Конспект открытого урока русского языка 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект открытого урока русского языка 5 классКонспект открытого урока русского языка 5 классКонспект открытого урока русского языка 5 классКонспект открытого урока русского языка 5 классКонспект открытого урока русского языка 5 классКонспект открытого урока русского языка 5 классКонспект открытого урока русского языка 5 класс

МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ»









Конспект

открытого урока русского языка

по теме

"Второстепенные члены предложения"

5 класс





Учитель русского языка

и литературы

Стрельникова А.В.





Соктуй-Милозан - 2015



Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:








Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Запись даты, классная работа.

Перед тем, как писать, прочтём правила письма: (у каждого на парте) (произносим хором)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Дети записывают число и классная работа).

  1. Выявление темы урока: на доске запись:

цветов

запах

нежный

лугов

с

доносит

ветерок

лёгкий



  • Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на доске? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/

  • Что вы можете сказать о каждом слове?

  • На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.

1гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.

2гр. Самостоят.ч.р. и Служебн.ч.р.

3гр.Гл.чл.пр. и второст.чл.предл.

Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Ребята, сделайте предположение, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

Проверьте свои предположения, откройте учебник теории с.28 параграф 18

Запись темы урока.

Целеполагание: Определите цель нашего урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? А что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Ребята, давайте составим план нашего урока:

Что сегодня делаем и зачем? (Задачи обучающиеся формулируют сами)

УЗНАТЬ: А для того чтобы научиться, что нужно узнать:

  1. значение и роль второстепенных членов предложения..

  2. чем выражены второстепенные члены в предложении.

НАУЧИТЬСЯ:

  1. выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены;

  2. характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных предложений:

  3. составлять схемы предложений.

4. Работа над новой темой урока параграф 18 с 28

Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки?

В предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом.

А если мы пропустим какое-то слово, что будет?

Теряется смысл, точность, образность картины. Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах.

Это лесенка нашего успеха.

Работа в группах (технология критического мышления) - 3 группы: 1-я изучает определение, 2-я дополнение, 3-я - обстоятельство.

Изучив теоретический материал, нужно вписать в предложения недостающие слова

1-я группа

  1. Определение - это ………… член предложения

  2. Определение обозначает ….

  3. Определение отвечает на вопросы …… ……

  4. В качестве определения обычно выступают ….. и ……, которые зависят от членов предложения, выраженных ………

  5. Определение может быть выражено ………

2-я группа

  1. Дополнение - это ………… член предложения

  2. Дополнение обозначает ….

  3. Дополнение отвечает на вопросы …… ……

  4. Дополнения выражаются …… и ……. и чаще всего зависят от ………

3-я группа

  1. Обстоятельство - это ………… член предложения

  2. Обстоятельство обозначает …., ….., ….., ……. и т.д.

  3. Обстоятельство отвечает на вопросы ……, ……, ……, ……. и т.д.

  4. Обстоятельства обычно выражаются …… и ……….. и чаще всего зависят от ………



  1. Закрепить полученные знания

Первичное закрепление - коллективная форма работы (диалог).

Работа над предложением. Разбор предложения по членам (предложение записано на доске в виде лесенки в начале урока)

Вернемся к нашему предложению.

Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах). Какое слово является подлежащим? Почему? (это предмет, о котором идет речь в предложении). Какое действие выполняет этот предмет? (доносит).

Какую роль играет это слово в предложении? (сказуемое)

Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов).

Как называются они в предложении? (второстепенные).

Какое слово поясняет подлежащее? (легкий)

Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах,)

Какие слова определяют второстепенный член предложения запах? (чего? цветов, какой? нежный)

Закрепление - индивидуальная форма работы

Упражнение ….. (выполняется взаимопроверка)

1 ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения (по желанию):

После знойного лета наступила золотая осень.

Предварительно задать ему вопрос: Как ты думаешь, справишься ли с этим заданием? Предположи, на какую оценку?

После выполнения проверяем самооценку - адекватна ли она?

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ?

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал.

(Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Для глаз. Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!



  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Самостоятельная работа с упр. ….

Все коллективно (это упр. на карточках) подчеркнуть грам. основу, устно охарактеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов предложения.

1)Зат_нулся ржавой тиной пруд широкий, обм_лел.

2)В луче луны л_тит большая птица.

3)Над тр_пещущей осиной лёгкий месяц заблестел.

Фронтальный опрос. Проведение в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

Игра «Крестики-нолики»

(р-та на карточках, в таблице).

В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

4.Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.

5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

(ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

-

+

+

-

+

+

ФИ ученика __________________

1

2

3

4

5

6

7

8



Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

  1. Рефлексия деятельности на уроке:

  1. Сегодня на уроке я узнал….

  2. Сегодня на уроке я научился…..

  3. После урока мне захотелось……

  4. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..



  1. Оценить свою работу.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ с помощью сигнальных карточек.

Красный цвет: СТОП! КАРАУЛ! Материал не понят!

Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял(а), могу идти дальше!

Желтый цвет: ВНИМАНИЕ! Испытываю затруднения! Справился с помощью учителя.





СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ:

Оценочный лист:

№ задания

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение определять тему, цель урока



2

Умение выбирать и планировать действия



3

Умение находить главные члены предложения



4

Умение находить второстепенные члены предложения



5

Умение составлять схемы предложения



6

Умение сравнивать с образцом, эталоном



7

Умение определять границу «знаю», «не знаю»



8

Умение работать в паре



9

Умение работать по алгоритму



  1. Задание на дом. Параграф 18, упр. 248 или 249, подготовить вопросы к параграфу своему товарищу.



© 2010-2022