в переводе): "...проверка на благородное воспитание. ...веер, удерживаемый неуклюже, выглядел скорее обузой, чем украшением, в то время как в ловких руках он мог говорить собственным языком".) (назад к тем же авторам) "Хотя в эпоху Регентства, с общим упадком изысканных "придворных манер" манипуляции с веером стали не столь важными, он продолжал удерживать свое место, как естественное продолжение "языка тела" для женщин, облагороженное и сформированное правилами этикета. Искусство "махаться" (примечание - не удержалась, воспользовалась типично русским термином 18 века, но смысл ведь тот же ), т.е. обмахиваться веером грациозно, а по временам, и со значением, осваивалось не меньше чем за три месяца, и многие девушки, безусловно, проводили целые часы, практикуясь. В викторианскую эпоху веер снова стал символом женского флирта. К концу 19 века мы встречаем списки, пусть несколько комические. Эти списки, как ни смешны они сегодня, печатались для "образования" юных леди (да и сильно ли они отличаются от того, что сейчас печатают в подростковых журналах?)".

Некоторые из жестов веером с их значением:

Ручка у губ - "поцелуй меня"
Правая рука держит веер у лица - "следуй за мной"
Веер в левой руке - "желаю познакомиться"
Веер у левого уха - "Вы изменились"
Веер вращается левой рукой - "Я желаю от вас избавиться"
Проводить веером по лбу - "За нами наблюдают"
Проводить им по правой щеке - "Я вас люблю"
Протаскивать веер через руку - "Я вас ненавижу"
Вращать веер правой рукой - "Я люблю другого"
Закрывать веер - "Мне нужно с вами поговорить"
Проводить веером по глазам - "Прошу прощения"
Задержать веер на правой щеке - "Да"
Задержать веер на левой щеке - "Нет"
Открывать и закрывать - "Вы жестоки"
Уронить - "Мы друзья"
Медленно обмахиваться - "Я замужем"
Быстро обмахиваться - "Я помолвлена"
Широко открыть - "подождите меня"

В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан.







7.Тема бала в русской классической литературе.

Бал - одно из популярнейших событий XIX века, он давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и.т.д. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители высшего света. Именно там люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое другое. В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь. Сколько дуэлей из - за оскорблённой чести и отвергнутой любви видело это время.

В произведениях русской классической литературы бал рассматривается по разному: в одних это действие не играет существенной роли, в других бал становится роковым.

7.1.Грибоедов "Горе от ума"

В сцене бала главным становится не любовный конфликт, а социальный. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. В произведении А.С Грибоедова «Горе от ума» практически всё действие происходит на балу. Там Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес.

В этих сценах ярче всего раскрывается дворянская Москва. Там Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всеми собравшимся. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.

В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к «фамусовской Москве».

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени, а гости Фамусова - самые обыкновенные люди московского общества начала XIX века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Здесь они в своей среде, поэтому так красноречивы.

В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. Она является кульминацией комедии Грибоедова.

7.2.А.С.Пушкин "Евгений Онегин".

Танцы занимают в «Евгении Онегине» значительное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина. Танцы служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы. Бальный разговор был далек от игры интеллектуальных сил, но он имел свою прелесть - оживленность и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества.

Бал в эпоху Онегина начинался полонезом, который в торжественной функции первого танца сменял менуэт. Однако, в "Евгении Онегине" полонез не упоминается. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в тот момент, когда "Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята", т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Евгения.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Так Пушкин характеризует второй бальный танец - вальс.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же…

Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию.

И бесконечный котильон

Ее томил, как тяжкий сон.

Котильон - вид кадрили, один из заключающих бал танцев, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец

Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя. Бал определяет судьбу Татьяны, т.к. у колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал». Онегин, окончивший свои странствия по свету, встречает Татьяну на балу уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» - и вдруг делается безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.

7.3.Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Раскрытие темы о чиновниках России начинается прямо с первых страниц "Мертвых душ", когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору.

Весь дом губернатора был так освещен, что Павел Иванович, входя в зал, "должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный". Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью.

Балы давались, по словам Собакевича, с целью приобрести «любо и уважение со стороны дворянства». Наш герой с удовольствием отправился на бал, не подозревая о неприятной неожиданности. Он беседовал с дамами, даже увлекся губернаторской дочкой, что было ему не свойственно.

Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по-разному: кто по моде, а кто " во что бог послал в губернский город". А Чичиков все стоял и разглядывал гостей. Вскоре бал закончился.

Николай Васильевич Гоголь описал в этом эпизоде не только повадки, черты Чичикова, но и рассмотрел проблему "тонких" и "толстых". Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди - неудачник, а толстые, наоборот, самые везучие и быстр продвигаются по карьерной лестнице. И Чичиков, поддаваясь общественному мнению принял строну "толстых" людей.

Главным художественным приемом в эпизоде про бал у губернатора, Николай Васильевич использовал антитезу: противопоставление "толстых" и "тонких". Но кроме этого, он, как истинный мастер слова, вплел в описание всего бала очень живые, образные сравнения, которые только добавляют яркости.

7.4.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Повесть «Княжна Мэри» можно назвать одной из главных частей романа Лермонтова «Герой нашего времени». Именно здесь в наибольшей степени раскрывается внутренний мир основного героя романа - молодого дворянина Печорина.

Дневниковая запись Печорина от 22 мая рассказывает о бале в ресторации Пятигорска - курорта, на который прибыл герой в поисках развлечения. Данный эпизод важен по нескольким причинам. Во-первых, он дает представление о характерах и нравах, царящих в среде «благородных отдыхающих». Лермонтов показывает, что это тот же высший свет, с его неизменным лицемерием, пустотой и жестокостью, что так наскучил Печорину в Петербурге и который герой так хорошо знал.

