- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож
Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Батаева З.Н. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык 6 класс
Тема урока: Буквы а и о в корне - лаг, -лож.
Цель:
-
сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях лаг - лож
-
сформировать способность к написанию чередующихся гласных
-
развивать орфографическую зоркость
-
развивать мыслительные операции.
Демонстрационный материал:
-
алгоритм проверки чередующихся гласных в корне
-
эталон для самопроверки.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)
Цель:
-
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
-
определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).
Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, в некоторых из них вы побываете. Чтобы переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задание. Итак, начнем путешествие.
Путешествие в страну Русского Языка.
-Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием: отгадать загадки.
Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.
Земля белая, а птицы на ней черные.
Каждая водица только для грамоты годится.
Буквы - значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется …..
Итак, вы успешно преодолели препятствие, и теперь время отправиться в страну Русского Языка. Перед нами Орфографический Замок.
Фронтальный опрос
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
- Какие части слова вы знаете?
(Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова?
(Морфемы) )
Назовите слова, морфемный состав которых соответствует модели
… Н ЫЙ (облачный, огуречный, воздушный), найдите для них однокоренные.
4) назовите однокоренные слова, в которых происходят следующие чередования: к//ч//ц, з//г//ж, з//ж, п//пл (учащимся показываются карточки).
- Какое языковое явление мы наблюдаем в словах? (Чередование согласных.)
- Как называются такие чередования? (Исторические.)
- А какую тему мы изучили на прошлом уроке?
(Буквы а и о в корне- гар,- гор)
- Что нового вы узнали на прошлом уроке?
(В корне с чередованием - гар/ -гор в безударном положении пишется буква о, под ударением - буква а)
- Какая морфема идет за приставкой?
(Корень)
- Вы хотите узнать новое о корне?
(Да)
- Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые знания?
(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ГИА, ЕГЭ)
Лихо мы обошли Замок Орфографии. Но скажите, также вы сможете пройти Архипелаг Закрепления. Переходим ко второму этапу урока.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
-
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
-
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
-
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите +, если ошиблись, поставите -
Повторим с целью закрепления с предыдущей темы
- морфемный разбор указанных на доске слов:
Рассмотреть, предложение, прилагательное
Учащиеся по желанию выходят к доске.
В то время классу дается следующее задание:
-
Вспомните слова с корнями -гор- -- гар -, которыми можно воспользоваться для описания рисунка. С найденными словами составьте и запишите словосочетания.
-
Сравните мальчика, стоящего в центре, с остальными. Запишите прилагательные, укажите антонимы.
1.Какой глагол: сг:реть или приг: реть - лучше использовать для описания рисунка? С этим глаголом составьте и запишите сложное предложение. Объясните правописание гласной в корне.
2.Какое выражение лица у повара? Запишите существительные, которые потребуются для ответа.
Учитель проверяет выполненное задание.
Далее проверяется морфемный разбор.
- Кто хочет стать консультантом?
- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з,-с, неизменяемые приставки (пред) и безударные гласные в корне)
- Какие слова вызвали у вас затруднение? (предложение, прилагательное)
- Почему?
(К ним нельзя подобрать проверочные слова)
III. Постановка проблемы.
Цель:
-
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях лаг - лож;
-
сформулировать тему урока;
-
обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
- В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?
(Предложение, прилагательное)
- Т. е. причина затруднения в новом типе корня
Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)
- Мы знакомы с чередованием? (Да)
- Какова же тема нашего урока? (чередование гласных в корнях лаг - лож)
- Как называются эти слова? (однокоренными)
-Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске (наблюдение)
располагать
расположить
излагать
изложить
прилагать
приложить
(В корнях выделены корни)
- Почему в выборе гласной возникают затруднения?
(Не знаем приема проверки гласных)
Сравните слова левого и правого столбиков.
- Чем же отличаются слова?
(В левом столбике в корне а, в правом - о)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,средство)
Цель:
-
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
-
создать "новую" технологию правописания чередующихся гласных в корне лаг-лож;
-
зафиксировать новую технологию знаково, в речи и с помощью эталона.
- Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях (да)
- От чего зависит а, о в корне? (от согласных г-;)
- Какая буква пишется перед г (а)
- А перед ж? (о)
- Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?
- Какая морфема идет за корнем лаг? (суффикс а)
- Сколько же способов проверки мы вывели? (два)
- Каких? (а и о зависят от согласных г и ж или от суффикса а за корнем)
- Выразим наш вывод в обобщенном виде.
