- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие ко Дню языков Язык-мой друг!
Внеклассное мероприятие ко Дню языков Язык-мой друг!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сарсенова Н.О. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие ко Дню языков
По русскому языку и литературе
Для учащихся 5-9 классов.
Учитель русского языка и литературы: Сарсенова Наталья Олеговна
2015 год
Цель: раскрыть яркость и своеобразие языка; развивать навыки выразительного чтения, языковую, речевую компетенции, активизировать мыслительную деятельность, умение слушать, воспитывать любовь к языку, уважение к другим языкам.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и гости!
Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово - самое совершенное средство общения.
Новое приходит через слово. Новое творит Казахстан, где великая ценность человеческого общения теперь отмечена знаменательным днем в календаре. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева от 20.01.98 г. 22 сентября был объявлен Днем языков народов РК.
Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана.
Выступление учащихся:
_____________________
Құтты болсын бәріңе,
Тілдер күні - мереке!
Қазақстан жерінде
Болсын бірлік, береке!
____________________
Ана тілің - арың бұл,
Ұятың боп тұр бетте.
Өзге тілдің бәрін біл,
Өз тіліңді кұрметте!
_________________
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
Один вопрос тревожит снова:
Какой язык считать важней?
Кого ни спросишь, без сомненья
Хоть это финн, словак, казах,
Ответят, не вступая в пренья:
Вся красота в родных словах!
Ведь свой язык милее слуху,
И всех дороже тоже он.
И каждый вздох понятен мне на нем.
________________________
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два - вопросов нет,
Ты - для всех авторитет.
Тех, кто три прекрасно знает,
Все за гениев считают.
Ну а если все четыре, -
Нет людей богаче в мире.
Учитель: Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме деловой игры "Язык мой - друг мой". В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: "Лингвисты" и "Языковеды". Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды? (Болельщики дают ответ на вопрос.)
Правильно! Лингвист, языковед - это специалист в области языка. Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, а слова "лингвист" и "языковед" - синонимы.
Выбрать жюри.
Игра проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа.
^ Этап 1. Лингвистическая разминка
( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 5 заданий. Время на подготовку 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
Вопросы и задания для 1 команды.
1. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
2. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
3. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
4. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
5. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
Вопросы и задания для 2 команды.
1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)
2. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
3. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
4. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
5. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).
^ Этап 2. Согласуйте существительное с прилагательным.
(Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова - прилагательные. Время на подготовку - 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)
-
Тюль (красивый) -
Шампунь (ароматный) -
Вестибюль (просторный) -
Кенгуру (серый) -
Кофе (чёрный) -
Такси (новое) -
Лазурь (февральская) -
Путь (длинный)
Этап 3. Подумайте, вспомните, ответьте.
(Команды по очереди берут карточки с заданиями. На подготовку к ответу на вопросы каждой карточки даётся 2 минуты. Максимальное количество баллов за каждое задание-5)
1. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них по одному слову.
-
гео- (земля; география) -
термо- (относящийся к температуре, к теплу; термометр ) -
био- (жизнь; биография)
4 Морфологические шарады.
1 команда
-
Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.
2 команда
-
Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.
5. Импровизация пословиц.
За каждую угаданную пословицу по 1 баллу.
1 команда:
1.Семь раз отмерь, а один отрежь.
2. Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
2 команда:
1.У страха глаза велики.
2.Один в поле не воин.
Попросим жюри подсчитать баллы.
Поздравляем победителей!
На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за участие. Желаю вам жить в мире, дружбе и согласии, а для этого мы должны уважать быт и традиции народов, которые живут рядом с нами.