- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Смертию смерть поправ по роману Б. Васильева В списках не значился
Конспект урока Смертию смерть поправ по роману Б. Васильева В списках не значился
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Русакова И.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Республики Марий Эл
Учреждение «Отдел образования администрации
Волжского муниципального района»
МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»
Урок внеклассного чтения в 9 классе
Подготовила и провела:
Русакова Ираида Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
2015г.
Цели и задачи урока:
-
Дать представление о личности Б.Васильева и его творчестве, показать особенности раскрытия темы «Человек и война».
-
Продолжить формирование навыков анализа прозаического произведения.
-
На примере автора и героев романа показать лучшие качества человека: чувство патриотизма, гражданственности, долга, чести.
Оборудование: 14 слайдов, рисунок-коллаж о войне, гитара.
-
Вступительное слово учителя:
С каждым годом всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, и многие люди начинают о ней забывать. А молодое поколение мало знает о том, когда и с кем сражались их прадеды. Так как по новой программе произведений о войне очень мало, то заполнить этот пробел помогают нам уроки внеклассного чтения. На этом занятии мы познакомимся с биографией Б.Васильева, узнаем о подвиге защитников Брестской крепости и проанализируем произведение «В списках не значился».
2. Слово о Борисе Васильеве.
(Выступление учащегося)
В 1949 году 25-летний Б.Васильев закончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, но профессиональным военным так и не стал. Почему? Может быть, потому, что хотя и успел повоевать на фронтах Великой Отечественной, стрелять не только в людей, но и в беззащитных животных и птиц, как в повести «Не стреляйте в белых лебедей», так и не привык.
Наверное, Б.Васильев, появившийся на свет 21 мая 1924 года в Смоленске, уже от рождения был наделён душой художника, болезненно чутко откликающейся на беды окружавших его людей. А может быть, именно война помогла будущему писателю с особой силой ощутить хрупкую красоту природы, к которой порой так безжалостен человек, и несправедливость нашей жизни, где часто гибнут хорошие, честные люди.
Б.Васильев начал писать с 1954 года.
Те, кто читал прозу Б.Васильева, смотрел кинофильмы «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Русский солдат» (по роману «В списках не значился») замечали, что его герои не просто вызывают сочувствие, а остаются в памяти подобно близким, хорошо знакомым людям, с которыми грустно расставаться.
Особая роль в произведениях писателя отведена женщинам. Он сам сказал об этом так: «Женщина - главное страдающее, а потому и главное действующее лицо». Не случайно громкую славу ему принесла пьеса, а потом и повесть «А зори здесь тихие…».
Читая книги Б.Васильева сегодня, чувствуешь, как современно и достойно они звучат. Писатель не кривил душой, доверял своим читателям и в течение десятилетий был любимым автором самых авторитетных столичных журналов. В одном литературном диалоге Васильев сказал, что «задачу искусства он видит в стремлении помочь человеку жить, а не устрашать его или будить в нём какие-то низменные инстинкты». Искусство, по убеждению писателя, «должно делать добро», «оно должно светить, оно должно греть и оно должно объединять». Таков девиз Васильева-художника и нравственно-психологический фундамент его творчества. И в этом, наверное, разгадка популярности в широкой читательской среде доброго искусства Бориса Васильева.
Слова учителя:
Да, Б.Васильев во все времена думал и писал о Личности, живущей по законам христианской нравственности (не зря так много скрытых евангельских цитат в его прозе). И, конечно же, недаром название нашего урока по его роману «В списках не значился», которое одновременно является цитатой из романа, взято из Евангелия: «Смертию смерть поправ».
3.Работа над романом «В списках не значился»
Учитель: На сколько частей можно разделить роман?
- На две неравные части: до войны и во время войны.
(На экране - портрет молодого лейтенанта)
Учитель: Чтобы дать полную характеристику своего героя, автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как антитеза. Поэтому наш герой, лейтенант Плужников, по-разному предстаёт перед нами в разных частях произведения. Итак, до войны… «Приятные неожиданности посыпались в таком изобилии, что Коля просыпался от собственного смеха».
