Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий

( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. для 7 класса.)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после

шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать

слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака

после шипящих в других частях речи (существительных, кратких

прилагательных, глаголах);

2) продолжить работу по развитию лингвистической и

речеведческой компетентности учащихся, образного и логического

мышления, их познавательной активности и творческих способностей,

обогатить активный словарь учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и

выразительность, прививая интерес к его познанию.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Положительный эмоциональный настрой: «Улыбнитесь!» (Как поётся в детской песенке, «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».) А ещё улыбка или её отсутствие вот на таких забавных рожицах ☺ ☹ поможет вам выразить свою оценку в конце: понравился вам урок или нет. (Раздаются всем рожицы и магниты)

2. Запись числа, классной работы.

II. Мобилизующий этап.

а) - Итак, начнем. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (На доске есть подсказка:

Сегодня на уроке :

МОРФОЛОГИЯ. )

- Что изучает морфология? (Слова как части речи).

- Какую часть речи в этом разделе мы изучаем? (На доске есть подсказка:

Наречие )

- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

III. Подводящий к теме диалог.

На доске записана загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?).

( Один ученик читает вслух.)

- Отгадайте загадку. (Кузнечик) (Подсказка: это насекомое, в детской песенке с ним приключилась беда: его съела лягушка)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце - шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. На доске представлены магнитные буквы: Р, Ч, Х, Ш, З, Т,Щ, Ф, Ж. Оставьте только те, которые обозначают шипящие звуки, а лишние уберите ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.

- В каком ещё слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живёт: жи-ши пиши с буквой И).

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?

(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)

- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик - у доски)

- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)

- Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.

- Мнения разделились.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).

- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи).

IV. «Открытие» нового знания.

1. - Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с. 120 учебника. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!

(Читают сначала про себя, затем один - вслух).

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

2. -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:…

3. -Исправьте (у кого есть) ошибку в тетради (написать Ь в слове вскачь), обозначьте орфограмму. (Один ученик - у доски.)

4. - Объясните постановку запятой в загадке, вычертите схему ( O, O и O ).

V. Закрепление знаний.

1. - Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 263 выполним на доске и в тетрадях в виде командного соревнования «Кто грамотнее?»: по одному человеку от каждой команды выходит к доске, пишет словосочетание, обозначает изучаемую орфограмму. Все остальные - в тетрадях. Начнём со 2-го словосочетания.

( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)

2. Словарная работа.

- Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь - распахнуть совсем, до конца.

Сплошь - без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) - стать чьей-то женой.

Прочь - в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь - сильно размахнувшись.

Навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

- Запомнили разницу в значениях слов «навзничь», «ничком» и «ниц»? Сейчас проверим. 3. Вот вам задачка из всероссийского конкурса «Русский медвежонок»- 2006. (Раздаются карточки с задачей:

Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

…Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь; Рашид, теряя сознание, повалился ничком; Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?

Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(А) Хасана и Абдуррахмана; (Б) Али; (В) Рашида;

Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(Г) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.

Урок по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий

- Запишите букву, соответствующую правильному ответу в тетрадь (Б)

(Пройти, посмотреть). Затем - общая проверка.

- Тот, кто справился с этой задачей, может поставить себе карандашом «5» - именно во столько баллов оценивалась эта задачка в конкурсе.

4. Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения № 263 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом - устная выборочная проверка).

5. Орфоэпическая минутка. (Немного отдохнём!)

Красивее, баловаться, мельком, квартал, звонит, начать, столяр, свёкла, конечно.

VI. Обобщение изученного о правописании Ь после шипящих в разных частях речи.

1. Теперь обратимся к третьей цели нашего урока и внесём недостающую запись в «Справочные материалы» (ОК № 4, п. II (3)). Куда мы отнесём наречия: в колонку «Ь пишется» или «Ь не пишется»? (Записываем: в) в наречиях (искл.: уж, замуж, невтерпёж) ( Правило звучит второй раз).

2. Поиграем в игру «Третий лишний»:

а) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?).

б) Мяч(?), вскач(?), моч(?).

- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его.

3. - Составьте из этих слов предложение. Кто-то использует два слова, а кто-то сможет и больше. Форму слова можно менять. Удачи!

4. - А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки-таблицы каждому ученику).

__________(Ф.И.)____________________

1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).

2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).

3. Ласковым словом и камень растопиш(?).

4. Повинную голову меч(?) не сечёт.

5. Воду в ступе толоч(?) - вода и будет.

Мягкий знак после шипящих

Часть речи

пишется

не пишется

Существительное

Краткое прилагательное

Глагол

Наречие

- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?

- Используя опорный конспект, выпишите из пословиц слова с (?) в нужную графу, обозначая орфограммы.

(Выполняют самостоятельно)

- Сдайте карточки на проверку.

- Подобное задание вас ожидает и в домашней работе.

VII. Сообщение домашнего задания.

упр. № 265 или диктовка, с. 121 - вопросы (устно) (Записано на доске под табличкой:

Домашнее

задание: )

-Упражнение вы можете выполнить по-разному: можно списать слова со (?) подряд, обозначая орфограммы, а можно, предварительно распределив их на группы в зависимости от части речи и тоже обозначить орфограммы. А может, кто-то выберет задание составить диктовку не менее, чем из 15-20 слов с Ь после шипящих в разных частях речи. Выбирайте, кому как проще и интереснее!

VIII. Подведение итогов урока.

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно… научились?

Повторить: правописание… повторили?

2. -Оцените сами урок: понравилось вам или нет? (прикрепляют одну из рожиц на доску)

3. Оценивание учителем работы учеников на уроке.

- Улыбнитесь!

4. Запись домашнего задания в дневники.


© 2010-2022