- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по произведению С. Алексиевич Последние свидетели
Конспект урока по произведению С. Алексиевич Последние свидетели
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева И.П. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
.. О войне не должно говориться легко.
Трудно писаться, трудно рождаться,
Должно слово о войне...
«Война пометила наследственной памятью и тех,
кто ее пережил, и детей, не помнящих ее…»
Б. Васильев:
«Человек беспамятный способен породить
только зло и ничего другого, кроме зла»
С. Алексиевич
Пономарева Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия №3
г. Архангельска
Методический замысел урока:
Размышление о Великой Отечественной войне должно стать не панегириком, а трезвым, простым, не пафосным разговором о трагедии эпохи и величии человека, который смог сохранить способность быть человеком в любых обстоятельствах, о сохранении мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно.
С. Алексиевич - это писатель, все искусство которого - пространство свободы, поступок правды и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды. Произведение «Последние свидетели» - это не только подвиг детской памяти», но и подвиг взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями.
Тип урока: лично-ориентированный эвристический урок.
Время урока: 90 минут.
Цель учителя на уроке:
-
Реализация личностного потенциала каждого ученика.
-
Формирование ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных компетенций.
-
Образное конструирование понятия о свободе выбора быть человеком.
Задачи учителя:
-
Формировать навыки видения проблем художественного текста, его анализа и синтеза, формулировки цели работы, умения задавать вопросы, совместного группового взаимодействия, самостоятельного осмысленного чтения.
Возможные цели учеников на уроке:
Прочитать текст книги вместе с родителями.
Пересказать историю героя книги от лица куклы.
Создать свой символ мира.
Выполнить качественно групповые и индивидуальные задания.
Технологии и методы, используемые на уроке и при его подготовке:
-
Технология эвристического обучения.
-
Эвристические методы:
ученического целеполагания, эвристической беседы, открытых заданий, символического видения, создания образной картины, конструирования понятия, эмпатии, вживания в образ (создание монолога от лица куклы), рефлексии.
Оборудование урока:
Интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Оформление доски соответствует нескольким ключевым точкам урока, которые формулируются проблемными вопросами:
«Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить?» (С. Алексиевич).
«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» (Ф. Ницше).
«Но все-таки стреляет до сих пор война и попадает временами» (Б. Слуцкий).
«Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности»
(Е. Ржевская).
-
Стенд об авторе. Информация. Книги. Интервью
-
Корзина с куклами.
-
Цветные квадратики 8 цветов для выражения своего ощущения книги.
-
Цветные клеевые квадратики для итоговой рефлексии, создания общего образа урока.
Предварительная подготовка(создание образовательных продуктов):
-
Выборочное чтение текста (учитель выбирает эпизоды и главы, возможные для чтения в возрасте 12-13 лет).
-
Просмотр документального фильма по книге С. Алексиевич. «Дети войны. Последние свидетели» А. Китайцева.
-
Сочинение «Что для меня самое дорогое на Земле», сочинение-миниатюра «Мое определение слова «война».
-
Создание атмосферы: При подготовке к уроку ребята делают японских журавликов мира, вспоминая трагедию Хиросимы и создавая знаменитый образ мира. Также дети создают свой личный образ мира, и к этим работам учитель обращается во время урока.
-
Для создания проблемного пространства урока учитель просит детей заранее записать в своих тетрадях все вопросы, которые волнуют их по теме: «Дети и война».
-
Ученики отмечают в тексте С. Алексиевич цитаты, которые могут объяснить авторское отношение к слову «война».
-
Индивидуальное задание: создание презентации о личности и особенностях жизненной позиции С. Алексиевич.
-
Работа с СМИ и создание выборки о современных детях войны.
-
Экспозиция урока:
Звучит отрывок из произведения «Lacrimosa» Моцарта.
Вопрос учителя: Вы боитесь войны?
Сопоставление с культурно-историческим аналогом:
Психологи утверждают, что нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве нет ощущения безопасности.
Одна из точек зрения, предлагаемая для рецепции: «Несовместимы, Несовместимы Дети и война»
Учитель предлагает ученикам выразить свое отношение к этим мыслям.
Предмет сегодняшнего разговора: дети и война.
Учитель представляет участников разговора:
дети, родители, учителя, С. Алексиевич и герои ее произведения «Последние свидетели» ( не только дети, но и куклы).
Поближе познакомимся с автором книги. Идет представление одного из образовательных продуктов: презентации о личности и особенностях стилистики С. Алексиевич (5 слайдов).
-
Личное целеполагание: Какова Ваша личная цель в работе на нашем уроке?
