«Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края







Творческий проект

«Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий»


«Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий»


Автор: Бардацкая Наталья Александровна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

отличник просвещения РФ







с.Безопасное, 2014



Вступление


Учитель!

Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной он рвётся в высь;

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Д.С.Лихачёв.

Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний в области фонетики, морфемики, лексики и других разделов русского языка на основе совершенствования речевой деятельности учащихся в целом, то есть формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания предмета на современном этапе обучения. Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом.

Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьезные недостатки в развитии в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

Основная часть

Возникает необходимость решения важной педагогической проблемы - определить организационно-педагогические условия формирования коммуникативных (речеведческих) компетенций. Решение данной проблемы и определило тему моего проекта «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий»

Актуальность исследования заключается, во-первых, в выявлении роли лингвокультурологического подхода к формированию коммуникативно-речевой компетенции учащихся; во-вторых, в обосновании использования современных технологий, эффективных методов и способов формирования коммуникативно-речевой компетенции школьников.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках русского языка.

Предмет исследования - методика формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках русского языка.

Гипотеза исследования - формирование коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если

- учитываются наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

- обучение строится на использовании современных технологий и разнообразных методов обучения.

С учетом требований к преподаванию предмета наиболее актуальной представляется работа по организации познавательной и творческой деятельности по предмету, предполагающей развитие способностей, одаренности и индивидуальных личностных качеств школьника. В процессе познания и работы над творческим заданием ребенок учится чувствовать язык и понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, активизирует исследовательскую потребность в процессе познания предмета и в чтении образцов художественной литературы. Цель работы: обобщить и систематизировать опыт работы по формированию коммуникативной личности, обладающей познавательной активностью, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке; определить педагогические условия формирования речевой компетенции; показать, как на уроках русского языка обучающиеся получают знания о родном языке, его богатстве, ресурсах; познакомить с основами культуры, с различными нормами литературного языка, его вариантами; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки культурного общения.

При достижении цели решались задачи:

- Показать, что одним из факторов развития ключевых компетенций является текстовая деятельность

- Показать влияние современных технологий на развитие коммуникативных компетенций современных школьников

- Раскрыть на основе собственного педагогического опыта технологии формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка.

Теоретическая значимость данного проекта заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике с учетом использования современных технологий.

Практическая значимость проекта определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями русского языка и литературы. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка.

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся с целью занятия детьми активной личностной позиции и для выражения своей индивидуальности.

Новизна проекта:

- Предпринята попытка рассмотреть различные аспекты развития коммуникативной компетенции школьников с учетом особенностей построения образовательного процесса в школе.

- Исследовательская задача рассмотрена как инструмент мониторинга сформированности коммуникативных компетенций компетенций школьников на уроках русского языка.

В соответствии с требованиями ФГОС в процессе обучения русскому языку в школе решается комплекс учебно-воспитательных задач. Решаются эти задачи прежде всего и главным образом с помощью учебников. Таким образом, хороший учебник является одновременно и источником информации, и тренером, консультантом, и экзаменатором, и справочником, и воспитателем.

Многофункциональность делает учебник уникальным средством обучения русскому языку в школе. От качества учебников во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся, так как учебник реализует содержание программы, регламентирует объем изучаемого материала, намечает пути и способы его усвоения, реализует образовательную концепцию.

Вот почему выбор современного учебно-методического комплекта нередко имеет решающее значение не только для учителя, но и для учащихся.
Таким учебником, на мой взгляд, является учебник «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой. По этому учебнику я работаю с 2007-2008 учебного года. Данный учебник предполагает совершенствование речевой деятельности и формирование системы лингвистических знаний и коммуникативных компетенций учащихся. Методическая система направлена на интенсивное развитие следующих компетенций:

-речевую (т.е. вырабатываем способность осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), овладение умением правильно, точно, логично передавать свои мысли и чувства в устной и письменной речи (говорить и писать);

-культуроведческую компетенцию (особое внимание уделяется эстетической функции изучаемых явлений языка). При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся.

Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей. Учебник устроен так, что каждый урок становится уроком развития речи, что в современных условиях ОГЭ и ЕГЭ становится особенно актуальным.

Основная цель УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова - через совершенствование и развитие общеучебных умений всесторонне развивать личность средствами предмета. Какие же проблемы методики преподавания и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ позволяет решить этот УМК?

Первостепенную важность имеет проблема реализации коммуникативно-деятельностного подхода, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что наряду с направленностью на метапредметные результаты (например, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения) является важнейшим условием формирования функциональной грамотности. Основой же функциональной грамотности является не только способность анализировать и оценивать языковые явления и факты, но и владение такими жизненно важными умениями, как информационная переработка текста, способность передавать информацию текста в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Система упражнений учебника русского языка С.И. Львовой нацелена на выработку у обучающихся названных умений.

Какие же приемы может использовать учитель в своей практике, чтобы сформировать эти систематические знания, умения и навыки, добиться развития навыков правильного, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, осуществить качественную подготовку к государственной аттестации по русскому языку выпускников 9 и 11 классов? Технологический аспект представлен в самой системе заданий и вопросов качественно новой типологии упражнений учебника под рубриками: «Теоретические сведения», «Устное высказывание», «Орфографический минимум», «Сочинение-миниатюра», «На уроках математики, истории, иностранного языка …», «Язык и литература» и другие.

Большая часть упражнений в учебнике связана с осмыслением теоретических сведений. Для эффективного изучения теоретических тем авторы учебника подключают большую работу с планами, таблицами, схемами, что развивает лингвистическую компетенцию, формирует интеллектуальные способности учащихся. Система вопросов и заданий к данному типу упражнения носит обучающую функцию. Центральной единицей обучения на уроках становится текст как речевое произведение. Именно поэтому большее количество времени отвожу работе с текстом. Яркой особенностью уроков является его нацеленность на совершенствование речевой деятельности обучающихся: способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать; грамотно, точно, выразительно точно передавать в устной и письменной форме собственные мысли).

В процессе работы по УМК Львовой С.И. развиваются не только навыки чтения - понимания текстов разных стилей, но и совершенствуются информационно- коммуникативные навыки, развиваются умения развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи». Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года.
В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела - это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.
Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы: работа с разными видами словарей; редактирование текста; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.

Комплекс реализует основные идеи ФГОС:

- утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом;

- ориентацию на планируемые результаты обучения;

- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

- реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;

- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

- реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культурологической компетентностей;

- дифференцированное предъявление материала;

- использование заданий различной степени сложности;

- учет индивидуальных потребностей ребёнка;

- развитие творческих способностей учащихся;

- расширение культурологического кругозора;

- формирование эстетического вкуса средствами предмета и широким использованием формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам).

Для формирования и развития этих умений в своей работе я применяю разные методы обучения, определяя их как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Передо мной встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными ее субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами и включающих в себя методы и формы, средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных целей в обучении. Сущность любой технологии заключается в наличии трех компонентов:

  1. Цель;

  2. Средства;

  3. Гарантированный результат.

На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления. Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Это именно та технология, которая дает мне возможность реализовать основные направления модернизации образования:

- деятельный характер образования;

- личностная ориентация обучения;

- востребованность результатов образования в жизни.

Технология «Развитие критического мышления» позволяет мне развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Критическое мышление - один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях.

Педагогические приемы

Развитие критического мышления

Прием «Корзина идей, понятий, имен…»

Прием «Кластер»

Приемы на стадии рефлексии (синквейн, диаманта, эссе и др.)

Прием «Интеллект - карты»

Прием «Кубик - Блума»

Прием «Инсайт»

Прием «ПОПС - формула»

Прием «Шесть шляп мышления»

Приемы на стадии рефлексии:

- Синквейн.

