Статья. Ситуации морального выбора как средства, способствующие формированию духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы

Ситуации морального выбора как средства,  способствующие формированию духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы   Цель статьи – рассказать об опыте работы в области духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере уроков литературы с использованием ситуаций морального выбора. Урок литературы не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся. Постановка проблемы заставляет мыслить, формирует познавательный интер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ситуации морального выбора как средства,

способствующие формированию духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы

ЧПК №2

Борецкая Т.В.


«Современный урок - это, прежде всего,

урок, на котором умело используются все

возможности для развития личности ученика,

её активного умственного роста, глубокого

и осмысленного усвоения знаний,

для формирования её нравственных основ».

Конаржевский Ю.А.


Филологи задаются извечным вопросом: для чего это нужно? Для получения необходимого объёма знаний? Для развития речи? Да, разумеется. Но самое главное состоит в том, что, прежде всего, это необходимо для формирования духовного мира обучающихся, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы человек в критической жизненной ситуации смог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, все же оставался человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

Не является секретом то, что в современном мире, в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Это не раз обсуждалось повсеместно, и останавливаться на этом не стоит. Но волнует другое. Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человека, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы.

Итак, что изучать? Как учить? Вот насущные вопросы, встающие перед учителем.

Цель нашей статьи - рассказать об опыте работы в области духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере уроков литературы.

Современный урок должен позволить обучающимся в коллективе сверстников размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире или наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров.

Нужно использовать на уроке такие методы и приёмы, применять такие средства обучения, которые бы превратили обычное изучение литературного произведения в некое действо, когда равнодушным не останется никто. Поэтому очень важно: заинтересовать, увлечь, ненавязчиво побудить к работе на уроке.

Урок литературы не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся. Постановка проблемы заставляет мыслить, формирует познавательный интерес, благодаря которому как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важнейшим фактором воспитания всесторонне развитой личности, нравственно активной, готовой к принятию правильного морального решения в ситуации морального выбора.

Поэтому моделирование и применение в обучении и воспитании ситуаций морального выбора оказывается необходимым условием нравственной активности обучающихся.

Что такое моральный выбор?

В экстремальных условиях человеку бывает нелегко сделать свой нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит твоя жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с самим собой, на сделку с порядочностью и благородством и сделать выбор в пользу благополучия, но в ущерб моральным принципам?

Ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении ("Как мне поступить?").

Принять альтернативное решение - это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение - это значит совершить Поступок. Выбрать 10 раз в день правильное моральное решение - значит 10 раз продвинуться в нравственном развитии.

Чтобы эффективно использовать ситуации морального выбора в воспитании и развитии обучающихся, нужно знать типы морально-этических проблем, поднимаемых в них. Морально-этические проблемы могут быть направлены на познание широких этических явлений, понятий (человек и природа, человек и общество, искусство и жизнь, красота и добро, смысл жизни и т.д.), на познание отношений и поведения людей, собственных моральных качеств.

Проблемы могут быть связаны с выбором поведения и принятием морального решения, с оценкой и самооценкой нравственных достоинств личности, с принятием решения в конкретной ситуации, могут требовать объяснения морального явления.

В проблемных ситуациях выявляются и заостряются противоречия между общественной моралью и индивидуальной нравственностью личности, между требованиями общественной морали к поведению и поступкам личности и личными целями и интересами, потребностями, чувствами, нравственными решениями.

Педагог, создавая морально-этические ситуации, должен подводить обучающихся к самостоятельным выводам, отношениям, оценкам. Обучающиеся, в свою очередь, должны:

а) объяснить моральную ситуацию;

б) дать критическую оценку поведения других людей;

в) осуществить выбор своего поведения;

г) дать критическую оценку своего решения, принятого в ситуации морального выбора.

Преднамеренное моделирование и создание проблемных ситуаций на материале жизненных ситуаций и ситуаций из художественных произведений, заострение характерных для них противоречий, решение сложных моральных проблем, осуществление выбора значительно способствуют выбору обучающимися правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся в жизни.

Таким образом, данные морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития.

Откуда черпать нравственные ситуации?

Из жизни, из художественной литературы.

При знакомстве с романтическими рассказами М.Горького уже в эпиграфе к уроку поднимаем важную философскую проблему смысла жизни: «Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя, зачем - я?» /ГИЛЛЕЛЬ/. Пытаемся «расшифровать» слова древнего философа. В конце урока мы снова обращаемся к эпиграфу. Сравнивая, сопоставляя героев-антиподов Ларру и Данко, обучающиеся приходят к таким выводам: человек в жизни должен уметь постоять за себя, бороться за свои права и возможности, ради собственного благополучия. Но жизнь будет полной, интересной и по-настоящему счастливой только в том случае, если Человека, помимо собственного «Я», заботит и волнует жизнь других людей, близких, родных.

На уроке помогаем обучающимся разграничить такие качества, как «самоуверенность» и «уверенность в себе».

В результате работы у обучающихся формируются такие нравственные качества, как чувство ответственности за свои поступки, чувство самоотверженности, готовности к преодолению жизненных испытаний.

Осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания,

жизненный опыт, используя свои убеждения, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения обучающиеся учатся на таких уроках, как семинар, диспут, урок-эссе и т.д.

Особое значение приобретает урок - диспут. Диспут (от латинского глагола, имеющего значение "рассуждаю", "спорю") - публичный спор. Урок - диспут по литературе позволяет обратиться к особо острым проблемам, часто вызывающим противоположные мнения Диспуты могут быть проведены по таким темам, как: "Человека нужно жалеть" или человека "уважать надо?", "Самый главный закон человеческой души - совесть?", "Как призывал Ф.М.Достоевский относиться к человеку?", "Человек в творчестве Горького - "мошка с кишками" или создатель Бога?", "Зло - сила, добро - слабость?".

"Какая любовь настоящая - физическая или платоническая?" (По рассказам И.Бунина и А.И.Куприна). Уже в начале урока настраиваем обучающихся на нужный лад, на серьёзный, откровенный, душевный разговор. Звучит проникновенная лирическая музыка, на экране выведен эпиграф урока: « Любовь - это мера одарённости жизнью людей……..». Вторая часть высказывания скрыта: «…. но она вопреки всему, очень в малой степени сексуальность. Любовь страшно проницательна, и любящие насквозь видят друг друга со всеми пороками». / А.П.Платонов/

Расшифровываем первую часть, составляющую эпиграф. Обучающиеся после долгих раздумий всё-таки приходят к следующему выводу: « А.П.Платонов считает, что по-настоящему счастлив может быть только тот человек, жизнь которого не обделена любовью, То есть, любовь - это мерило полноты, яркости жизни». На экран выводится следующая часть высказывания: «…. но она вопреки всему, очень в малой степени сексуальность. Любовь страшно проницательна, и любящие насквозь видят друг друга со всеми пороками». / А.П.Платонов/ Вот она проблемная ситуация.

Обучающиеся рассуждают, спорят, и, как ни странно, приходят почти к единодушному мнению, что настоящая любовь - чувство светлое, чистое, сильное, но далеко не каждому оно даётся.

/«Любить» в русском языке означает чувство, имеющее не плотское, а духовное начало. И входит оно в такой смысловой ряд: жалеть, благоговеть, боготворить и т.д. Те же, кто перестаёт это понимать, постепенно духовно вырождаются, незаметно «расчеловечиваются» в своём отношении к любви и к жизни», - с великой болью констатирует доктор филологических наук В. Троицкий./ В.Троицкий. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. - 1998.

На уроке разграничиваем понятия «любовь» и «влюблённость». Урок способствует развитию таких качеств, как искренность, мужественность, уважение к женщине.

Урок - исследование может быть посвящен сравнительной характеристике героев проблемного характера, исследованию художественного мира поэта или писателя. Так, например, знакомясь с жизнью и творчеством А.П.Чехова, используем наглядность - портреты писателя, его семьи; музыкальное сопровождение; высказывания современников, критиков о писателе, поэте; высказывания самого писателя.

Об истоках своей человеческой и писательской судьбы и о том духовно-нравственном преображении, которое произошло в душе писателя в молодые годы, лучше всего сказал сам Чехов в письме к А.С.Суворину: «…..».

Замечаем: эти слова А.П. Чехова имеют отношение к каждому человеку. Писатель говорит о преодолении в себе поверхностности, безответственности в словах и в делах, чинопочитании, нечуткости к другим, пошлости, вульгарности.

Анализируем, расшифровываем следующее послание А.П.Чехова: «Моё святое святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода. Свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником». ( К А.Н.Плющееву).

Опираясь на собственный опыт, обучающиеся размышляют о такой важной нравственной категории как Свобода. Отталкиваясь от биографии А.П.Чехова, приходим к следующему: свобода - это независимость от силы моральной, либо физической другого человека; свободный человек - это тот человек, который может себе позволить быть самими собой, но это означает, что необходимо терпеливо заниматься самовоспитанием, «дрессировать» себя, «выдавливать из себя по каплям раба».

На уроке обучающиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как самовоспитание, долг, чувство ответственности.

Один из приёмов, заставляющим размышлять, рассуждать над проблемой, вопросом, быть внимательным к авторской детали, - это приём, описанный Е.И.Ильиным в книге «Минувших дней итоги». Он называет его приёмом «развивающего вопроса», а затем уточняет: «шокового», «взрывного», «провоцирующего». Это неожиданный вопрос. Это ещё один из шагов к формированию духовно-нравственной личности, способной мыслить, принимать верные, твёрдые решения в жизни.

Вот некоторые из «неожиданных» вопросов:

- Придёт ли хоть раз Одинцова на могилу Базарова? А кто придёт?

- «Деток - то у меня нет….» -сокрушается Катерина. А если бы были детки, - вышла бы за калитку к Борису?

-Что будет с Тихоном после самоубийства жены: уйдёт из дома или вернётся к матери?