Ребята записывают в тетради свою личную цель работы на уроке. Учитель спрашивает у нескольких учеников о ней, также определяя и свою личную цель работы.
Личная цель учителя работы на уроке: Книга С. Алексиевич называется «Последние свидетели (соло для детского голоса)», и поэтому сегодня мы попробуем создать свободное пространство размышления, в котором каждому голосу будет место, потому что у каждого из участников нашего разговора свой образ войны и свой личный образ мира.
Цель автора С. Алексиевич: Дать воспоминания о войне тех, кому в войну было 7-12 лет. Выразить то запредельное, что вносит война в опыт человека и что изображается в искусстве пронзительнее всего в соприкосновении с детством.
«О войне говорят дети. Не политики, не солдаты и не историки. Самые беспристрастные свидетели. Война, увиденная детскими глазами еще страшнее...» С. Алексиевич.
Из предисловия к книге: «Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание
миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для
прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?
И сам ответил - слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну
революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.
Всего одна слезинка...»
Что Вас больше всего поразило в книге? Поднимите квадратики настроения цветовой ассоциации с книгой ?
Ассоциация учителя: Писатель соединяет голоса в хор, создает ораторию. В ней звучат и арии, и речитативы, и хоры, все соединено оркестром, авторской речью, интонацией, его писателя, замыслом, поэтому мы начали урок с Лакримозы из Реквиема Моцарта - трагической и величественной ноты, ассоциативно связанной с настроением нашего разговора.
-
Определение проблемного пространства урока.
Какие проблемы (вопросы) возникли у Вас после знакомства с произведением? Какие проблемы Вы бы хотели обсудить?
Учитель делится и своим вопросом (проблемой): что рассказывать детям о войне и ради чего? А нужна ли нам такая страшная правда? Что понадобится нам в трудную минуту?
Вопрос С. Алексиевич: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить?»
-
Проживание центрального образа.
В качестве домашнего задания ребятам было предложено дать свое личное определение слову «война». Учитель просит зачитать отрывки из сочинений.
Сопоставление с культурно-историческим аналогом:
Найдите в тексте «Последних свидетелей» определения, которые дает войне автор. Ребята приводят примеры из текста книги «Последние свидетели».
Примеры: 1."Сто недетских колыбельных": «Запоминает ли что-нибудь ребенок в 3 года? Маленький земной ангел в море слезинок. Черное небо, черный самолет, черные каратели и собаки у них тоже черные. Война - это когда можно сшить платье из портянок и покрасить чернилами. И когда можно плакать навзрыд четыре урока. Или сжать зубки. Война - это когда говорят: "Мы в парке не гуляли - мы его ели". Война - это когда можно спать в корыте и съесть любимую собаку. Но самое страшное - когда нет ни мамы, ни папы».
2. « Помню, что после войны у нас в деревне был один букварь, а первая
книга, которую я нашел и прочитал, был сборник задач по арифметике.
Я читал ее, как стихи... Так-так...»
3. « У нас было две курицы. Когда им говорили: "Немцы- тихо!", - они молчали. Они сидели тихо-тихо вместе с нами под кроватью, ни одна не кокнет. Сколько я потом ни видела в цирке ручных кур, они меня не удивляли. А наши ко всему исправно неслись под кроватью в ящике - два яйца в день. Мы чувствовали себя такими богатыми! Все-таки какую-то елку на Новый год мы ставили. Конечно, это мама помнила, что у нас детство. Из книжек вырезали яркие картинки, делали шарики из бумаги: один бочок белый, другой - черный, гирлянды из старых ниток. И в этот день особенно все улыбались друг другу, вместо подарков (их не было) мы оставляли под елкой записочки. В своих записочках я писала маме: "Мамулечка, я тебя очень люблю. Очень! Очень!" Дарили друг другу слова».
Сопоставление с другими культурно - историческими аналогами:
Учитель показывает другие образы войны в искусстве: «Герника» Пикассо, «Крик» Мунка, Война - это обрывки, осколки, взрыв, сбой…болезнь. Моцарт «Реквием» - это тоже ощущение трагедии. Зачем человеку переживать это?
Вопрос учителя: "И как это рассказать, чтобы сердце на куски не разорвалось?".
Мнение Ф. Ницше: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины".
(Е. Ржевская) «Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности».
-
Соприкосновение с живой памятью
У героев взорвано сердце (идет война в душе). Слова для выражения этого внутреннего состояния найти трудно, поэтому попробуем услышать, что рассказывают о том, что пережили их хозяева, их куклы, произнося монологи от 3 лица…Почему именно от лица куклы? Это один из героев книги «Последние свидетели», один из центральных образов детства, один из символов чистоты.
