Публицистический материал о практических мероприятиях по теме «Экология речи». «Этикетные слова»

Статья «Этикетные слова», посвящённая проблемам сохранения чистоты и грамотности устной и письменной речи, красоты и богатства русского языка, воспитания любви к русскому языку и культуре, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности была представлена в 2013 году на областной конкурс «Экология речи» в номинации «Разножанровые публицистические материалы о любых авторских практических мероприятиях ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областной конкурс «Экология речи», посвящённый проблемам сохранения чистоты и грамотности устной и письменной речи, красоты и богатства русского языка

Номинация: « Разножанровые публицистические материалы о любых авторских практических мероприятиях по теме «Экология речи»

Тема: « Этикетные слова»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Мартыненко Людмила Дмитриевна



МКОУ Лотошанская СОШ

с. Лотошное

Краснозёрский район

Новосибирская область

2013г.

Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как «здравствуйте», «спасибо», «извините», «пожалуйста». Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим надо задуматься. И только ли «волшебные слова» позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным? Конечно, не только они. Стоит внимательно присмотреться к речи, как мы обнаружим в ней немало других этикетных средств, т.е. слов и оборотов речи, которые произносят, подчиняясь этикету - принятым правилам поведения. Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности поведения (своего и чужого), нужно, прежде всего, научиться их замечать. Да, замечать! Трудность в том, что все обычное, постоянно встречающееся, даже будучи важным, как правило, реже привлекает к себе внимание, чем необычное! Это относится и к речевому этикету, и к другим общепринятым формам поведения. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,..там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения. В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле - это все правила регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, её тон, выбор выражений). В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми. Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить). Однако, речь и поведение взаимосвязаны. Освоение учащимися собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Главная задача моей работы заключается в том, чтобы помочь учащимся овладеть этикетными средствами нашей речи, правилами культуры поведения. «Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене - везде происходит общение. «А для чего надо уметь общаться? Что является важнейшим средством общения?»- с этих вопросов начался урок в 5 классе по очень интересной теме «Этикетные слова» с целью расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения. Для обсуждения на доске высказывание: Общенье важно - это жизнь. Общенье есть дыханье. Ребята высказали своё мнение, как они понимают слова «общенье есть дыханье», пришли к выводу, что общение делает нашу жизнь наполненной, яркой, интересной. Собственно, без общения этой самой жизни просто нет. Как без дыхания. Вот о том, как строить общение с другими людьми, как научиться говорить с людьми так, чтобы они слушали и слышали вас, и пошёл разговор на уроке. Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, "волшебные", т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям. Учащимся было предложено ответить на вопросы: Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе? Хотели бы вы нравиться себе и окружающим? Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть "душой компании"? Что для этого надо знать? Пятиклассники высказывали свои предположения , называли правила поведения, был сделан вывод, что всё это называется вместе «этикет». «А что же это за «этикетные слова»? - прозвучал новый вопрос. Ребята , пользуясь словарём, узнали значение слов «этикет» и «этикетные слова». Прочитали стихотворение - размышление В.Солоухина о роли приветствия в жизни человека, которое каждый из нас произносит много раз в день. «Здравствуйте», «пожалуйста», « спасибо». Кто не знает этих слов? Но на уроке ребята не только вспоминали разнообразные формы речевого этикета, но и учились правильно употреблять их в зависимости от ситуации общения, рассмотрели модель речевых ситуаций: «Кто - кому - с какой целью - при каких обстоятельствах - что говорить». Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. В «Поучении» Владимира Мономаха говорится : «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». А хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"? И учащимся в группы предложено новое задание "Этикет в пословицах" . С интересом дети читали пословицы и поговорки, определяли в них правила речевого поведения, "расшифровывали" информацию, содержащуюся в них , комментировали её, определяли слова для сверхредкого употребления в разговоре, слова для сверхчастого употребления, и слова, изъятые из употребления. Вместе вспомнили, какие ещё формы приветствия они знают, какие формы приветствия используют в зависимости от ситуации, узнали, что слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает. В ходе урока разыграли нескольких ситуаций по теме "Умеем ли мы здороваться?" Дети поняли, что использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. С формами прощания ребята познакомились, прочитав несколько отрывков из художественных произведений, где используются разные формы прощания , определили их значение, отличия в значении встретившихся формул прощания, узнали, что «до свидания» - наиболее употребительное, нейтральное выражение. Оно может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает. А формы прощания «счастливого пути» и «в добрый путь» совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвалить). Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения, И вновь работа в группах , разбор речевых ситуаций, (просьба, отказ, утешение) ,выполнение творческого задания, игра «Допиши словечко». Закончили эту работу мы словами Н. Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово - что дать напиться. Со словом обидным - нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: " Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть". Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям - от этого и вы будете радостнее жить. В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо. Например, у некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимали обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык. А если вы высунете язык при знакомстве, вряд ли ваш новый знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз. Нам не нужно делать разные реверансы, снимать обувь или высовывать язык. У нас есть известные с детства волшебные слова: «спасибо, пожалуйста, здравствуйте» и другие , помогающие жить в мире и согласии. Главное, надо уметь ими пользоваться. В разной форме, разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, добра и благополучия. И это приветствие окажет удивительное действие.



© 2010-2022