Конспект урока Смертию смерть поправ по роману Б. Васильева В списках не значился

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Марий Эл

Учреждение «Отдел образования администрации
Волжского муниципального района»

МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»







Урок внеклассного чтения в 9 классе




Конспект урока Смертию смерть поправ по роману Б.Васильева В списках не значился




Конспект урока Смертию смерть поправ по роману Б.Васильева В списках не значился










Подготовила и провела:

Русакова Ираида Алексеевна,

учитель русского языка и литературы



2015г.


Цели и задачи урока:

  1. Дать представление о личности Б.Васильева и его творчестве, показать особенности раскрытия темы «Человек и война».

  2. Продолжить формирование навыков анализа прозаического произведения.

  3. На примере автора и героев романа показать лучшие качества человека: чувство патриотизма, гражданственности, долга, чести.

Оборудование: 14 слайдов, рисунок-коллаж о войне, гитара.


  1. Вступительное слово учителя:

С каждым годом всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, и многие люди начинают о ней забывать. А молодое поколение мало знает о том, когда и с кем сражались их прадеды. Так как по новой программе произведений о войне очень мало, то заполнить этот пробел помогают нам уроки внеклассного чтения. На этом занятии мы познакомимся с биографией Б.Васильева, узнаем о подвиге защитников Брестской крепости и проанализируем произведение «В списках не значился».

2. Слово о Борисе Васильеве.

(Выступление учащегося)

В 1949 году 25-летний Б.Васильев закончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, но профессиональным военным так и не стал. Почему? Может быть, потому, что хотя и успел повоевать на фронтах Великой Отечественной, стрелять не только в людей, но и в беззащитных животных и птиц, как в повести «Не стреляйте в белых лебедей», так и не привык.

Наверное, Б.Васильев, появившийся на свет 21 мая 1924 года в Смоленске, уже от рождения был наделён душой художника, болезненно чутко откликающейся на беды окружавших его людей. А может быть, именно война помогла будущему писателю с особой силой ощутить хрупкую красоту природы, к которой порой так безжалостен человек, и несправедливость нашей жизни, где часто гибнут хорошие, честные люди.

Б.Васильев начал писать с 1954 года.

Те, кто читал прозу Б.Васильева, смотрел кинофильмы «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Русский солдат» (по роману «В списках не значился») замечали, что его герои не просто вызывают сочувствие, а остаются в памяти подобно близким, хорошо знакомым людям, с которыми грустно расставаться.

Особая роль в произведениях писателя отведена женщинам. Он сам сказал об этом так: «Женщина - главное страдающее, а потому и главное действующее лицо». Не случайно громкую славу ему принесла пьеса, а потом и повесть «А зори здесь тихие…».

Читая книги Б.Васильева сегодня, чувствуешь, как современно и достойно они звучат. Писатель не кривил душой, доверял своим читателям и в течение десятилетий был любимым автором самых авторитетных столичных журналов. В одном литературном диалоге Васильев сказал, что «задачу искусства он видит в стремлении помочь человеку жить, а не устрашать его или будить в нём какие-то низменные инстинкты». Искусство, по убеждению писателя, «должно делать добро», «оно должно светить, оно должно греть и оно должно объединять». Таков девиз Васильева-художника и нравственно-психологический фундамент его творчества. И в этом, наверное, разгадка популярности в широкой читательской среде доброго искусства Бориса Васильева.

Слова учителя:

Да, Б.Васильев во все времена думал и писал о Личности, живущей по законам христианской нравственности (не зря так много скрытых евангельских цитат в его прозе). И, конечно же, недаром название нашего урока по его роману «В списках не значился», которое одновременно является цитатой из романа, взято из Евангелия: «Смертию смерть поправ».

3.Работа над романом «В списках не значился»

Учитель: На сколько частей можно разделить роман?

- На две неравные части: до войны и во время войны.

(На экране - портрет молодого лейтенанта)

Учитель: Чтобы дать полную характеристику своего героя, автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как антитеза. Поэтому наш герой, лейтенант Плужников, по-разному предстаёт перед нами в разных частях произведения. Итак, до войны… «Приятные неожиданности посыпались в таком изобилии, что Коля просыпался от собственного смеха».

Беседа по вопросам:

  1. Что это за приятные неожиданности?

- Присвоили звание лейтенанта.

- Выдали новое офицерское обмундирование.

- Сам начальник училища поздравил всех лично, вручил «Удостоверение личности командира РККА», увесистый ТТ.

- Банкет.

- Его оставили в училище на время каникул.

- Он заметил, что его приветствуют молодые курсанты.

- Направили в Особый Западный округ (об этом мечтали, как о немыслимой удаче).

