- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме Ю. С. Рытхэу. Пурга (1 урок) 6-й класс
Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме Ю. С. Рытхэу. Пурга (1 урок) 6-й класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белозерова С.М. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Ю.С. Рытхэу «Пурга» (1 урок) 6 кл.
Цель: обучающиеся познакомятся с рассказом Ю. Рытхэу «Пурга»; Обучающиеся получат возможность узнать об особенностях жизни людей на крайнем севере.
Задачи:
Образовательная: познакомить с новым произведением; дать представление о личности известного чукотского писателя Ю.С. Рытхэу; формировать навыки
осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать.
Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; способствовать развитию устной связной речи и умению работать в паре;
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любознательность.
Словарная работа: Чукотка, торосы, полярная станция, циклон, вельбот, малахай, яранга.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные (презентация PowerPoint), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.
Оборудование: портрет Ю. С. Рытхэу.
Дидактическое обеспечение: презентация «Биография Ю. С. Рытхэу», аудиозапись вой пурги.
Форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальная, групповая.
Тип урока:
- комбинированный.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
-
Слово учителя.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег - снежок.
Начинаем наш урок.
- Ребята, а как падает снег? (тихо, неслышно), так же тихо сядем и мы.
- Молодцы!
- А всегда ли снег падает так тихо, как вы сейчас сели?
- А от чего это зависит?
- Сейчас я загадаю загадку, которая поможет найти ответ на этот вопрос
«Гуляю, где хочу,
По лесу лечу,
По полю кручу,
На всех ворчу,
Снегом засыпаю,
следы заметаю»
Варианты ответов:
- Это метель. Докажу словами текста: «Снегом засыпаю, следы заметаю».
- У кого другой ответ?
- Я думаю, что это вьюга. Вьюга вьет, кружит снежинки.
- А я думаю, что это пурга. Ведь пурга - это сильная метель.
- Слова: метель, вьюга, пурга, буран - близкие по значению - синонимы.
На Чукотке пурга бывает часто, там дуют сильные ветры, а снег засыпает все дороги и дома.
- И сегодня на уроке вы познакомитесь с рассказом чукотского писателя Ю. С. Рытхэу, который так и называется «Пурга».
3. Подготовка к чтению.
- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.
1. Чтение скороговорки.
- Прочитайте про себя.
- Четко произносим скороговорку.
То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают.
- Чтение «Паровозиком»
Проверка д/з.:
- Как называется рассказ, который читали вчера?
- Что было задано?
4. Физминутка для глаз.
5. Постановка целей.
- Сегодня на уроке познакомимся с биографией и творчеством чукотского писателя Ю.С. Рытхэу, прочитаем его рассказ «Пурга», и узнаем об особенностях жизни людей на крайнем севере.
Ваша задача - быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.
Знакомство с биографией Ю. Рытхэу. ( 1 слайд)
Дед-шаман дал ему настоящее шаманское имя, Рытхэу переводится как "Никто" или "Неизвестный".
Юрий Сергеевич Рытхэу родился 8 марта в поселке Уэлен Чукотского национального округа в семье охотника. Рос он в селе, которое с давних времен славилось искусством художественной резьбы по моржовой кости. Окончил семилетку и ушел из родного села, решил самостоятельно добраться до Ленинграда, чтобы продолжать образование. Начался его долгий, продолжавшийся несколько лет, путь в Ленинград. Надо было зарабатывать на жизнь и на проезд. Он плавал матросом по Берингову морю, ходил в горы с геологической экспедицией, участвовал в зверобойном промысле, был грузчиком.
Долгий путь дал будущему писателю бесценный опыт жизни. Когда пришло время получать паспорт, Рытхэу пошел к знакомому геологу и попросил у него имя и отчество (у чукчей не было традиции отчества и фамилии). Так он стал Юрием Сергеевичем, имя же Рытхэу стало ему фамилией. В 1949 году стал студентом Ленинградского университета. Ему было немногим больше 20 лет, когда стали появляться первые его рассказы.
6. Изучение нового материала.
Сейчас переходим к чтению рассказа Ю. С. Рытхэу «Пурга»
1) Чтение текста учителем.
- Вы меня внимательно слушаете, после моего чтения ответите на вопрос:
Где происходит действие этого рассказа?
(После прочтения - заслушивание ответов детей).
2) Физминутка.
Звучит аудиозапись пурги, дети под завывание ветра выполняют движения: изображают ветер, представляют, что пробиваются сквозь пургу, закрываются от ветра и др.
3) Словарная работа по тексту.
Чукотка - это край Российской земли.
Торосы - ледяные горы.
Полярная станция - научно-наблюдательный пункт.
Циклон -вихрь огромного диаметра; разрушительный ветер.
Вельбот - большая лодка для охоты на морского зверя.
Малахай - меховая шапка.
Яранга - это жилище из шкур и кожи.
( Обсуждение, чтение словарных слов и показ иллюстраций)
Поставь правильно ударение Слайд
Север велик
Работает в яслях
Начинают куриться
Вышел в сени
Произноси правильно Слайд
Со-дро-га-ют-ся - со-дро-га- ю-ца
Кос-то-рез-на-я мас-тер-ска-я
3) Чтение текста учащимися.
Установка на правильное, осознанное чтение.
- Прочитайте рассказ в лицах. Роли: автор, мальчик, мама, папа, мастер.
- Что вы узнали о жизни людей на Чукотке?
- Что в их жизни оказалось для вас непривычным?
- Чему успел научиться в своей жизни маленький мальчик Йоо?
7. Домашнее задание. Разгадать кроссворд, научиться читать по ролям, нарисуйте картинки к этому рассказу.
8. Итог: - Чему учились на уроке?
- Что нового и интересного узнали?