- Диаманта.

- Эссе.

Телеграмма и др.

Дидактический синквейн:

Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель.

Во второй строчке - два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.

Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.

Четвёртая - ключевая фраза, наиболее важная идея.

Пятая строчка - снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора

Схема составления синквейна

Существительное - тема синквейна (объект)

2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 глагола- действия, совершаемые объектом

Предложение - отношение автора к объекту

Синоним к первой строчке - суть объекта

Пример синквейна

Учитель

Трудолюбивый, знающий

Помогает, учит, поощряет

Учитель - нужный человек

Творец.

Синквейны очень полезны в качестве:

- инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;

- средства оценки словарного запаса учащихся;

- средства творческого самовыражения.

Приём «Инсайт»

1. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить , что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что- то слышали или видели по объявленной проблеме.

2. На следующем этапе мы предлагаем работу в паре - обменяться информацией, дополнить друг друга

3. Затем пары объединяются в группы (как правило, по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).

4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения . Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.).

5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:

Приём «ПОПС формула»

П - позиция

О - объяснение (или обоснование)

П - пример

С - следствие (или суждение)

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна. Технология полно и последовательно реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100». Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения - этап формулировки нового знания.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик , которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ", что позволяет:

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...);

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...");

в) переживание учащимися субъективного открытия

("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон...");

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...");

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Методы обучения - проблемные:

а) проблемного изложения;

б) частично-поисковый;

в) исследовательский.

Формы организации учебного пространства коллективные:

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) бригадное (групповое) взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

В УМК С.И. Львовой представлена и целостная система заданий, направленных на целенаправленную и поэтапную подготовку учащихся к написанию изложений и сочинений:

• Текстоведение

Задание на выделение микротем в тексте, на определение темы и основной мысли.

Определение вида и средств связи предложений в тексте.

Задание на составление текста из разрозненных предложений.

Текстоведческий анализ ( постепенно усложняется)

Редактирование текста.

Знакомство с видами речевых и грамматических ошибок, нахождение их в тексте.

Знакомство с выразительными средствами языка, нахождение и определение их роли в тексте.

• Сочинение и изложение

Систематическое предъявление в учебниках с 5 по 9 кл. творческих упражнений, с помощью которых отрабатываются умения:

- писать изложения разных видов (в том числе сжатые с использованием разных приемов сжатия информации);

- писать небольшие по объему сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы.

• Сочинения по прочитанному тексту

Упражнения и задания на развитие умения слушать (выборочное, ознакомительное, детальное аудирование), читать (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее).

Одним из важных видов заданий в учебнике С.И. Львовой становится изложение - один из традиционных видов письменных работ в школе. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Поэтому уже в 5 классе задания УМК С.И. Львовой направлены на формирование умения использовать в соответствии с речевой задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Этапы работы с текстом: предтекстовый анализ; просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение; составление плана, тезисов, конспекта; изменение формы предъявления информации; анализ структуры текста (определение микротем, деление на части); анализ содержания (определение главной и второстепенной информации, подбор заголовка); подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или его части.

В 6 классе при работе над сжатыми изложениями начинают вводиться виды компрессии: устранение повторов, однокоренных слов, определение основной мысли и изъятие лишней информации, соединение нескольких простых предложений в одно сложное или соединённое однородными сказуемыми, постановка тире вместо повторяющихся глаголов, замена синонимами повторяющихся слов, использование личных и указательных местоимений. В данный учебник включены тексты для изложений, которые представляют собой отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, заключают воспитательные аспекты; тексты размещены так, что работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействуют успешному решению орфографических и пунктуационных задач.

