Конспект урока по произведению С. Алексиевич Последние свидетели

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.. О войне не должно говориться легко.

Трудно писаться, трудно рождаться,

Должно слово о войне...

«Война пометила наследственной памятью и тех,

кто ее пережил, и детей, не помнящих ее…»

Б. Васильев:

«Человек беспамятный способен породить

только зло и ничего другого, кроме зла»

С. Алексиевич


Пономарева Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия №3

г. Архангельска

Методический замысел урока:

Размышление о Великой Отечественной войне должно стать не панегириком, а трезвым, простым, не пафосным разговором о трагедии эпохи и величии человека, который смог сохранить способность быть человеком в любых обстоятельствах, о сохранении мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно.

С. Алексиевич - это писатель, все искусство которого - пространство свободы, поступок правды и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды. Произведение «Последние свидетели» - это не только подвиг детской памяти», но и подвиг взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями.

Тип урока: лично-ориентированный эвристический урок.

Время урока: 90 минут.

Цель учителя на уроке:

  • Реализация личностного потенциала каждого ученика.

  • Формирование ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных компетенций.

  • Образное конструирование понятия о свободе выбора быть человеком.

Задачи учителя:

  • Формировать навыки видения проблем художественного текста, его анализа и синтеза, формулировки цели работы, умения задавать вопросы, совместного группового взаимодействия, самостоятельного осмысленного чтения.

Возможные цели учеников на уроке:

Прочитать текст книги вместе с родителями.

Пересказать историю героя книги от лица куклы.

Создать свой символ мира.

Выполнить качественно групповые и индивидуальные задания.

Технологии и методы, используемые на уроке и при его подготовке:

  • Технология эвристического обучения.

  • Эвристические методы:

ученического целеполагания, эвристической беседы, открытых заданий, символического видения, создания образной картины, конструирования понятия, эмпатии, вживания в образ (создание монолога от лица куклы), рефлексии.

Оборудование урока:

Интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Оформление доски соответствует нескольким ключевым точкам урока, которые формулируются проблемными вопросами:

«Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить?» (С. Алексиевич).

«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» (Ф. Ницше).

«Но все-таки стреляет до сих пор война и попадает временами» (Б. Слуцкий).

«Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности»

(Е. Ржевская).


  • Стенд об авторе. Информация. Книги. Интервью

  • Корзина с куклами.

  • Цветные квадратики 8 цветов для выражения своего ощущения книги.

  • Цветные клеевые квадратики для итоговой рефлексии, создания общего образа урока.

Предварительная подготовка(создание образовательных продуктов):

  1. Выборочное чтение текста (учитель выбирает эпизоды и главы, возможные для чтения в возрасте 12-13 лет).

  2. Просмотр документального фильма по книге С. Алексиевич. «Дети войны. Последние свидетели» А. Китайцева.

  3. Сочинение «Что для меня самое дорогое на Земле», сочинение-миниатюра «Мое определение слова «война».

  4. Создание атмосферы: При подготовке к уроку ребята делают японских журавликов мира, вспоминая трагедию Хиросимы и создавая знаменитый образ мира. Также дети создают свой личный образ мира, и к этим работам учитель обращается во время урока.

  5. Для создания проблемного пространства урока учитель просит детей заранее записать в своих тетрадях все вопросы, которые волнуют их по теме: «Дети и война».

  6. Ученики отмечают в тексте С. Алексиевич цитаты, которые могут объяснить авторское отношение к слову «война».

  7. Индивидуальное задание: создание презентации о личности и особенностях жизненной позиции С. Алексиевич.

  8. Работа с СМИ и создание выборки о современных детях войны.


  1. Экспозиция урока:

Звучит отрывок из произведения «Lacrimosa» Моцарта.

Вопрос учителя: Вы боитесь войны?

Сопоставление с культурно-историческим аналогом:

Психологи утверждают, что нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве нет ощущения безопасности.

Одна из точек зрения, предлагаемая для рецепции: «Несовместимы, Несовместимы Дети и война»

Учитель предлагает ученикам выразить свое отношение к этим мыслям.

Предмет сегодняшнего разговора: дети и война.

Учитель представляет участников разговора:

дети, родители, учителя, С. Алексиевич и герои ее произведения «Последние свидетели» ( не только дети, но и куклы).

Поближе познакомимся с автором книги. Идет представление одного из образовательных продуктов: презентации о личности и особенностях стилистики С. Алексиевич (5 слайдов).

  1. Личное целеполагание: Какова Ваша личная цель в работе на нашем уроке?

Ребята записывают в тетради свою личную цель работы на уроке. Учитель спрашивает у нескольких учеников о ней, также определяя и свою личную цель работы.

