Электронная исследовательская работа по теме Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова

Электронная исследовательская работа к 150-летию А.П.Чехова по теме «Смешное  и грустное в произведениях А.П.Чехова».  Исследовательская работа выполнена в электронном виде, состоит из 11 презентаций, созданных в среде PowerPoint, связанных гиперссылками на презентацию под названием «Начало» (см. с этой презентации). В работе использованы видео сюжеты, фотографии, сделанные учениками, музыка П.И.Чайковского, любимого композитора А.П.Чехова. Цели исследовательской работы: 1.     Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова. 2.     Выяснить каким образом факты биографии связаны с содержанием произведений. 3.  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г. Шахты Ростовской области



Электронная исследовательская работа

к 150-летию А.П.Чехова по теме

«Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова».











Выполнила: ученица 9 «А» класса

Запорощенко Светлана

Руководитель: Самина О.В.









г. Шахты 2009г.



Исследовательская работа выполнена в электронном виде, состоит из 11 презентаций, созданных в среде Power Point, связанных гиперссылками на презентацию под названием «Начало» (см. с этой презентации).

В работе использованы видео сюжеты, фотографии, сделанные учениками, музыка П.И.Чайковского, любимого композитора А.П.Чехова.

Цели исследовательской работы:

  1. Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.

  2. Выяснить каким образом факты биографии связаны с содержанием произведений.

  3. Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.

Задачи исследовательской работы:

  1. Найти комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.

  2. Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.

  3. При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно или грустно, когда смеётся или грустит писатель.

  4. Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.

  5. Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.

Ход работы:

Для ответа на вопросы:

Ι. «Откуда в произведениях А.П.Чехова смешное и грустное?»

а) проводим исследования биографии писателя.

ΙΙ.«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»

а) анализируем рассказы;

б) анкетируем по изученным рассказам учащихся нашей школы;

в) исследуем критику.

Ι. Исследование биографии писателя с целью:

1). Рассмотреть биографию А.П.Чехова с двух сторон: грустное и радостное в жизни писателя.

2). Сопоставить выявленные факты биографии с тематикой и проблематикой рассказов.

3). Выяснить являлась ли биография источником для создания произведений.

(см. презентации «Радостные моменты жизни Чехова, запечатлённые в произведениях», «Источник грустных рассказов - жизнь…»)

Выводы:

  • Можно еще и еще перечислять те приметы таганрогской действительности 60 - 70-х годов прошлого века, которые радовал и нашли отражение в творчестве великого писателя-земляка.

  • Словом, ничто не ускользало от цепкого, острого взгляда юного Чехова, который жадно впитывал в себя жизненные впечатления. И то, что сильно взволновало в детстве и юности, было заново пережито в творчестве.

  • Минуло более100-лет с того дня, как Антон Павлович в последний раз отметил свой день рождения, а эти милые предметы и сегодня радуют нас и напоминают о Чехове, писавшем о безмерной ценности человеческой души, её благородстве, незащищенности и способности не терять себя в самых бесчеловечных условиях, когда понимаешь, что нет ничего прекраснее и величественнее хрупкого и не знающего "как надо жить" человека.

ΙΙ. .«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»

а) Исследование творчества писателя: выявление особенностей ранних и поздних рассказов (анализ текстов).

Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов.

Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.

(Жизнь прекрасна, Смерть чиновника, Руководство для желающих жениться и др.).

Поздний Чехов 80х - 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества.

Характеры героев становятся острее и четче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6).

Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе А.П. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительност. (см. презентацию «Творчество»).

Презентация «Смешное в произведениях А.П.Чехова».

Цели:

1. Проследить как развивался в творчестве А.П.Чехова жанр - юмористические рассказы.

2. Выявить особенности смешного в рассказах писателя-земляка, основные темы, проблемы, сюжетные линии.

Презентация «Грустное в произведениях».

Цели:

1. Провести анализ рассказов А.П.Чехова с грустным сюжетом.

2. Определить их особенности.

Выводы:

  • Грустного в чистом виде в произведениях А.П.Чехова не существует.

  • Между смехом и печалью у него почти невидимая граница.

  • Смех сквозь слёзы и слёзы с улыбкой на устах.

  • Юмор - не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки.

  • Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. А читателю следует лишь понять это.