- Дома, оказывается, ждёт любящая девушка Валя.

  1. Как сам автор относится к своему герою? Докажите это примерами из текста.

- С любовью, с юмором.

- «Плужников заметил, что он хрустит. Хрустит приятно, громко, мужественно».

- «Хрустел весь, как новенький рубль».

- «…стремясь придать своему круглому, свежему, как французская булка, лицу выражение невероятной озабоченности».

- «А уши росли и росли, улавливая осторожный шёпот: «Командир…».

  1. Перед вами снимок молодого лейтенанта. Может это быть Плужников?

- Нет. «В списках не значился» - это художественное произведение, написанное на основе легенды о солдате, который 10 месяцев сражался один. И взяли его только в апреле 1942 года. Имени, звания его никто не знает, но все знают, что это был русский солдат. А звание «лейтенант» и имя «Николай» написаны на мраморной плите у входа на вокзал г. Бреста.

4) Что общего между нашим героем и военным с фотографии? Чем они отличаются?

- Сходства: оба молоды, оба лейтенанты;

- Отличия: у Плужникова на форме ещё не было погон, их ввели только в январе 1943 года для армии и в феврале - для флота.

5) Когда мать сообщила о смерти соседки Матвеевны, она по этому поводу говорит слова, которые ей, как матери военного, не стоило бы говорить, чтобы не «сглазить». Что это за слова такие?

- «Люди умирают, Коля. Ты счастливый, ты можешь ещё не думать об этом».

Учитель: Все матери хотят видеть своих сыновей счастливыми. Но счастье у Николая Плужникова оказалось недолгим, так как выехал на место своей службы - в Брест - 21 июня. Сейчас в Брестской крепости находится музей и мы с вами совершим по нему заочную экскурсию.

4. Заочная экскурсия по Брестской крепости с использованием слайдов.

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ, крепость-герой в черте г. Брест, в Белоруссии. Построена в 1833-38, модернизирована в конце 19 - начале 20 вв. Во время Великой Отечественной войны малочисленный гарнизон Брестской крепости под руководством П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина с 22 июня до 20-х чисел июля 1941, находясь в окружении, оборонялся (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. В 1965 Брестской крепости присвоено звание крепость-герой с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1971 это мемориальный комплекс.

Учитель: Когда Плужников ехал в крепость, «тихий город медленно погружался в тихую ночь. Самую тихую и самую короткую ночь в году». А Плужников ещё не значился в списках…

Утор. Ещё роса лежала на листьях. Ещё небо было чистое. Ещё мирно спала вся страна, когда прогремел первый взрыв и началась война.

5.-Видеозапись документального фильма о начале войны.

  1. Почему же война стала такой неожиданной для советских людей, ведь уже шла вторая мировая война?

- В романе Плужников говорит: «У нас с Германией подписан договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у наших границ ни на чём не обоснованы и являются результатом происков англо-французских империалистов».

2) Так говорили военные, писали в газетах и сообщали по радио, но в народе ходили совсем другие слухи. Какие же?

- «Папа говорит, что Гитлер стягивает вокруг нас кольцо». (Слова Вали)

- «Вчера лётчикам отпуска отменили. А пограничники говорят, что каждую ночь за Бугом моторы ревут. Танки, тягачи…» (Слова Андрея-танкиста)

- «У нас все говорят, что скоро война начнётся. Люди покупают соль и спички». (слова Мирры)

3) Когда прогремели первые взрывы, когда все поняли, что началась война, Плужников сразу выбегает из подвала. Почему?

- Он ещё не значился в списках.

4) Оказавшись наверху, в самом центре незнакомой, полыхающей крепости, увидел страшную картину. Что вам больше всего запомнилось?

- «Горело всё, что могло гореть, а что не могло - горело тоже».

- Кричали лошади «необычным, неживотным криком», сгорая.

- В гаражах с крепкими решётками на окнах заживо сгорали люди. Оттуда доносились «жуткие, нечеловеческие» крики.

5) Как лейтенант ведёт себя в начале войны?

- Он чувствует, что струсил, предал товарищей, т.к. «думал о том, что будет рассказывать дома. Не о том, как будет воевать».

6. Проверка домашнего задания.

Учитель: В ходе чтения романа вы должны были выписать понравившиеся цитаты. И сейчас мы послушаем, какие слова больше всего тронули вас.

- «Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя».

- «Ему было всего 19 лет и два месяца, и он твердо верил в свое бессмертие».

- «Выживи. Назло им - выживи. За всех нас».

- «Упал свободным и после смерти, смертию смерть поправ».