Личная цель учителя работы на уроке: Книга С. Алексиевич называется «Последние свидетели (соло для детского голоса)», и поэтому сегодня мы попробуем создать свободное пространство размышления, в котором каждому голосу будет место, потому что у каждого из участников нашего разговора свой образ войны и свой личный образ мира.

Цель автора С. Алексиевич: Дать воспоминания о войне тех, кому в войну было 7-12 лет. Выразить то запредельное, что вносит война в опыт человека и что изображается в искусстве пронзительнее всего в соприкосновении с детством.

«О войне говорят дети. Не политики, не солдаты и не историки. Самые беспристрастные свидетели. Война, увиденная детскими глазами еще страшнее...» С. Алексиевич.

Из предисловия к книге: «Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание

миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для

прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?

И сам ответил - слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну

революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.

Всего одна слезинка...»

Что Вас больше всего поразило в книге? Поднимите квадратики настроения цветовой ассоциации с книгой ?

Ассоциация учителя: Писатель соединяет голоса в хор, создает ораторию. В ней звучат и арии, и речитативы, и хоры, все соединено оркестром, авторской речью, интонацией, его писателя, замыслом, поэтому мы начали урок с Лакримозы из Реквиема Моцарта - трагической и величественной ноты, ассоциативно связанной с настроением нашего разговора.

  1. Определение проблемного пространства урока.

Какие проблемы (вопросы) возникли у Вас после знакомства с произведением? Какие проблемы Вы бы хотели обсудить?

Учитель делится и своим вопросом (проблемой): что рассказывать детям о войне и ради чего? А нужна ли нам такая страшная правда? Что понадобится нам в трудную минуту?

Вопрос С. Алексиевич: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить?»

  1. Проживание центрального образа.

В качестве домашнего задания ребятам было предложено дать свое личное определение слову «война». Учитель просит зачитать отрывки из сочинений.

Сопоставление с культурно-историческим аналогом:

Найдите в тексте «Последних свидетелей» определения, которые дает войне автор. Ребята приводят примеры из текста книги «Последние свидетели».

Примеры: 1."Сто недетских колыбельных": «Запоминает ли что-нибудь ребенок в 3 года? Маленький земной ангел в море слезинок. Черное небо, черный самолет, черные каратели и собаки у них тоже черные. Война - это когда можно сшить платье из портянок и покрасить чернилами. И когда можно плакать навзрыд четыре урока. Или сжать зубки. Война - это когда говорят: "Мы в парке не гуляли - мы его ели". Война - это когда можно спать в корыте и съесть любимую собаку. Но самое страшное - когда нет ни мамы, ни папы».

2. « Помню, что после войны у нас в деревне был один букварь, а первая

книга, которую я нашел и прочитал, был сборник задач по арифметике.

Я читал ее, как стихи... Так-так...»

3. « У нас было две курицы. Когда им говорили: "Немцы- тихо!", - они молчали. Они сидели тихо-тихо вместе с нами под кроватью, ни одна не кокнет. Сколько я потом ни видела в цирке ручных кур, они меня не удивляли. А наши ко всему исправно неслись под кроватью в ящике - два яйца в день. Мы чувствовали себя такими богатыми! Все-таки какую-то елку на Новый год мы ставили. Конечно, это мама помнила, что у нас детство. Из книжек вырезали яркие картинки, делали шарики из бумаги: один бочок белый, другой - черный, гирлянды из старых ниток. И в этот день особенно все улыбались друг другу, вместо подарков (их не было) мы оставляли под елкой записочки. В своих записочках я писала маме: "Мамулечка, я тебя очень люблю. Очень! Очень!" Дарили друг другу слова».

Сопоставление с другими культурно - историческими аналогами:

Учитель показывает другие образы войны в искусстве: «Герника» Пикассо, «Крик» Мунка, Война - это обрывки, осколки, взрыв, сбой…болезнь. Моцарт «Реквием» - это тоже ощущение трагедии. Зачем человеку переживать это?

Вопрос учителя: "И как это рассказать, чтобы сердце на куски не разорвалось?".

Мнение Ф. Ницше: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины".

(Е. Ржевская) «Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности».


  1. Соприкосновение с живой памятью

У героев взорвано сердце (идет война в душе). Слова для выражения этого внутреннего состояния найти трудно, поэтому попробуем услышать, что рассказывают о том, что пережили их хозяева, их куклы, произнося монологи от 3 лица…Почему именно от лица куклы? Это один из героев книги «Последние свидетели», один из центральных образов детства, один из символов чистоты.

