Методы развития критического мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методы развития критического мышления





Название метода

Описание метода

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия
















«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

? - фактический ответ
? - обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия






Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Токсономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление


























«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

Методы развития критического мышления

2.
1 этап - мозговой штурм (идеи)
2 этап - систематизация, оформление в кластер
3 этап - нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп


2 этап - рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап - возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучениеМетоды развития критического мышления

Осмысление




















«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление










«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии - активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление






















Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос - выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

















Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы - контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия







Задание №2 (Гид)

Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
1. В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета

2. Глагол обозначает состояние человека (веселиться, радоваться, болеть)

3. Глагол -отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глагол обозначает взаимоотношения людей (любить, ненавидеть)

5. Глагол обозначает состояние природы и окружающей среды(темнеет, морозит, пахнет морем)

6. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и разнообразные явления

7. Глагол в предложении является сказуемым

8. Глагол изменяется по родам, числам, лицам, временам.

9. Глагол обозначает процесс речи и мысли(говорить, объяснять, думать)

10. Глагол обозначает различные звуки (скрипеть, кукарекать, мычать)

11. Глагол обозначает движение(ехать, шагать, лететь)

Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации.
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Запишите, почему? Для выполнения этого задания даётся 1 минута._______________________________________________________________________________________________________________



У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту.
1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол -это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму - инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется . В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму - инфинитив.
3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам номером. Найдите партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.






Приём «Диаманта»

Диаманта -стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

· 1, 7 строчки - существительные антонимы;

· 2 - два прилагательных к первому существительному;

· 3 - три глагола к первому существительному;

· 4 - два словосочетания с существительными;

· 5 - три глагола ко второму существительному;

· 6 - два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня







Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.





















© 2010-2022