Олимпиадные задания по русскому языку с 5 по 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2015- 2016 учебный год

  1. класс


  1. Почему известное правило Жи-ши пиши через «и»в данной формулировке лучше увидеть, чем услышать?

Критерии: За аргументированный ответ 3 балла


  1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычныеэлементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками:

далекозвук, самозаконие, посленаписанное?Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла


  1. Каким русским фразеологизмам и на каком основании соответствуют следующие

иноязычные:

1) ходить вокруг горшка(tournerautourdupot- франц.);

2) когда окажешься среди ворон, должен каркать, как они(kiedy

wejdzieszmiędzywrony, musiszkraka

jaki one - польск.);

3) таращиться как молодой козлёнок на свежий снег(зверя се като

младо яре на новсняг- болг.)

Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 4 балла.


  1. В произведении Ф.Гладкова «Вольница» есть такая фраза:

Как только купцы с рёвом и звоном бубенчиков врывались на базарную

площадь, лавки торопливо закрывались, а лотошники разбегались в разные стороны.

  • Найдите орфографическую ошибку, которая приводит к изменению смысла слова.

  • Почему это слово в том значении, которое имеет в виду автор, должно писаться иначе?

  • Счем связано появление данной ошибки?Критерии: За аргументированное объяснение 10 баллов.


  1. Сгруппируйте следующие глаголы в таблицу по одному постоянномуморфологическому признаку. Озаглавьте колонки таблицы (количествоколонок значимо для ответа). Объясните ваше решение.

Решить, разобрать, подходить, подумать, приготовить, уезжать, закрыть,

перемалывать, отскочить, казнить, толкать, телефонировать.




Критерии: За обоснованное распределение по морфологическому признаку - 2 балла.

За правильное название колонок - 2 балла.

За правильное распределение всех глаголов по колонкам - 6 баллов ( по 0,5 балла за

слово). За любую ошибку снимается 1 балл.

Всего: 10 баллов.


  1. Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться.

В каждом случае представьте словообразовательную цепочку и укажите способ

словообразования.

Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом

купать, так и со словом купить.

Критерии: За каждую полную и правильную словообразовательную цепочку - 3 балла. Всего: 9 баллов

7. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

• Внесите изменения в пунктуационное оформление строк 3-4 так, чтобыакцентировать

причинно-следственные отношения между частямивысказывания.

Критерии: За правильный ответ - 1 балл.


  1. Из букв слова «апельсин» составьте слово-анаграмму.

Критерии: За правильно составленное слово - 1 балл.


  1. Напишите, какие грамматические явления русского языка А.М.Пешковскийназывает

1. Множественным вежливости

2. Множественным скромности

3. Множественным величия

4. Множественным насмешки.

Составьте предложения, иллюстрирующие каждое из указанных явлений.

Критерии: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа ( 1 балл комментарий + 1 балл

предложение). Всего за задание: 8 баллов.


  1. Переведите текст на современный русский язык: Яко же бо олово гинеть часто разливаемо, тако и человек, приемля многия

беды. Никто же может соли зобати, ни у печали смыслити; всяк бо человек

хитрить и мудрить о чюжейбеди, а о своей не можетьсмыслити. Злато съкрушается

огнем, а человек напастьми; пшеница бо много мучима чист хлеб являеть, а в печали

обретаеть человек ум свръшен. Молеве, княже, ризы едять, а печаль - человека; печалну

бо мужу засышють кости.

Аще кто в печали человека призрит, как студеною водою напоить во знойный день.

(Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю).

 Найдите в тексте слова с полногласием/неполногласием. Укажите, русскими или старославянскими по происхождению являются выписанные вами слова.

Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопрос - 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 59 баллов







© 2010-2022