Ученики рассказывают истории детей-героев книги от лица кукол, которых они принесли из дома. Ребята сами выбирают героя, сами дают своей кукле имя.

Звучат 3,4 рассказа «кукол» о том, что пережили их хозяева.

Вопрос учителя:

Яд войны, ненависти, безнаказанности отравлял детское сознание. Что вас больше всего поражало в рассказах детей: как герои катались на немецких трупах или то, как давали картофелину пленному немцу?

Мнение учителя: Пережив страшную трагедию, можно ожесточиться, но можно и начать учиться любить. Это самое трудное.

  1. Сопоставление с современными аналогами людей войны

Учитель обращается к мысли Б. Слуцкого: «Но все-таки стреляет до сих пор война и попадает временами…» Неужели то, что произошло с людьми 65 лет назад, нас ничему не научило?

Идет представление образовательного продукта. Представим себе, что мы слушаем новостной ряд и узнаем о событиях, которые происходят в мире: Ребята читают новости…

Пример новости:

  • «По свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны, не задают лишних вопросов, их легко подавить, легко наказать. А некоторые даже воспринимают войну как игру. В последние годы с появлением легкого и простого в употреблении оружия детей стали использовать в составе ударных войск. Практически везде, где ведутся сейчас войны, детей насильно забирают в армию, и они быстро обучаются чистить и заряжать оружие, увертываться от пуль, мародерствовать, ползать по-пластунски, брать заложников и убивать врагов. В Камбодже дети участвуют в вооруженных конфликтах с 1953 года, когда в стране была свергнута монархия. То есть там уже сорок лет подряд у детей крадут детство».

  • «10-летний ребенок с поясом шахида устроил взрыв на встрече племенных лидеров, собравшихся 9 ноября в провинции Дияла в Ираке, чтобы обсудить методы борьбы с "Аль-Каидой". Вместе со смертником вблизи города Халис погибли шестеро старейшин, сообщает немецкая газета Spiegel».

7. Осознавание личного выбора

Возможно ли для человека не ожесточиться после переживания войны в сердце? Что может помочь человеку после перенесенных страданий не начать ненавидеть людей, мстить? Что может помочь выстоять в человечности в самых нечеловеческих обстоятельствах?

Сопоставление с культурно-историческими аналогами:

Какие примеры достойного свободного выбора в нечеловеческих обстоятельствах вы знаете?

Дети вспоминают Я. Корчака, героя фильма «За имя Моё» и др. примеры.

Слово учителя: В сказке Е.Шварца "Снежная королева" Кай в самую трудную минуту жизни попытался вспомнить "Отче наш", но вспоминалась почему-то только таблица умножения. Кто знает, что понадобится нам в трудную минуту? Кто скажет, что вот это надо, а это - нет? Нужны книги, которые помогут нам думать! Думать о главном в трудную минуту, чтобы выстоять, чтобы принять верное решение, ибо труднее всего сохранять мир в своей душе и научиться любить, тем самым создавая мир вокруг себя.

8. Опыт создания мира через переживание искусства.

Дома детям было предложено создать свой личный образ мира и объяснить то, что у него получилось.

Идет представление образовательного продукта - образ мира.

Сопоставление с культурно - историческими аналогами:

Учитель показывает изображения: «Чудо Георгия о змие», голубь Пикассо, «Троица» А. Рублева; читает евангельский пример образа мира, в слове явленного…

Любовь долготерпит, милосердствует,

любовь не завидует, любовь не превозносится,

не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,

не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит,

всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает…

1. Кор. 13-4

9. Создание целостного образа урока

Вопрос учителя: Как бы вы назвали наш урок?

В финале урока учитель предлагает назвать урок, то есть определить, что удалось «спеть», благодаря разным голосам в свободном пространстве искусства.

Предложение учителя: Наступит ли эра милосердия?

10. Устная рефлексия урока:

Удовлетворены ли вы результатами сегодняшнего урока? Почему?

Удовлетворены ли вы результатами своей собственной работы? Почему?

Какая мысль урока вам кажется самой важной?

Какая мысль урока вам кажется спорной?

Рефлексия учителя:

Литература не дает ответы - она их ставит! И она поможет нам сделать выбор.

Образная рефлексия урока:

Учитель просит, уходя из класса, наклеивать цветной клеевой квадратик ( из тех, что уже приготовлены на столе) на ватман, который прикреплен на входную дверь, определяя свое внутреннее состояние в финале разговора.


  1. Финальный аккорд

Участники разговора все вместе выходят на улицу и запускают шары с привязанными к ним японскими журавликами в небо как символ свободы, мира, надежды, воздуха, который врывается в человеческое сердце и оживляет его…

© 2010-2022