Беседа по вопросам:
-
Что это за приятные неожиданности?
- Присвоили звание лейтенанта.
- Выдали новое офицерское обмундирование.
- Сам начальник училища поздравил всех лично, вручил «Удостоверение личности командира РККА», увесистый ТТ.
- Банкет.
- Его оставили в училище на время каникул.
- Он заметил, что его приветствуют молодые курсанты.
- Направили в Особый Западный округ (об этом мечтали, как о немыслимой удаче).
- Дома, оказывается, ждёт любящая девушка Валя.
-
Как сам автор относится к своему герою? Докажите это примерами из текста.
- С любовью, с юмором.
- «Плужников заметил, что он хрустит. Хрустит приятно, громко, мужественно».
- «Хрустел весь, как новенький рубль».
- «…стремясь придать своему круглому, свежему, как французская булка, лицу выражение невероятной озабоченности».
- «А уши росли и росли, улавливая осторожный шёпот: «Командир…».
-
Перед вами снимок молодого лейтенанта. Может это быть Плужников?
- Нет. «В списках не значился» - это художественное произведение, написанное на основе легенды о солдате, который 10 месяцев сражался один. И взяли его только в апреле 1942 года. Имени, звания его никто не знает, но все знают, что это был русский солдат. А звание «лейтенант» и имя «Николай» написаны на мраморной плите у входа на вокзал г. Бреста.
4) Что общего между нашим героем и военным с фотографии? Чем они отличаются?
- Сходства: оба молоды, оба лейтенанты;
- Отличия: у Плужникова на форме ещё не было погон, их ввели только в январе 1943 года для армии и в феврале - для флота.
5) Когда мать сообщила о смерти соседки Матвеевны, она по этому поводу говорит слова, которые ей, как матери военного, не стоило бы говорить, чтобы не «сглазить». Что это за слова такие?
- «Люди умирают, Коля. Ты счастливый, ты можешь ещё не думать об этом».
Учитель: Все матери хотят видеть своих сыновей счастливыми. Но счастье у Николая Плужникова оказалось недолгим, так как выехал на место своей службы - в Брест - 21 июня. Сейчас в Брестской крепости находится музей и мы с вами совершим по нему заочную экскурсию.
4. Заочная экскурсия по Брестской крепости с использованием слайдов.
БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ, крепость-герой в черте г. Брест, в Белоруссии. Построена в 1833-38, модернизирована в конце 19 - начале 20 вв. Во время Великой Отечественной войны малочисленный гарнизон Брестской крепости под руководством П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина с 22 июня до 20-х чисел июля 1941, находясь в окружении, оборонялся (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. В 1965 Брестской крепости присвоено звание крепость-герой с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1971 это мемориальный комплекс.
Учитель: Когда Плужников ехал в крепость, «тихий город медленно погружался в тихую ночь. Самую тихую и самую короткую ночь в году». А Плужников ещё не значился в списках…
Утор. Ещё роса лежала на листьях. Ещё небо было чистое. Ещё мирно спала вся страна, когда прогремел первый взрыв и началась война.
5.-Видеозапись документального фильма о начале войны.
-
Почему же война стала такой неожиданной для советских людей, ведь уже шла вторая мировая война?
- В романе Плужников говорит: «У нас с Германией подписан договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у наших границ ни на чём не обоснованы и являются результатом происков англо-французских империалистов».
2) Так говорили военные, писали в газетах и сообщали по радио, но в народе ходили совсем другие слухи. Какие же?
- «Папа говорит, что Гитлер стягивает вокруг нас кольцо». (Слова Вали)
- «Вчера лётчикам отпуска отменили. А пограничники говорят, что каждую ночь за Бугом моторы ревут. Танки, тягачи…» (Слова Андрея-танкиста)
- «У нас все говорят, что скоро война начнётся. Люди покупают соль и спички». (слова Мирры)
3) Когда прогремели первые взрывы, когда все поняли, что началась война, Плужников сразу выбегает из подвала. Почему?
