Конспект урока Словари. Работа со словарями (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Словари русского языка.

Цель: познакомить с видами словарей и правилами пользования словарями.

Эпиграф:

"Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли и радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души Родины и человечества".

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово преподавателя. Презентация.

Сегодня, в условиях скоростного прогресса, в условиях быстрого накопления информации, резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знаний.

Всё это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надёжных сведений научного или прикладного, познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари "призваны отражать успехи развития нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства".

В условиях интенсивного развития русского языка, который обогащается с быстротой поражающей, даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем. Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Существует справедливое изречение: "Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос".

Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке".

2. Фронтальный опрос

  • А какие словари вам известны?

  • К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?

  • В каких случаях вы обращаетесь к ним за помощью?

ответы

3. Слово преподавателя. Рассказ о видовом многообразии словарей (с демонстрацией). Презентация.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и

2) лингвистические (или по-другому - филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем - там объектом описания является слово или его форма.

Лингвистические словари подразделяются на четыре группы:

  • Толковые

  • Словари-справочники

  • Словари иностранных слов

  • Специальные словари

Очень важны толковые словари - с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей - "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого (в 2001 году исполнилось 200 лет со дня его рождения). Даль составлял свой словарь на протяжении всей жизни, а ценность его труда подтверждается тем, что и сегодня, спустя 150 лет после выхода его Словаря, к нему постоянно обращаются знатоки и любители русского слова. Словарь не может быть назван нормативным, т.к. в нем собрана разнообразная, в том числе и диалектная лексика. Слова толкуются в основном через синонимы.

Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова. Это нормативный словарь русского языка, в котором приводятся распространенные фразеологизмы, хорошо разработана система стилистических помет и структура толкования слов

Словарь русского языка под ред. Ожегова. Разработан на базе словаря Ушакова. ….. На сегодняшний день - самый распространенный словарь среди специалистов-нефилологов.

В словарях иностранных слов фиксируются и объясняются заимствованные из других языков слова, которые пока не полностью освоены и осознаются как иноязычные.

4. Работа в группах со словарями.

1. Назовите слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми» (Это слово правда).

Каждая группа, используя один из словарей, расскажет об этом слове.

2. Сообщения учащихся.

I группа, работающая с толковым словарем.

Правда - слово многозначное.

  1. То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

  2. То, что исполнено истины, правдивость (люблю тебя за правду).

  3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости (нам правду не найти) и т.д.

II группа, работающая со словарем и синонимов и антонимов.

Синонимом слова правда является слово истина. Вот как об этом пишет М.Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине, человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

Антонимы к слову правда - ложь, неправда, обман, кривда (народно-поэтическое).

III группа, работающая со словообразовательным словарем.

Слово правда непроизводное, оно состоит из корня и окончания. Родственные слова: правдивый, неправдивый, вправду, правдоискатель, правдоподобный, правдолюбие и т.д.

IV группа, работающая с этимологическим словарем.

Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый с помощью суффикса -вд- Слово правый образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего слова пра.

5. Практическая часть

Игра «Следствие ведут знатоки».(1 группа)

Определи, в каких значениях употребляются в тексте слово угол.

«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (Б. Слуцкий).

Игра «Эстафета».(2 группа)

Напиши правильно.

Стюарде..а, гри..аса, инте..генция, а..ликация, су..огат, га..ерея, а..улировать, ко..ерсант, а..алогия, ветер..нар, м..лиорация.

5. Игра «Диктор».(3 группа)

Расставь ударения, произнеси правильно.

Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

6. Игра «Кто больше».

Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.

При подведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарями. В заключение можно использовать одно из стихотворений о словарях С. Маршака. А. Тарковского, Я. Козловского.

6. Творческое задание. Задание на дом.

Составьте собственный словарь (объем 7-10 слов, относящийся к любой части речи):

спортивный словарь (хоккей, футбол, теннис, мяч, лыжи);

словарь добрых слов (спасибо, пожалуйста, до свидания, извините, доброе утро);

словарь сказочных слов (жили-были, тридевятое царство Баба-Яга) и другие словари;

словарь профессионализмов;

словарь молодежного сленга.

Давайте объединим ваши словари и тем самым создадим свой словарь «Словарь 7 класса». Этот словарь и будет продуктом нашего урока.

7. Подведение итогов.

1. Фронтальный опрос.

  • Давайте сделаем вывод, что мы узнали о словарях?

Ответ: Словарь дает возможность узнать значение слова. Это важно, если слово многозначно, может иметь прямое и переносное значение, пользуясь словарем, учащиеся могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, на какие морфемы оно делится, какие грамматические формы ему свойственны.

Сегодня мы познакомились с разными видами словарей.

Возвращаемся к эпиграфу занятия

  • Для чего же все-таки нужны словари?

  • Какова их роль в жизни общества и отдельно взятого человека?

2. Оценочный лист

Оценочный лист

Ф.И. _____________________________________________________

Группа____________________________________________________


Этап урока

Работа с текстом

Работа со словарями

Творческое задание

Оценка




Итоговая оценка ______________________________________________________________

9. Заключительное слово преподавателя. Энциклопедические, толковые, орфографические, орфоэпические и двуязычные словари - это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у всякого культурного человека.




© 2010-2022