Поэтому, часто на уроках русского языка (развития речи), я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, -умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.При изучении художественных произведений главное для меня - «исследование» языкового материала, частичный или комплексный анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы совершенствуется внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее - и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого текста применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

Приём "Кубик Блума" можно использовать как самостоятельно, так и в контексте технологии активно-продуктивного чтения". К примеру, вопрос, начинающийся со слова "Назови…" может соответствовать уровню репродукции, то есть простому воспроизведению знаний. Вопросы, начинающиеся со слов "Почему…" соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос "Объясни…", ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. И, конечно же, задания "Предложи…", "Придумай…", "Поделись…" направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству моих учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.

Эмоциональность игры - очень важная особенность, которая делает ее успешной и нужной у учащихся всех возрастов.

Учителю необходимо реализовать стремления учащихся поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, проявить интерес к перевоплощениям и импровизациям.

Все это прекрасно реализуется в игре.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение - «я тоже могу», т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

В игре проходит огромная воспитательная работа.

Система игровых упражнений, заложенная в учебнике «Русского языка» под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова позволяет реализовать на практике развитие и активизацию познавательной деятельности учащихся.

Для исследования эффективности использования современных технологий в учебном процессе совместно с психологической службой школы была проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся.

Изучалось:

- умение исключать лишнее;

- словесно - логическое мышление;

- умение обобщать;

- умение анализировать;

Уровень развития мышления определялся в баллах:


Уровень

Кол-во баллов

Высокий

90 и больше

Возрастная норма

70-89

Близок к норме

50-69

Низкий

30-49


Результаты исследования учащихся за 3 года обучения сведены в таблицу:


Уровень развития

7 класс

8 класс

9 класс

Высокий

9,5 %

13, 3 %

15, 3 %

Норма

42,8 %

65,7 %

67, 7%

Близкий к норме

28,6 %

16,3 %

17 %

Низкий

19, 1 %

4.7 %


-


Сравнительный анализ данных показал, что к концу 9 класса количество учащихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме, остаётся стабильным. Среди учащихся 9В класса нет низкого умственного развития. Их умственное развитие стало близким к норме.

Уровень развития критического мышления изучался приёмами составления кластера и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно - следственные связи оценивалось по уровням:

Уровень

Параметры

Баллы

Допустимый

Полное отражение темы в кластере и установление причинно - следственных связей

10 баллов

Средний

Н неполное отражение темы в кластере и установление причинно - следственных связей

7-9 баллов

Низкий

Неумение устанавливать причинно - следственные связи

Меньше 7 баллов

Развитие умения работать с информацией представлены в процентном

соотношении за 3 года обучения на примере 7 класса в таблице:


Уровень развития

Умение систематизировать материал

Умение устанавливать причинно-следственные связи


7класс

8 класс

9 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Допустимый

9уч. 36%

11уч.44%

15уч. 60%

10уч.40%%

13уч.52%

15уч.60%

Средний

9уч. 36%

9уч. 36%

7уч.28%

10уч.40%

8уч.32%

8уч.32%

Низкий

7уч.28 %

5уч. 20%

3уч.12%

5уч. 20%

4уч.16%

2уч.8%

Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% учащихся умеют работать с новой информацией, то есть могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи.

С целью выявления умения формулировать вопросы проведена стратегия «Вопросительные слова» (ТРКМ).

К концу третьего года обучения произошел рост в умении задавать вопросы интерпретационного типа и вопросы обобщающего характера, но по-прежнему лидируют вопросы на воспроизведение событий - простые вопросы:

  • Вопросы на воспроизведение событий (простые вопросы) оценивались - в 1 балл;

  • Вопросы на установление причинно - следственных связей (интерпретационные) - в 2 балла;

  • Вопросы обобщающего характера (оценочные) - в 3 балла.

Учащиеся, набравшие от 1- 4 баллов - показали низкий уровень;

от 5-9 баллов - средний уровень;

от 10-12 баллов- уровень выше среднего;

от 12- 15 баллов- высокий уровень.