Высвечивается эталон:
лага - лож (нет а)
- Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?
В слове предложение написана буква о, потому что нет г, в слове прилагательное написана а - перед г, суффикс а
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
-
реализовать построенный прект в соответствии с планом;
-
зафиксировать преодоление затруднения.
- Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях?
На доске слова с пропущенными буквами:
Высказать предпол..жение;
Вычислить сл..гаемое.
- Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
(Воспользуемся эталоном - алгоритмом)
Сильный ученик проговаривает правило схему алгоритма.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
-
проговорить новый способ действия во внешней речи;
-
установить состоятельность этого способа.
-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»). А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).
- Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия. Обратимся к учебнику. Запишем примеры из упражнения № 99, страница 40 и поочередно, в парах прокомментируем их друг другу. Начинаем с 1 варианта, используем алгоритм. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
Iв. положение (в корне о перед ж, нет суф. а)
II в. слагаемое (в корне а перед г, есть суф. а) и т.д. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
-
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
-
проверить свое умение применять изученный способ;
-
развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
- Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Задание для всех: вставим пропущенные слова с корнем лаг - лож и обозначим условия выбора букв а и о первых пяти предложениях из упражнения № 265 дидактических материалов к учебнику. Для тех, кто закончит раньше: продолжить эту же работу с остальными предложениями (с 6-10)
- Проведем самопроверку по эталону.
-
На уроке математики первоклассники занимались сложением.
-
По сумме и одному слагаемому ученики правильно определили второе.
-
По этому тексту можно написать интересное изложение.
-
В словарях все слова расположены в алфавитном порядке.
-
В старинных энциклопедиях слова не располагаются в алфавитном порядке.
- Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать? ?
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак +
- У кого нет ошибок? Умницы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение. \5-8 мин
Цель:
-
уяснить место использования нового приема в системе изученных орфограмм;
-
поупражняться в употреблении способов постановки безуд. гл. а и о в корнях лаг - лож;
-
формировать умение использовать полученные знания по назначению.
- Каким новым знанием мы пополнили свою "копилку" знаний?
(Проверяемые ударением, не проверяемые ударением (словарные) и чередующиеся)
- К какой группе можно применить прием проверки гласных а и о в корнях лаг - лож? (к чередующимся)
- Достаточно ли мы закрепили новый прием? (нет)
- Я рекомендую выполнить еще одно упражнение, вставив пропущенные буквы в данные слова, написанные на доске, пользуясь необходимым способом действия.
На доске:
Предл..гал выгуливать собаку
Принять предл..жение из-за болезни
Прол..жить в снегу тропинку
Разл..жить на столе учебники
Выр..щенный цветок
(Самопроверка по эталону)
- Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.
Опережающий метод. - Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
-
оценить результаты собственной деятельности;
-
повторить способ нового знания;
-
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
- Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (новый прием проверки гласных в чередующихся корнях)
- Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
-
Кто научился проверять гласную в корне лаг - лож, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из парагр. 71;
-
Кто научился проверять гласную в корне лаг-лож, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе: "Я работал хорошо!" и сделайте упр. № 420;
-
Кто научился проверять чередование гласных в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: "Молодец!" и придумайте 5-6 предложений по теме " В лесу".
-
Задание для умников и умниц!
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень.
- Ребята, какую цель мы ставили? Мы достигли ее?
Сказка о корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-
Жили-были, не тужили
В царстве «Русские слова»
Корень - царь, к нему добавка:
Суффикс сам, сама приставка,
Куча всяческих придворных
В подчиненье у царя.
Среди них - два удальца,
И почти что близнеца:
Корень -ЛГ- да с корнем -ЛЖа-
Поживают не тужа.
Как-то в царстве вдруг гроза -
У всех круглые глаза.
Заметались все без толку,
Будто в царстве хищны волки.
р
Кричал корень -ЛЖ-. - Не заснуть!»
«А-ах, грубо! А-ах, глупо! А-ах, гадко! -
Вопил корень -ЛГ-. - В чём загадка?»
Вдруг в царстве кончилась гроза -
У всех счастливые глаза,
Но к корню -ЛГ- пристала А-А,
А в корне -ЛЖ - застряло О-О.
И вот теперь гордится -ЛОЖ-:
Совсем на -ЛАГ- он не похож.
А в царстве «Русские слова»
Теперь покой и тишина.