Рабочая программа по литературе для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 - 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

Результаты изучения предмета «Литература»:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 работать с книгой

 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.





Список литературы:


Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.

3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с.

8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с. - (Домашний репетитор).

10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2007. - 80 с.

11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. - М.: МККК - 160 с.

Средства обучения:

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Репродукции картин художников

  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

  5. Экранные пособия

Интернет-ресурсы:


Художественная литература:

  • rusfolk.chat.ru - Русский фольклор

  • pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

  • old-russian.chat.ru - Древнерусская литература

  • klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

  • ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

  • rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • 1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Контроль

знаний

Дата

проведения

1

Роль книги в жизни человека.

1

2

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора.

1

3

Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

1

4

Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка».

1

5

Р/Р: обучение художественному пересказу сказки «Царевна-лягушка»

1

Р/Р

6

Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо».

1

7

Р/Р: Художественный пересказ сказки «Иван-царевич и чудо-юдо»

1

Р/Р

8

Сказки о животных и бытовые сказки. Тестирование.

1

Т

9

В/Ч: «Что за прелесть эти сказки!»

1

В/Ч

10

Древнерусская литература.

«Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

11

Русская литература 18 века.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Случились вместе два астронома в пиру»

1

12

Русская литература 19 века.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Понятие о басне.

1

13

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

1

14

И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом».

1

15

И.А. Крылов. Басня «Ворона и лисица».

1

16

В/Ч: Урок - конкурс выразительного чтения наизусть басен И.А.Крылова.

1

В/Ч

17

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна» Сюжет и герои.

1

18

Литературная и народная сказки, их отличие.

1

19

Понятие о балладе. Баллада Жуковского «Кубок»

1

20

А.С. Пушкин. Слово о поэте.

1

21

Стихотворение «Няне»

1

22

«У лукоморья».

1

23

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Содержание.

1

24

Основные образы сказки. Тестирование.

1

Т

25

Р/Р: Рифма, ритм, строфа.

Стихотворная и прозаическая речь.

1

Р/Р

26

Р/Р: Сочинение-рассуждение по творчеству Жуковского и Пушкина.

1

Р/Р

27

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» Содержание и сюжет сказки.

1

28

Реальное и фантастическое в сказке.

1

29

В/Ч: Моя любимая литературная сказка.

1

В/Ч

30

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

1

31

Стихотворение «Бородино»

1

32

В/Ч: Урок-конкурс выразительного чтения наизусть стихотворения «Бородино»

1

В/Ч

33

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место»

1

34

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

1

35

«Есть женщины в русских селеньях»

1

36

«Крестьянские дети». Мир детства в произведении.

1

37

В/Ч: Урок-конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений Некрасова.

1

В/Ч

38

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

39

Жизнь в доме барыни.

1

40

Герасим и его окружение.

1

41

Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества.

1

42

Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Тестирование.

1

Т

43

В/Ч: Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

1

В/Ч

44

Р/Р: Сочинение-рассуждение по творчеству Тургенева и Григоровича.

1

Р/Р

45

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихи о природе.

1

46

Р/Р: Обучение анализу лирического произведения.

1

Р/Р

47

В/Ч: Урок-конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений Фета.

1

В/Ч

48

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

1

49

. Рассказ «Кавказский пленник». Тестирование

1

Т

50

Жилин и горцы.

1

51

Жилин и Костылин.

1

52

Р/Р: Сочинение-рассуждение по творчеству Толстого.

1

Р/Р

53

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия»

1

54

В/Ч: Рассказы Антоши Чехонте

1

В/Ч

55

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

1

56

Р/Р: Обучение анализу лирического произведения.

1

Р/Р

57

В/Ч: Урок-конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений поэтов 19 века.

1

В/Ч

58

И.А. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

59

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

60

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

61

Изображение города и его обитателей в повести.

1

62

Композиция произведения. Тестирование.

1

Т

63

Р/Р: Сочинение-рассуждение по повести Короленко.

1

Р/Р

64

В/Ч: А.И.Куприн «Чудесный доктор»

1

В/Ч

65

С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихи о Родине.

1

66

П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе.

1

67

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы.

1

68

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Тёплый хлеб».

1

69

В/Ч: К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях Паустовского.

1

В/Ч

70

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки.

1

71

Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев»

1

72

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита».

1

73

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение.

1

74

«Открытие» Васюткой нового озера.

1

75

Человек и природа в рассказе. Тестирование.

1

Т

76

Р/Р: Сочинение-рассуждение по творчеству Астафьева и Паустовского.

1

Р/Р

77

В/Ч: Поэты о Великой Отечественной войне.

1

В/Ч

78

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

79

К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»

1

80

В/Ч: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

1

В/Ч

81

В/Ч: В.Катаев «Сын полка»

1

В/Ч

82

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1

83

Р/Р: Обучение анализу лирического произведения

1

Р/Р

84

В/Ч: Урок-конкурс выразительного чтения наизусть стихотворений поэтов 20 века.

1

85

Саша Чёрный. Слово о писателе. «Кавказский пленник»

1

86

«Игорь-Робинзон»

1

87

Ю.Ким. «Рыба-кит»

1

88

Зарубежная литература.

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд»

1

89

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Приключения главного героя.

1

90

Характер главного героя. Гимн возможностям человека.

1

91

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. Сказка «Снежная королева»

1

92

Кай и Герда.

1

93

В поисках Кая.

1

94

Друзья и враги Герды. Тестирование.

1

Т

95

В/Ч: Моя любимая сказка Андерсена.

1

В/Ч

96

Р/Р: Сочинение-рассуждение по творчеству Андерсена

1

Р/Р

97

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

1

98

Том и его друзья.

1

99

Д.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»

1

100

Становление характера главного героя.

1

101

Итоговый урок-праздник: «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

102

В/Ч: Урок-рекомендация: «Что читать летом?»

1

В/Ч

Итого

102

Т - 7

Р/Р - 12

В/Ч - 16






© 2010-2022