Учитель: Если в начале войны Николай не знает, как ему поступить, как подавать команды, позже он становится совсем другим. Он «стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста - неуловимых и, казалось, заговоренных от смерти. Израненные, опалённые, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».

Фашисты вначале уговаривали их сдаться. Однажды даже включили песню «Степь да степь кругом», желая психологически сломить защитников. Но у них ничего не получилось.

6) Чем же ответили русские солдаты на эту песню?

- Песней «Интернационал».

7. Чтение наизусть отрывка об исполнении «Интернационала».

(Трое парней, изображавших политрука, Плужникова, Сальникова, исполняют «Интернационал»).

8. Учитель: Плужников был не один такой. Почти все, оставшиеся здесь, были такими. О ком из защитников крепости вы ещё можете рассказать?

Выступления учащихся о Денищике, фельдшере, Сальникове, Семишном - начальнике гарнизона.

Учитель: Война, взрывы, смерть и … любовь. Такие, на первый взгляд, несовместимые понятия. Но наш герой молод, ему всего 19 лет. И, несмотря ни на что, он счастлив. Счастлива и она, Мирра, девушка, которая даже в мирное время не имела шансов на счастье.

9. Чтение наизусть монолога Мирры.

«Я же никогда, никогда в жизни и помечтать - то не смела, что могу полюбить! Мне же с детства, с самого детства все-все только одно и твердили, что я - калека, что я несчастная, что я не такая, как остальные девочки. Даже мама об этом говорила, потому что жалела меня и хотела, чтобы я привыкла к тому, что я - такая, привыкла и не страдала бы больше. И я уже привыкла, и поэтому с девочками не дружила, а только с мальчишками. Девочки ведь про любовь все говорят и планы всякие строят, а я что могла построить, о чём помечтать? Я, может быть, глупости сейчас говорю и даже наверное глупости, но ты ведь всё понимаешь, правда? Я просто не могу молчать… А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?»

Учитель: «Он уже мог вынести всё, что возможно, и что невозможно, мог вынести тоже». Но судьба всё же «уберегла его от самого жестокого и самого страшного».

Вопрос: От чего же?

- Он не видел, как убивали, а потом ещё живую завалили кирпичами Мирру, его жену, и ещё не родившегося ребёнка.

Учитель: Теперь он остался совсем один. Но однажды он нашёл Семишного, начальника гарнизона, который хотя и умирал, но каждый день отправлял его сражаться, объясняя это тем, что «право такое имеет». Услышав от Плужникова, что тот «больше не может», что «сил нету», ответил: «Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы».

Вопрос: О какой силе он говорит? Что мог дать Николаю этот полумёртвый человек?

- Знамя полка. А в конце попросил: «Не запятнай, лейтенант, эту честь нашей Родины, немцам не отдавай».

Учитель: И он не запятнал. Вспомнил, как он вышел из подвала и как повели себя немцы. (Чтение отрывка из романа.)

10. Работа над названием урока.

Вы уже обратили внимание на то, что название нашего урока совпадает с концом романа, с его последними словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

Вопрос: Как вы думаете, откуда эти слова и что они означают?

- Они из Библии. Это слова из «Пасхальной песни»:

Христос воскресе из мёртвых,

Смертию смерть поправ,

И сущим во гробех

Живот даровав.

11. Словарная работа.

Попрать - (устар.) грубо нарушить, уничтожить.

Учитель: Защитники крепости знали, что они обречены, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти и зная, что «человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».

Реминисценция - напоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов.

12. Выводы.

Итак, роман учит нас гордиться защитниками Родины. Поэтому мы должны с уважением относиться ко всем, кто был на войне и кто ещё живет на земле. Это - наш долг, это наша совесть. Об этом же поётся в песне, которую сочинил учитель музыки Н.Е.Ефимов на слова поэта Семёна Гудзенко. (Текст частично изменен в соответствии с темой урока).

13. Ученик исполняет песню под гитару.

Прожил ты двадцать лет…

Прожил ты двадцать лет.

Но за год войны

Ты видел кровь

и видел смерть -

Просто,

как видят сны.

Я всё это в памяти сберегу:

и первую смерть на войне,

и первую ночь,

когда на снегу

вы спали спина к спине.

Я сына

верно дружить научу, -

И пусть

не придётся ему воевать,

Он будет с другом

плечо к плечу,

как ты,

по земле шагать.

Он будет знать:

последний сухарь

делится на двоих.

Брестская крепость,

брестский январь.

Нет многих уже в живых.

Ветром походов,

ветром весны

снова апрель налился.

Стали на время

большой войны

мужественней сердца,

Руки крепче,

весомей слова.

И многое стало ясней.

14. Домашнее задание: оформить заключительный слайд по теме.






© 2010-2022