Внеклассное мероприятие ко Дню языков Язык-мой друг!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие ко Дню языков Язык- мой друг!Внеклассное мероприятие ко Дню языков

По русскому языку и литературе

Для учащихся 5-9 классов.







Учитель русского языка и литературы: Сарсенова Наталья Олеговна

2015 год

Цель: раскрыть яркость и своеобразие языка; развивать навыки выразительного чтения, языковую, речевую компетенции, активизировать мыслительную деятельность, умение слушать, воспитывать любовь к языку, уважение к другим языкам.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и гости!

Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово - самое совершенное средство общения.

Новое приходит через слово. Новое творит Казахстан, где великая ценность человеческого общения теперь отмечена знаменательным днем в календаре. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева от 20.01.98 г. 22 сентября был объявлен Днем языков народов РК.

Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана.

Выступление учащихся:

_____________________

Құтты болсын бәріңе,

Тілдер күні - мереке!

Қазақстан жерінде

Болсын бірлік, береке!

____________________

Ана тілің - арың бұл,

Ұятың боп тұр бетте.

Өзге тілдің бәрін біл,

Өз тіліңді кұрметте!

_________________

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

Кого ни спросишь, без сомненья

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в пренья:

Вся красота в родных словах!

Ведь свой язык милее слуху,

И всех дороже тоже он.

И каждый вздох понятен мне на нем.

________________________

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.

Если два - вопросов нет,

Ты - для всех авторитет.

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают.

Ну а если все четыре, -

Нет людей богаче в мире.

Учитель: Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме деловой игры "Язык мой - друг мой". В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: "Лингвисты" и "Языковеды". Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды? (Болельщики дают ответ на вопрос.)

Правильно! Лингвист, языковед - это специалист в области языка. Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, а слова "лингвист" и "языковед" - синонимы.

Выбрать жюри.

Игра проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа.

^ Этап 1. Лингвистическая разминка

( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 5 заданий. Время на подготовку 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Вопросы и задания для 1 команды.

1. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).

2. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).

3. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).

4. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).

5. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).

Вопросы и задания для 2 команды.

1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)

2. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).

3. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).

4. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).

5. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).
^ Этап 2. Согласуйте существительное с прилагательным.

(Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова - прилагательные. Время на подготовку - 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)


  • Тюль (красивый)


  • Шампунь (ароматный)


  • Вестибюль (просторный)


  • Кенгуру (серый)


  • Кофе (чёрный)


  • Такси (новое)


  • Лазурь (февральская)


  • Путь (длинный)

Этап 3. Подумайте, вспомните, ответьте.

(Команды по очереди берут карточки с заданиями. На подготовку к ответу на вопросы каждой карточки даётся 2 минуты. Максимальное количество баллов за каждое задание-5)

1. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них по одному слову.


  • гео- (земля; география)


  • термо- (относящийся к температуре, к теплу; термометр )


  • био- (жизнь; биография)

4 Морфологические шарады.

1 команда


  • Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.


2 команда

  • Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.

5. Импровизация пословиц.

За каждую угаданную пословицу по 1 баллу.

1 команда:

1.Семь раз отмерь, а один отрежь.

2. Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

2 команда:

1.У страха глаза велики.

2.Один в поле не воин.

Попросим жюри подсчитать баллы.

Поздравляем победителей!

На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за участие. Желаю вам жить в мире, дружбе и согласии, а для этого мы должны уважать быт и традиции народов, которые живут рядом с нами.





© 2010-2022