Ученики рассказывают истории детей-героев книги от лица кукол, которых они принесли из дома. Ребята сами выбирают героя, сами дают своей кукле имя.
Звучат 3,4 рассказа «кукол» о том, что пережили их хозяева.
Вопрос учителя:
Яд войны, ненависти, безнаказанности отравлял детское сознание. Что вас больше всего поражало в рассказах детей: как герои катались на немецких трупах или то, как давали картофелину пленному немцу?
Мнение учителя: Пережив страшную трагедию, можно ожесточиться, но можно и начать учиться любить. Это самое трудное.
-
Сопоставление с современными аналогами людей войны
Учитель обращается к мысли Б. Слуцкого: «Но все-таки стреляет до сих пор война и попадает временами…» Неужели то, что произошло с людьми 65 лет назад, нас ничему не научило?
Идет представление образовательного продукта. Представим себе, что мы слушаем новостной ряд и узнаем о событиях, которые происходят в мире: Ребята читают новости…
Пример новости:
-
«По свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны, не задают лишних вопросов, их легко подавить, легко наказать. А некоторые даже воспринимают войну как игру. В последние годы с появлением легкого и простого в употреблении оружия детей стали использовать в составе ударных войск. Практически везде, где ведутся сейчас войны, детей насильно забирают в армию, и они быстро обучаются чистить и заряжать оружие, увертываться от пуль, мародерствовать, ползать по-пластунски, брать заложников и убивать врагов. В Камбодже дети участвуют в вооруженных конфликтах с 1953 года, когда в стране была свергнута монархия. То есть там уже сорок лет подряд у детей крадут детство».
-
«10-летний ребенок с поясом шахида устроил взрыв на встрече племенных лидеров, собравшихся 9 ноября в провинции Дияла в Ираке, чтобы обсудить методы борьбы с "Аль-Каидой". Вместе со смертником вблизи города Халис погибли шестеро старейшин, сообщает немецкая газета Spiegel».
7. Осознавание личного выбора
Возможно ли для человека не ожесточиться после переживания войны в сердце? Что может помочь человеку после перенесенных страданий не начать ненавидеть людей, мстить? Что может помочь выстоять в человечности в самых нечеловеческих обстоятельствах?
Сопоставление с культурно-историческими аналогами:
Какие примеры достойного свободного выбора в нечеловеческих обстоятельствах вы знаете?
Дети вспоминают Я. Корчака, героя фильма «За имя Моё» и др. примеры.
Слово учителя: В сказке Е.Шварца "Снежная королева" Кай в самую трудную минуту жизни попытался вспомнить "Отче наш", но вспоминалась почему-то только таблица умножения. Кто знает, что понадобится нам в трудную минуту? Кто скажет, что вот это надо, а это - нет? Нужны книги, которые помогут нам думать! Думать о главном в трудную минуту, чтобы выстоять, чтобы принять верное решение, ибо труднее всего сохранять мир в своей душе и научиться любить, тем самым создавая мир вокруг себя.
8. Опыт создания мира через переживание искусства.
Дома детям было предложено создать свой личный образ мира и объяснить то, что у него получилось.
Идет представление образовательного продукта - образ мира.
Сопоставление с культурно - историческими аналогами:
Учитель показывает изображения: «Чудо Георгия о змие», голубь Пикассо, «Троица» А. Рублева; читает евангельский пример образа мира, в слове явленного…
Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает…
1. Кор. 13-4
9. Создание целостного образа урока
Вопрос учителя: Как бы вы назвали наш урок?
В финале урока учитель предлагает назвать урок, то есть определить, что удалось «спеть», благодаря разным голосам в свободном пространстве искусства.
Предложение учителя: Наступит ли эра милосердия?
10. Устная рефлексия урока:
Удовлетворены ли вы результатами сегодняшнего урока? Почему?
Удовлетворены ли вы результатами своей собственной работы? Почему?
Какая мысль урока вам кажется самой важной?
Какая мысль урока вам кажется спорной?
Рефлексия учителя:
Литература не дает ответы - она их ставит! И она поможет нам сделать выбор.
Образная рефлексия урока:
Учитель просит, уходя из класса, наклеивать цветной клеевой квадратик ( из тех, что уже приготовлены на столе) на ватман, который прикреплен на входную дверь, определяя свое внутреннее состояние в финале разговора.
-
Финальный аккорд
Участники разговора все вместе выходят на улицу и запускают шары с привязанными к ним японскими журавликами в небо как символ свободы, мира, надежды, воздуха, который врывается в человеческое сердце и оживляет его…