Научно-исследовательская работа по литературе Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского

    Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.      При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грибановский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Районная ученическая

научно-исследовательская

конференция «Первый шаг в науку»

«Литературное творчество писателя-земляка

Г. Н. Троепольского»



Выполнили:

ученица 6 класса

Облякова Алина,

ученица 6 класса

Данилова Анастасия

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Челяпина Н. И.







2015

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3

Биография Г. Н. Троепольского…………………………………….стр. 5

Творческое наследие………………………………………………….стр.7

Заключение…………………………………………………………….стр.12

Литература ……………………………………………………………стр.13

Приложение…………………………………………………………….стр.14











Введение

Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

В одном из номеров районной газеты «Знамя труда» мы прочитали статью о нашем воронежском писателе Г. Н. Троепольском. И нам стало интересно, а известно ли имя писателя Гавриила Николаевича Троепольского - создателя литературного Бима, героя прекрасной и печальной повести учащимся нашей школы.

Тема исследовательской работы «Литературное творчество писателя- земляка Г. Н. Троепольского» выбрана потому, что в этом году ему исполняется 110 лет со дня рождения. Мы решили как можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель:
изучить творчество писателя - земляка Г. Н. Троепольского.

Задачи:

- исследовать биографию и творческую деятельность Г. Н. Троепольского;

- изучить информацию из различных источников;

-провести социологический опрос;

- через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством Г. Н. Троепольского.

Объект исследования - биография и творчество Г. Н. Троепольского

Предмет исследования: произведения Г. Н. Троепольского

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями Г. Н. Троепольского.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Г. Н. Троепольского.

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Троепольском. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя писателя- земляка.

В работе использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.

Прежде чем начать исследовательскую работу, мы повели опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с творчеством писателя-земляка Г. Н. Троепольского, и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение1).







Биография Троепольского Г.Н.

Гавриил Николаевич Троепольский 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом.На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду.

По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебскогоуезда).

Изучая биографию писателя, мы узнали, что после окончания школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в г.Борисоглебске. Затем работал учителем в сельских школах. Потом перешел на агрономическую работу. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией.

Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман «Чернозем» вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».

Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, «а писать вам надо обязательно». Видимо, разглядел Никандров в молодомТроепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.



Творческое наследие Г. Н. Троепольского

В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» под псевдонимом Т.Лирваг (наоборот читается как Т. Гаврил). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,- вспоминал впоследствии Г.Н.Троепольский,- тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу».

Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 г. Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. «Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной. Твардовский его понимал очень - тоже ведь крестьянский сын, можно сказать, сельскохозяйственник». Едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Заинтересовавшись рассказами, главный редактор журнала А.Т. Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант.Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3), «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1). Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский изображает колхозную жизнь без всяких прикрас - с ее реальными сложностями и противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны Троепольским ярко, выпукло и психологически убедительно.

В середине 1950-хТроепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955.Кн.36; фильм был снят режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).

В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность.

Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все - 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность, психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я - 1958; кн.2-я - 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни.

Г.Н. Троепольский умел в своих произведениях реалистично показывать жизнь, восхищаясь человеком-творцом, человеком-тружеником, сражаясь с жестокостью и эгоизмом.

Повесть Троепольского «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.

В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х - начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода «спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольского «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нем писатель пропел славу храбрым - погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е годы Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не мог не написать о родном городе.

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г.

Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим - преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых, прочитавших повесть замечательного русского писателя Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Удачная экранизация сделала эту работу автора еще более популярной.

Эта книга не только о собаке, но и о людях - хороших и плохих, об отношении к животным, которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить.

Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского, премьера которого состоялась в 1975 г. - «самый гуманный фильм о человеческой жестокости» как назвала его критика.Фильм получил премию «Хрустальный глобус», номинировался на «Оскар». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

В воронежском театре кукол «Шут» в 2000г. состоялась премьера инсценировки-воспоминания «Белый Бим». Томский режиссер Р. Виндерман рассказывал о своей работе: «Мы ставили наш спектакль с болью и тревогой за душу человеческую - за взрослого, за ребенка. Наша собака - это, по существу, такой же человек, которого просто зовут Бим…»
Вот и бежит по миру Белый Бим Черное ухо - по страницам книг, по экранам и сценам разных стран, бежит навстречу людям уже тридцать лет. И, смахивая с глаз слезы, мы, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, становимся хоть немного добрее, благороднее, человечнее.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России) (Приложение № 2 ).

Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа.

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось, во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом…».

Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
Писатель скончался в июле 1995 г. Остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности.
На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска ( Приложение № 3, 4). В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке ( Приложение№ 5 ).

Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".



Заключение

Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

На основании данного исследования мы можем сделать вывод, что литературная жизнь писателя - земляка Г. Н. Троепольского, действительно очень интересна и познавательна. Подробно изучив творческий путь Г. Н. Троепольского, мы узнали, что он прожил трудную, неспокойную, но достойную жизнь. Он оставил литературные произведения, научно-публицистические очерки о родной воронежской земле.

«Жить жизнью народа - его горестями и радостями - это самая большая правда для литератора», - сказал как-то Троепольский.

Несомненно, имя Г. Н. Троепольского не должно быть забыто, а его творческие работы должны издаваться, чтобы наши потомки знали, помнили и ценили своих воронежских писателей.

















Литература:

1. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Том 3. П - Я.



Интернет-ресурсы:

1.Краеведческийинтернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» okrae.odbvrn.ru/aboutproject

2.troepolskiy.com/biograf/index.htm

3.Большая энциклопедия русского народа - rusinst.ru

4.hrono.ru/biograf/bio_t/troepolski_gn.php







Приложение 1



1.Знаете ли вы писателя Г. Н. Троепольского?

1 кв. - «да» ответили (20 человек)- 40%

2 кв - «нет» ответили (30 человек)- 60%

2 . Какие произведения Г. Н. Троепольского вы читали?

3 кв. - «Белый Бим Черное ухо» ответили (14 человек) - 28%

4 кв. - «ничего не читал» ответили (36 человек) - 72%



Приложение 2

Научно-исследовательская работа по литературе Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского.

Памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо, установлен на площади в Воронеже, перед Воронежским театром кукол «Шут».









Приложение 3

Научно-исследовательская работа по литературе Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского.

Мемориальная доска на ул. Чайковского, д. №8





Приложение 4

Научно-исследовательская работа по литературе Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского.

д. №8 на ул. Чайковского







Приложение 5

Научно-исследовательская работа по литературе Литературное творчество писателя-земляка Г. Н. Троепольского.

Воронежская детская библиотека.

18


© 2010-2022