Методическая копилка. Групповая работа на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Групповая работа на уроках в рамках ФГОС.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.

  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

  3. У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.

  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.

  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.

  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи

Дети объединяются в группы, которые могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны оказывать друг другу действенную помощь. Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах. Возможно практиковать подобную работу и при проведении зачетов, семинаров, при этом формируются группы уже из 5-6 человек.

Когда на уроках целесообразно использовать групповую форму работы.

  1. При объяснении нового материала, когда он большого объема. Учащимся выдаются таблицы, у каждого в группе свое задание, потом они обмениваются информацией, делают сообщения для всего класса.

Например, при изучении периодов литературного развития, периодов творчества того или иного писателя.

2. При формировании умений и навыков.

На уроке литературы в 9 классе по теме: «Последняя встреча» (анализ 8 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин») проводится работа в малых группах. Учащимся предлагается составить план 8 главы (сделать вывод, какую особенность в построении 8 главы они заметили); проанализировать письмо Онегина, выписывая ключевые слова; обсудить образ Татьяны в заключительной главе романа; обобщить материал (каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?).

3.При закреплении и совершенствовании навыков.

После изучения темы «Глагол» в 6 классе проводится учебная встреча.

Цели и задачи: проверить уровень умений и навыков учащихся, развивать творческое мышление . Этапы занятия:

1). Конкурс капитанов. Станция «Теоретическая». Учащимся предлагаются вопросы повышенной трудности (Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида? В чем особенность разноспрягаемых глаголов? Расскажите о значении лица в русском языке: что обозначает каждое лицо?)

2). Станция «Грамматическая». Командам выдаются листы бумаги, на которых они записывают в два столбика по одному примеру каждым участником глаголов совершенного и несовершенного вида. Для группового зачета предлагались слова для разбора по составу.

3). Лингвистическая игра «Собрать урожай». Снимаются груши с нарисованного дерева, на плодах написаны глаголы, которые надо распределить по двум корзинам: 1 и 2 спряжение.

4). Станция «Орфографическая». Проводится словарный диктант-эстафета на орфограммы за 5-6 классы, связанные с изученной темой.

5). Станция «Творческая». Написание лингвистической миниатюры «Жители Глаголии».

4. При повторении ранее изученного материала.

Учащимся выдаются вопросы, на которые они вместе готовят ответы.

Например, лингвистическая игра по теме «Фразеология». Командам предложено следующее задание.

1. Дать толкование фразеологизмов (узнать всю подноготную, тянуть канитель, выносить сор из избы).

2. Заменить данные фразеологизмы синонимами (тертый калач, пасть духом, хоть лопатой греби)

3. Заменить данные фразеологизмы антонимами (капля в море, повесить голову, рукой подать).

4. Инсценировать фразеологизм (погнать за двумя зайцами).

5. В составе каких фразеологизмов употребляются данные слова: дремучий, истошный, животрепещущий.

6. Иллюстрации (держать язык за зубами, ждать у моря погоды)

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Как показывает практика, учащимся нравится работать в группах.

В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.



© 2010-2022