Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 6 класс

Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож.

Цель:

  • сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях лаг - лож

  • сформировать способность к написанию чередующихся гласных

  • развивать орфографическую зоркость

  • развивать мыслительные операции.

Демонстрационный материал:

  • алгоритм проверки чередующихся гласных в корне

  • эталон для самопроверки.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, в некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задание. Итак, начнем путешествие.

Путешествие в страну Русского Языка.

-Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием: отгадать загадки.

Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.

Земля белая, а птицы на ней черные.

Каждая водица только для грамоты годится.

Буквы - значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется …..

Итак, вы успешно преодолели препятствие, и теперь время отправиться в страну Русского Языка. Перед нами Орфографический Замок.

Фронтальный опрос

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

- Какие части слова вы знаете?

(Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова?

(Морфемы) )

Назовите слова, морфемный состав которых соответствует модели

… Н ЫЙ (облачный, огуречный, воздушный), найдите для них однокоренные.

4) назовите однокоренные слова, в которых происходят следующие чередования: к//ч//ц, з//г//ж, з//ж, п//пл (учащимся показываются карточки).

- Какое языковое явление мы наблюдаем в словах? (Чередование согласных.)

- Как называются такие чередования? (Исторические.)

- А какую тему мы изучили на прошлом уроке?

(Буквы а и о в корне- гар,- гор)

- Что нового вы узнали на прошлом уроке?

(В корне с чередованием - гар/ -гор в безударном положении пишется буква о, под ударением - буква а)

- Какая морфема идет за приставкой?

(Корень)

- Вы хотите узнать новое о корне?

(Да)

- Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые знания?

(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ГИА, ЕГЭ)

Лихо мы обошли Замок Орфографии. Но скажите, также вы сможете пройти Архипелаг Закрепления. Переходим ко второму этапу урока.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите +, если ошиблись, поставите -

Повторим с целью закрепления с предыдущей темы

- морфемный разбор указанных на доске слов:

Рассмотреть, предложение, прилагательное

Учащиеся по желанию выходят к доске.

В то время классу дается следующее задание:

Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож.

  1. Вспомните слова с корнями -гор- -- гар -, которыми можно воспользоваться для описания рисунка. С найденными словами составьте и запишите словосочетания.

  2. Сравните мальчика, стоящего в центре, с остальными. Запишите прилагательные, укажите антонимы. Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож.

1.Какой глагол: сг:реть или приг: реть - лучше использовать для описания рисунка? С этим глаголом составьте и запишите сложное предложение. Объясните правописание гласной в корне.

2.Какое выражение лица у повара? Запишите существительные, которые потребуются для ответа.

Учитель проверяет выполненное задание.

Далее проверяется морфемный разбор.

- Кто хочет стать консультантом?

- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з,-с, неизменяемые приставки (пред) и безударные гласные в корне)

- Какие слова вызвали у вас затруднение? (предложение, прилагательное)

- Почему?

(К ним нельзя подобрать проверочные слова)

III. Постановка проблемы.

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях лаг - лож;

  • сформулировать тему урока;

  • обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

- В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?

(Предложение, прилагательное)

- Т. е. причина затруднения в новом типе корня

Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)

- Мы знакомы с чередованием? (Да)

- Какова же тема нашего урока? (чередование гласных в корнях лаг - лож)

- Как называются эти слова? (однокоренными)

-Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске (наблюдение)

располагать

расположить

излагать

изложить

прилагать

приложить

(В корнях выделены корни)

- Почему в выборе гласной возникают затруднения?

(Не знаем приема проверки гласных)

Сравните слова левого и правого столбиков.

- Чем же отличаются слова?

(В левом столбике в корне а, в правом - о)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,средство)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

  • создать "новую" технологию правописания чередующихся гласных в корне лаг-лож;

  • зафиксировать новую технологию знаково, в речи и с помощью эталона.

- Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях (да)

- От чего зависит а, о в корне? (от согласных г-;)

- Какая буква пишется перед г (а)

- А перед ж? (о)

- Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?

- Какая морфема идет за корнем лаг? (суффикс а)

- Сколько же способов проверки мы вывели? (два)

- Каких? (а и о зависят от согласных г и ж или от суффикса а за корнем)

- Выразим наш вывод в обобщенном виде.

