Элективный курс Как работать над сочинением (11 класс, 34 часа)

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.  Эссе как вид творческой работы Зна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Любанская СОШ»

Обсуждено на заседании МО

протокол №___ от_______20…г

руководитель МО

_________/

Согласовано

Зам.директора

___________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Как работать над сочинением»______

Класс, кол-во часов 11 _(34 ч)___________________________

Учитель Короткова Е.Н._______









г.Любань

2014-2015

МКОУ «Любанская СОШ»






Элективный курс


«Как работать над сочинением. Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения»

(34 часа)








Учитель Короткова Е.Н.











г. Любань

2014 - 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом - всегда литература, в каком бы жанре ни велась, - и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста - небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Цели:

- гуманитарное развитие школьников;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения

Содержание программы

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата - не самоцель, а подтверждение сказанного.

Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.

Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.


Список использованной литературы

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11-е классы. М.: Дрофа, 2002.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.

4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.

5. Угроватова Т.Ю. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М. 2008

6. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». №7-2007, №24-2007, №17-2008

7. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9-е классы. М.: Дрофа, 1999.

8. Программно-методические материалы. Литература. 5-11-е классы. М.: Дрофа, 1999.

9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783).

Учебно-тематический план

н

Тема

Кол-во часов

I. Введение

1

Основные требования к сочинению

1

II. Вы пишете сочинение

2

Тема сочинения, организация материала при помощи плана, цитирование в сочинении

1

3

Работа над сочинением и его редактирование

2

III. Эссе как вид творческой работы

4

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

1

5

Эссе на патриотическую тему

1

6

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора.

Эссе на морально-этическую тему

2

7

Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами и анализ

2

8

Эссе, написанные учениками и их анализ

2

IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

9

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ, план и основные части сочинения

Образцы сочинений-рассуждений разных авторов

2

Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем

2

Как грамотно сформулировать высказывание о проблеме. Практическая работа с текстами

1

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции

2

Практическая работа с текстами

1

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

2

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений

1

Выполнение задания части С - написание сочинения на морально-этические темы

3

1

Практическая работа. Сочинение на экологические темы

3

1

Работа с текстами художественной литературы

2

1

Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку

3

Итого

34



© 2010-2022