б) Анкетирование учеников школы, анализ их сочинений и ответов с целью проверки знания рассказов А.П.Чехова.

в) Исследование критики по проблеме (анализ высказываний о Чехове, статьи Зощенко «О комическом в произведениях Чехова»).

Выводы:

  • Такое пренебрежительное отношение испытывал А.П.Чехов. Он не раз отрекался от юмористической литературы и говорил, что занят серьезными вещами.

  • Такое отношение к жанру в свою очередь усилило непонимание чеховского смеха, снизило его значение и усложнило недоразумение.

  • Комическое в произведениях Чехова, даже в первых его рассказах, есть явление высокой литературы.

  • Критикам наших дней надлежит окончательно освободить Чехова от неверных, пустых и пошлых толкований.

  • Чехов не был юмористом, он был сатириком. Но, как здоровый и полноценный человек, он, видимо, не считал сатиру высшей ступенью в литературе. Он стремился к утверждению жизни.

Выводы всей проделанной работы:

  • В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического.

  • Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.

  • Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.

  • Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.

  • Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.

Библиография:

  1. Балдин А. Выдумать море // Первое сентября. - 2007. - 9 июня. - С.21-22

  2. Берковский Н. Я. Чехов повествователь и драматург // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. - М.-Л., 1962. - С.440

  3. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989

  4. Веселовский А. Н. История или теория романа? - Л., 1939

  5. Громов Л. П. О местном колорите в произведениях Чехова // Громов Л. П. Этюды о Чехове. - Ростов н/Д., 1951. - С.26-47

  6. «…Таганрога я не миную»: Чехов и Таганрог / Под общ. Ред. В. Я. Лакшина. - Ростов н/Д., 1985. - С. 120-125

  7. Ермилов В. Трудное время // Ермилов В. А. П. Чехов. - М., 1954. - С.168-196

  8. Кожевникова Е. «В России появился первоклассный писатель»: К 100-летию со дня создания повести «Степь» // Таганрог. правда. - 1988. - 29 янв. - С.3

  9. Кузичева А. П. Земная, подчас горькая и скучная дорога…: [«Мертвые души» Гоголя и «Степь» Чехова] //Чеховские чтения в Ялте. - М., 1978. - С.32-38

  10. Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. - М., 1975

  11. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1993

  12. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. - М., 1987

  13. Полоцкая Э. А. Начало духовной биографии героя. Счастливая пора детства // Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. - М., 1983. - С.38, 41-42

  14. Седегов В. Творчество Чехова: Сборник статей. Вып. II. - Ростов н/Д., 1977. - С. 45-68

  15. Сендерович М. Антон Чехов: драма имени // Русская литература. - 1993. - № 2. - С.30-41

  16. Слово и образ. СПб. - М., 1964

  17. Чехов М. П. Вокруг Чехова. Е. М. Чехова Воспоминания. - М., 1981. - С.35-37

  18. Шапочка Е. А. «…Фантастический край» чеховского Приазовья // Чеховиана. Чехов и его окружение. - М., 1996. - С.279-290 Цилевич Л. Недалеко от Таганрога: [еврейская тема] // Вехи Таганрога. - 2003. - №18. - С.20-23

  19. Яковлева А. Чехов и Природа // Яковлева А. Кто Вы, доктор Чехов? - Коломна, 2006. - С.102-124

Использованные сайты:

  1. gramota.ru

  2. Сайт Центральной Городской Публичной библиотеки имени А. П. Чехова г. Таганрог library. taganrog.ru

  3. Официальный сайт г. Таганрога в разделе «Город. Выдающиеся таганрожцы» www/taganrog.ru

  4. Экскурсия по чеховским местам Таганрога bit.tsure.ru/chechov/rus/museum/tour_head.html

  5. Таганрог на старых почтовых открытках oldtaganrog.narod.ru

  6. Чеховский центр antochekhov.ru

  7. chehov.niv/ru

  8. Свободная энциклопедия «Википедия» ru.wikipedia.org

  9. Всё о Чехове chekhoved.com

  10. Чеховский вестник chekhoviana.narod.ru/vestnik.htm

  11. ilibrary.ru/author/chekhov/indox.html

  12. Фотогалерея А. П. Чехова peoples.ru

  13. А. П. Кузичева «Ваш Чехов» oba.wallst.ry/classcs/Russian/xix/Chekhov.htm







© 2010-2022