Примерная разработка по русскому языку в 5 классе на тему Синтаксис и пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примерная разработка урока в 5 классе по русскому языку по теме:

«Систематизация и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»

учителя высшей категории Уриновой Натальи Николаевны

Цель деятельности учителя

Систематизировать знания о простом и сложном предложениях, повторить пунктуацию сложного предложения и простого осложненного предложения.

Тип урока

Урок систематизации знаний, умений и навыков.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные слова и обращения; уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический разбор предложения.

Метапредметные: способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить и исправлять речевые ошибки.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком, создание проблемной ситуации; индивидуальная, групповая, фронтальная работы.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Основные понятия и термины

Простое предложение, главные члены предложения - подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство; однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения,

диалог.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодействия

Универсальные

Учебные

Действия

Контроль

результатов

1 Мотивация

Эмоциональная,

психологическая

подготовка

учащихся

Игра «Отгадай слово»

На доске: С…….с и п……..я.

Слушают

учителя,

участвуют в

диалоге.

Фронтальная

Личностные:

положительно относятся

к учению, желают

приобрести новые

знания.

Познавательные:

осознают познаватель-

ную задачу.

Листы

обратной

связи

2. Актуализация

знаний.

Эвристическая

беседа

1. Необходимо отгадать слова, составляющие нашу тему.

2. Запишите тему «Синтаксис и

пунктуация».

Вы знаете, что синтаксис и пунктуация - это разделы науки о языке.

Что изучает синтаксис?

Что изучает пунктуация?

Назовите главные члены предложения.

Назовите второстепенные члены предложения.

Отвечают на вопросы.





Индивидуальная

групповая

Познавательные:

осознают

познавательную задачу.

3. Выявление места затруднений.

Самостоятельная работа

Выполнение теста по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Задания № 1 - 4.

( Смотрите приложение).

Выполняют тест.

Индивидуальная.

Выполняя тест, осознают познавательную задачу.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.

Выполнение

теста.

4. Целеполагание.

Творческая

«пятиминутка»

- Хорошо поработали, немного отдохнем.

Два ученика рассказывают стихотворение А. Шибаева

«Забыл»

- Федя, сбегай к тете Оле,

Принеси немного соли.

-Соли?

- Соли.

- Я сейчас.

- Ох, и долог Федин час.

Ну, явился, наконец.

Где ты бродишь, сорванец?

- Встретил Мишку и Сережку.

- А потом?

- Искали кошку.

- А потом?

- Потом нашли.

- А потом?

- На пруд пошли.

- А потом?

- Поймали щуку.

Еле вытащили злюку.

- Щуку?

- Щуку.

- Но позволь,

А где же соль?

- Какая соль?

Вопрос учителя: как вы думаете, ребята, что собой представляет данное стихотворение? (Конечно, диалог.)

-Какой знак препинания вы должны использовать при записи диалога? (Только тире перед репликой каждого героя.).

Воспринимают стихотворение на слух,

отвечают на вопросы.

Групповая,

индивидуальная.

5 Письменная

работа

Работа с текстом.

На экране представлен текст, в котором тоже есть диалог. Выполните задания.

Прочитайте текст.

Ёж.

1.Теленок увидал ежа и говорит:

- Я тебя съем!

2.Ёж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

- Попробуй…

3.Запрыгал глупый теленок, боднуть норовил, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа…

4.-Ой- ой-ой! - заревел теленок и побежал к корове-матери жаловаться.

5.Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

6.А ёж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

7.- Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

8.И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

9.- У нас ёж - богатырь,- шепотом со страху говорили звери.

(А.Н. Толстой)

1. Найдите предложения с прямой речью, составьте и запишите схемы 1 и 9 предложений.

2. Запишите 3 предложение, графически докажите, что это сложное предложение.

3. Запишите 5 предложение, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем осложнено данное предложение (однородными членами предложения).

4. Произведите синтаксический разбор 5 предложения, напишите полную его характеристику.

5. Запишите 9 предложение, графически объясните постановку тире в данном предложении.

Читают текст.

Выполняют разноуровневые задания,

в случае затруднения обращаются к учебным пособиям.

В случае затруднения допустима работа в парах.

Выполнение письменных заданий на основе предложенного текста.

6. Подведение итогов.

Составление кластера.

-Сегодня вы хорошо поработали,

необходимо и подвести итоги.

  1. На отдельных листах, где у вас были напечатаны тесты, запишите все знакомые вам термины из раздела «Синтаксис». Составляем кластер.

(Смотрите приложение №2)

2) Укажите все знаки препинания, с которыми вы сегодня работали.

3) Послушайте стихотворные загадки и отгадайте, о каких знаках препинания идёт речь?

1. Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

2. Ляжет палочкой на строчку:

- Проходите по мосточку…

3. Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

(А. Шибаев)

Воспринимают на слух,

составляют кластер, отгадывают загадки.

Индивидуальная

Групповая работа

Коммуникативные:

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания.

- Какие трудности были у вас в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе. Напишите на листе обратной связи, чему вы научились сегодня, о чем узнали больше.

Определяют своё эмоциональное состояние, заполняют карточку достижений.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливается связь между объемом приобретенных знаний и аналитических умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.



© 2010-2022