К тому времени, когда устраивался бал в ресторации, Печорин уже нашел себе развлечение - он проводил «психологические эксперименты», столь любимые им, над княжной Мэри Лиговской. Герой всеми способами раздражал и злил эту девушку: не уделял ей должного внимания, говорил колкости о ней Грушницкому и так далее. Но несомненно одно - княжна Мэри заинтересовала Печорина, сразу привлекала к себе его внимание.

На балу, как только Мэри с матерью вошли в залу ресторации, тут же со всех сторон понеслись завистливые шушуканья - «курортные» дамы завидовали красоте и хорошему вкусу юной героини.

На балу Печорин, воспользовавшись негласным курортным правилом приглашать непредставленных дам, «ангажировал» княжну Мэри на танец. Возможно, он этот делал назло Грушницкому, который в окошко наблюдал за «своей богиней». В любом случае, Печорин и здесь искал развлечения, острых ощущений. Таким образом, анализируемый эпизод важен и для раскрытия характера Печорина, более полного отображения его души.

Эпизод «Бал в ресторации» выполняет в повести «Княжна Мэри» несколько важных функций. Здесь происходят значимые события, которые определят развитие сюжета в дальнейшем. Именно на балу происходит резкая перемена в отношениях Мэри и Печорина. Именно здесь героиня начала влюбляться в Григория Александровича, а тот решил продолжать «увлекательную игру».

Именно в этом эпизоде раскрывается внутренний мир Печорина, а именно его холодное и эгоистическое стремление к приключениям, любовь к манипуляции людьми. Однако и он, пусть на короткий миг, очаровывается прелестью княжны Мэри.

Кроме того, «Бал в ресторации» раскрывает нравы светского общества, одинакового жестокого и равнодушного как в Петербурге, так и на курорте.















Заключение

Искусство жить - это целая наука. Рецепт счастливой жизни: в постоянных заботах и трудах не забывать доставлять себе удовольствия - большие и маленькие, приносящие истинную радость. Так поступали наши предки, устраивая пиры, балы и торжества.

Бал - исключительное явление в истории. Это своеобразный театр жизни, театр представления, в котором разыгрывались и вершились судьбы народов, плелись тончайшие кружева политики, создавалось общественное мнение. В этом театре существовали различные жанры. Здесь трагедия могла дойти до фарса, но комедия никогда не превращалась в балаган. Благородное поведение - признак благородной души и просвещенного ума.

Тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась чья -то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.

Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе - он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.»







Список использованной литературы:

1.А.Валагин. «А.Грибоедов «Горе от ума». - М., 1979.

2. Н.Долинина. «Прочитаем Онегина вместе». - М., 1985.

5.Ю.Лотман. «История русской культуры первой половины XIX века». - М., 1986.

6. Ю.Лотман. «История русской культуры второй половины XIX века». - М., 1988.

7.А.Медведев. «Н.В.Гоголь «Мёртвые души». - М., 1985.







Проектная работа по литературе История русского бала

ПРИЛОЖЕНИЕ



Проектная работа по литературе История русского бала



Язык веера Приложение 1

Ручка у губ - "поцелуй меня"
Правая рука держит веер у лица - "следуй за мной"
Веер в левой руке - "желаю познакомиться"
Веер у левого уха - "Вы изменились"
Веер вращается левой рукой - "Я желаю от вас избавиться"
Проводить веером по лбу - "За нами наблюдают"
Проводить им по правой щеке - "Я вас люблю"
Протаскивать веер через руку - "Я вас ненавижу"
Вращать веер правой рукой - "Я люблю другого"
Закрывать веер - "Мне нужно с вами поговорить"
Проводить веером по глазам - "Прошу прощения"
Задержать веер на правой щеке - "Да"
Задержать веер на левой щеке - "Нет"
Открывать и закрывать - "Вы жестоки"
Уронить - "Мы друзья"
Медленно обмахиваться - "Я замужем"
Быстро обмахиваться - "Я помолвлена"
Широко открыть - "подождите меня"

















Язык цветов Приложение 2

В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора:

  • Anemon - анемон;

  • Lilie - лилия;

  • Eicheln - желуди;

  • Xeranthenun - амарант;

  • Accazie - акация;

  • Nelke - гвоздика;

  • Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки;

  • Epheu - плющ;

  • Roze - роза;

первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.

Символика цветов

  • василек - верность, искренность;

  • жасмин - непорочность;

  • маргаритка - терпение, печаль;

  • "медвежьи ушки" - вас ищут обмануть;

  • резеда - минутное блаженство;

  • дикая роза - простота;

  • белая роза - невинность;

  • тюльпан - гордость и неблагодарность;

  • фиалка - скромность и дружба;

  • ноготки - кокетство;

  • астра - величие;

  • петушки - спокойствие;

  • мак - воспоминания;

  • подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю;

  • белая гвоздика - целомудрие;

  • розовая гвоздика - брак;

  • лавр - торжество вечного целомудрия;

  • гиацинт - спокойствие души;

  • ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия.

Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом:

  • мак - сохраним нашу тайну;

  • цветы клевера - жениться или нет;

  • лист клевера - жду ответа.

Бальный этикет Приложение 3

  • Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

    1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

    2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

    3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

    4. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.

    5. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.

    6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

    7. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.

    8. Запрещается нарушать направление движения танца.


    Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

    1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

    2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

    3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

    4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

    5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

    6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

    7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

    8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.


    Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

    1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

    2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

    3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

    4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

    5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

    6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

    7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

    8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца.

    9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.

    10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.

30


© 2010-2022