Высвечивается эталон:

лага - лож (нет а)

- Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?

В слове предложение написана буква о, потому что нет г, в слове прилагательное написана а - перед г, суффикс а

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный прект в соответствии с планом;

  • зафиксировать преодоление затруднения.

- Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях?

На доске слова с пропущенными буквами:

Высказать предпол..жение;

Вычислить сл..гаемое.

- Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

(Воспользуемся эталоном - алгоритмом)

Сильный ученик проговаривает правило схему алгоритма.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

  • проговорить новый способ действия во внешней речи;

  • установить состоятельность этого способа.

-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»). А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

- Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия. Обратимся к учебнику. Запишем примеры из упражнения № 99, страница 40 и поочередно, в парах прокомментируем их друг другу. Начинаем с 1 варианта, используем алгоритм. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

Iв. положение (в корне о перед ж, нет суф. а)

II в. слагаемое (в корне а перед г, есть суф. а) и т.д. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

  • проверить свое умение применять изученный способ;

  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

- Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Задание для всех: вставим пропущенные слова с корнем лаг - лож и обозначим условия выбора букв а и о первых пяти предложениях из упражнения № 265 дидактических материалов к учебнику. Для тех, кто закончит раньше: продолжить эту же работу с остальными предложениями (с 6-10)

- Проведем самопроверку по эталону.

  1. На уроке математики первоклассники занимались сложением.

  2. По сумме и одному слагаемому ученики правильно определили второе.

  3. По этому тексту можно написать интересное изложение.

  4. В словарях все слова расположены в алфавитном порядке.

  5. В старинных энциклопедиях слова не располагаются в алфавитном порядке.

- Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать? ?

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак +

- У кого нет ошибок? Умницы!

VIII. Включение в систему знаний и повторение. \5-8 мин

Цель:

  • уяснить место использования нового приема в системе изученных орфограмм;

  • поупражняться в употреблении способов постановки безуд. гл. а и о в корнях лаг - лож;

  • формировать умение использовать полученные знания по назначению.

- Каким новым знанием мы пополнили свою "копилку" знаний?

(Проверяемые ударением, не проверяемые ударением (словарные) и чередующиеся)

- К какой группе можно применить прием проверки гласных а и о в корнях лаг - лож? (к чередующимся)

- Достаточно ли мы закрепили новый прием? (нет)

- Я рекомендую выполнить еще одно упражнение, вставив пропущенные буквы в данные слова, написанные на доске, пользуясь необходимым способом действия.

На доске:

Предл..гал выгуливать собаку
Принять предл..жение из-за болезни
Прол..жить в снегу тропинку
Разл..жить на столе учебники
Выр..щенный цветок

(Самопроверка по эталону)

- Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.

Опережающий метод. - Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;

  • повторить способ нового знания;

  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

- Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (новый прием проверки гласных в чередующихся корнях)

- Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

  1. Кто научился проверять гласную в корне лаг - лож, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из парагр. 71;

  2. Кто научился проверять гласную в корне лаг-лож, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе: "Я работал хорошо!" и сделайте упр. № 420;

  3. Кто научился проверять чередование гласных в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: "Молодец!" и придумайте 5-6 предложений по теме " В лесу".

  4. Задание для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень.

- Ребята, какую цель мы ставили? Мы достигли ее?


Сказка о корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-

Жили-были, не тужили

В царстве «Русские слова»

Корень - царь, к нему добавка:

Суффикс сам, сама приставка,

Куча всяческих придворных

В подчиненье у царя.

Среди них - два удальца,

И почти что близнеца:

Корень -ЛГ- да с корнем -ЛЖа-

Поживают не тужа.

Как-то в царстве вдруг гроза -

У всех круглые глаза.

Заметались все без толку,

Будто в царстве хищны волки.

р

Кричал корень -ЛЖ-. - Не заснуть!»

«А-ах, грубо! А-ах, глупо! А-ах, гадко! -

Вопил корень -ЛГ-. - В чём загадка?»

Вдруг в царстве кончилась гроза -

У всех счастливые глаза,

Но к корню -ЛГ- пристала А-А,

А в корне -ЛЖ - застряло О-О.

И вот теперь гордится -ЛОЖ-:

Совсем на -ЛАГ- он не похож.

А в царстве «Русские слова»

Теперь покой и тишина.



© 2010-2022