На уроке по творчеству В.М.Шукшина у обучающихся развиваем умения анализировать поступки героев, высказывать мотивированное мнение о героях, проводить параллель между литературными героями и реальными современными людьми; воспитываем чувство терпимости по отношению к людям; умение видеть в каждом человеке личность.

На одном из уроков анализируем ранее прочитанную повесть В.Кондратьева «Сашка». Подробно останавливаемся на трёх эпизодах: «Сашка берёт в плен немца и отказывается выполнить приказ комбата»; «встреча с Зиной»; «Сашка выручает лейтенанта Володю». Во время беседы с обучающимися задаём вопросы, активизирующие их: «Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете? А автор?»; «А как бы вы поступили в этой ситуации?». Стараемся, чтобы обучающиеся высказывали личные суждения и сумели их отстоять. В результате выясняем важный факт: Сашка на все события имеет свою точку зрения. Война не обезличила его, не обесцветила, не исковеркала душу.

Завершая обсуждение повести В.Кондратьева, создаём такую ситуацию, которая помогла бы обучающимся обобщить свои представления о главном герое, и побуждала к его личностной оценке, проявляющей и самого ученика как личность: обучающиеся вникают в логику рассуждений критика И.Дедкова, сопоставляют со своими взглядами и отстаивают собственную точку зрения. Приходим к выводу, что сконструированная в статье Дедкова логика жизни чужая, не Сашкина. Это принципы жизни другого человека.

В споре, в горячем обсуждении приходим к мысли, что нет двух «совестей» - «совести» и «иной совести»: совесть или есть, или её нет.

На уроке обучающиеся учатся способности различения добра и зла, рассудительности. Формируются такие нравственно-духовные качества, как справедливость, чуткость, великодушие.

Ценно, что опираясь на художественный текст, обучающиеся опровергают чуждую герою и им линию человеческого поведения другими поступками Сашки и суждениями о нём самого писателя.

На уроках используем ещё один из «действующих» приёмов - творческий пересказ. Не обо всём подробно рассказывает автор. Есть моменты, о которых умалчивается. В ходе творческого пересказа нужно восполнить эти моменты. Такой приём активизирует воображение обучающиеся, побуждает их мыслить от лица литературного героя, стилизировать свою речь под речь заданного персонажа. Опять обращаемся к повести В.Кондратьева «Сашка». Завершая работу над эпизодом «Сашка и пленный немец» предлагаем от лица комбата ответить на вопрос: «Что повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?» Эта работа помогает лучше понять, почувствовать характер героя, его образ мыслей, взаимоотношение с другими персонажами.

Способствуем формированию у обучающихся таких нравственно-духовных качеств, ответственность за свои поступки, благородство, гуманность, верность данному слову.

Пусть не всегда правильно, грамотно обучающиеся излагают свои мысли, но, тем не менее, они активны на занятии, открыты для общения, для беседы. Если не происходит диалога между педагогом и обучающимися, они «не выходят на связь», то это означает, что время потрачено напрасно.

Очень интересны и полезны задания на домысливание, где нужно представить себе переживания героя в определённой сцене, предположить, как герой поступил бы в той или иной ситуации. Вот некоторые из тем, которые я предлагаю обучающимся: «Что будет с Тихоном после самоубийства Катерины?», «Как могла бы сложиться судьба Базарова, оставшись он жить?», «Как сложится судьба Наташи?» (М.Горький «На дне»).

Или такая тема: «Встреча в Вечности Понтия Пилата с Иешуа Га Ноцри». Обучающиеся как бы входят в мир героев, живут их мыслями и чувствами, радуются или грустят вместе с ними, перевоплощаются в конкретных персонажей, постигают скрытые пружины их поступков. Цель таких творческих работ, безусловно, не создание произведения искусства, а духовное развитие обучающихся.

Прекрасна, но и очень сложна работа словесника, ибо по большому счету, именно они несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание подрастающего поколения. Необходимо достучаться до сердца каждого, приобщая его, вопреки "социальному ненастью", к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, урок литературы сегодня дает такую возможность.

На уроках литературы обучающиеся не просто знакомятся с жизнью и творчеством писателей, а главное учатся осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: чтобы сформировать духовно-нравственную личность, во всей полноте понимания, способную руководствоваться знаниями в выборе поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать такие методы и приёмы обучения, которые позволяют обучающимся достигать новых результатов в личностном развитии.




Список используемой литературы


1. Философский словарь, под. ред. И. Т. Фролова, М.: Политиздат, 1986

2. Колошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.-5.Словарь по этике под редакцией Кона И.С. - 4-е изд. - Политиздат, 1971. С. 430.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1977, с. 30.

4. Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России середины XIX - XX веков: методология и метатеория.- М., 2003.

5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.

6.Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

7. Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 515-й школы Ленинграда. М., 1982. 112 с.

8. Левидов А. М. Автор - образ - читатель. 2-е изд., доп. Л., 1983.

9. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика, 1946. № 6.

10. Шакирова Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений // Вопр. психол. 1981. № 6.

11. В.Троицкий. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. - 1998



© 2010-2022