Типы вопросов

7 класс

8 класс

9 класс


Вопросы на воспроизведение событий

(простые вопросы)

75%

56,5%

54,3%


Вопросы на установление причинно - следственных связей

(интерпретационные)

23%

39,7%

40%


Вопросы обобщающего характера

(оценочные)

2%

3,8%

5,7%



Используя современные технологии в обучении на уроках русского языка, мне удалось достичь следующих результатов:

-повысить качество обучения по русскому языку, добиваться внимательного, осознанного чтения;

-побеждать на олимпиадах и конкурсах;

-повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское умение, желание глубже вникать в суть произведения);

-развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

-изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно);

-возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

-мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

-создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- организовать диалог читателя и автора, погрузить ребенка в мир художественного текста.

Уровень подготовки моих учащихся соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Обученность составляет 100%, качество знаний в среднем за 3года - 60- 65%.

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков обучаемых мною учащихся (на примере одного класса) представлен в следующей таблице:

Вид формируемых умений и навыков

2012-2013 уч.г.


2013 - 2014 уч.г.


2014-2015 уч.г.

Навыки чтения:

1.Читает в соответствии с нормами.

2.Передает самостоятельно содержание текста, выделяет главное, ставит вопросы к прочитанному, характеризует героев


12 чел.- 50%

16 чел.- 66%

21 чел.-87%

Навыки письма:

1.Умение запоминать и письменно воспроизводить

прочитанное

2.Умение группировать и классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям

3.Списывание и письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами


13 чел.-54%



10 чел.-41%


20 чел.-83%

15-62%



13-54%


22-91%

22-91%



17-71%


24-100%

Овладение видами разбора:

1.Синтаксический разбор предложения

2.Разбор слова как самостоятельной части речи

3.Фонетический разбор

4.Орфоэпический разбор

16 чел.- 67%

18-75%

21-87%

Знание и умение применять орфографические и пунктуационные правила


13 чел.- 54%

15-62%

17-71%

Умение писать сочинение в соответствии с выбранной темой и жанром.

Составление рассказа по заданной теме.


11 чел.- 46%

14-58%

17-71%

Умение писать сочинение в соответствии с выбранной темой и жанром.

Составление рассказа по заданной теме.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Знание отличительных признаков и умение различать типы и стили речи


11 чел.- 46%


14-58%


17-71%

Развитие устной речи учащихся (отвечает на вопросы, передает содержание текста). Умение выделять основную мысль. Использование средств устного общения. Понимание речи собеседника.

Понимание прочитанных текстов, умение выделять главное.

15 чел.- 62%

17-71%

20-83%

Как показывает проводимый на протяжении трех лет мониторинг сформированности у детей орфографических, пунктуационных, речевых навыков, навыков самостоятельной работы, уровня развития речи, способа, темпа, правильности чтения, есть группа детей, улучшивших свои показатели в учебе, овладевших определенными способами учебной деятельности. Этому во многом способствует использование современных технологий.

Заключение

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Как видно из вышесказанного, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка и литературы.

Список литературы:

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2/ В.И.Андреев. - Казань, 1998.

2.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.

3.Богатенкова Н.И./ Н.В.Богатенкова, И.В.Муштавинкая. - Технология развития критического мышления на уроках истории. - СПб., 2001.

4.Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой».-М.,1995.

5.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/Р.Бустром.- 2000.

6.Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. - 2002. - №3.

7.Загашев И.О. Умение задавать вопросы/ И.О.Загашев// Перемена. - 2001. - №4.

8.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - 2-е изд., доработ. - М.: Просвещение, 2011.

9.Линдсей Г. Творческое и критическое мышление: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Г Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон. - М., 1981.

10.Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2013.

11.Мередит К.С. воспитание вдумчивых читателей /К.С.Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. - 1998.

12.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие/ Е.С.Полат и др.; под ред. Е.С.Полат. - М., 1999.

13.Образовательная программа - маршрут ученика. Ч.2/ под ред. А.П.Тряпициной. - СПб., 2000.

14.Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1/ Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. - М., 1977.

15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. - М., 1998.



© 2010-2022