- Он ещё не значился в списках.
4) Оказавшись наверху, в самом центре незнакомой, полыхающей крепости, увидел страшную картину. Что вам больше всего запомнилось?
- «Горело всё, что могло гореть, а что не могло - горело тоже».
- Кричали лошади «необычным, неживотным криком», сгорая.
- В гаражах с крепкими решётками на окнах заживо сгорали люди. Оттуда доносились «жуткие, нечеловеческие» крики.
5) Как лейтенант ведёт себя в начале войны?
- Он чувствует, что струсил, предал товарищей, т.к. «думал о том, что будет рассказывать дома. Не о том, как будет воевать».
6. Проверка домашнего задания.
Учитель: В ходе чтения романа вы должны были выписать понравившиеся цитаты. И сейчас мы послушаем, какие слова больше всего тронули вас.
- «Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя».
- «Ему было всего 19 лет и два месяца, и он твердо верил в свое бессмертие».
- «Выживи. Назло им - выживи. За всех нас».
- «Упал свободным и после смерти, смертию смерть поправ».
Учитель: Если в начале войны Николай не знает, как ему поступить, как подавать команды, позже он становится совсем другим. Он «стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста - неуловимых и, казалось, заговоренных от смерти. Израненные, опалённые, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Фашисты вначале уговаривали их сдаться. Однажды даже включили песню «Степь да степь кругом», желая психологически сломить защитников. Но у них ничего не получилось.
6) Чем же ответили русские солдаты на эту песню?
- Песней «Интернационал».
7. Чтение наизусть отрывка об исполнении «Интернационала».
(Трое парней, изображавших политрука, Плужникова, Сальникова, исполняют «Интернационал»).
8. Учитель: Плужников был не один такой. Почти все, оставшиеся здесь, были такими. О ком из защитников крепости вы ещё можете рассказать?
Выступления учащихся о Денищике, фельдшере, Сальникове, Семишном - начальнике гарнизона.
Учитель: Война, взрывы, смерть и … любовь. Такие, на первый взгляд, несовместимые понятия. Но наш герой молод, ему всего 19 лет. И, несмотря ни на что, он счастлив. Счастлива и она, Мирра, девушка, которая даже в мирное время не имела шансов на счастье.
9. Чтение наизусть монолога Мирры.
«Я же никогда, никогда в жизни и помечтать - то не смела, что могу полюбить! Мне же с детства, с самого детства все-все только одно и твердили, что я - калека, что я несчастная, что я не такая, как остальные девочки. Даже мама об этом говорила, потому что жалела меня и хотела, чтобы я привыкла к тому, что я - такая, привыкла и не страдала бы больше. И я уже привыкла, и поэтому с девочками не дружила, а только с мальчишками. Девочки ведь про любовь все говорят и планы всякие строят, а я что могла построить, о чём помечтать? Я, может быть, глупости сейчас говорю и даже наверное глупости, но ты ведь всё понимаешь, правда? Я просто не могу молчать… А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?»
Учитель: «Он уже мог вынести всё, что возможно, и что невозможно, мог вынести тоже». Но судьба всё же «уберегла его от самого жестокого и самого страшного».
Вопрос: От чего же?
- Он не видел, как убивали, а потом ещё живую завалили кирпичами Мирру, его жену, и ещё не родившегося ребёнка.
Учитель: Теперь он остался совсем один. Но однажды он нашёл Семишного, начальника гарнизона, который хотя и умирал, но каждый день отправлял его сражаться, объясняя это тем, что «право такое имеет». Услышав от Плужникова, что тот «больше не может», что «сил нету», ответил: «Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы».
Вопрос: О какой силе он говорит? Что мог дать Николаю этот полумёртвый человек?
- Знамя полка. А в конце попросил: «Не запятнай, лейтенант, эту честь нашей Родины, немцам не отдавай».
Учитель: И он не запятнал. Вспомнил, как он вышел из подвала и как повели себя немцы. (Чтение отрывка из романа.)
10. Работа над названием урока.
Вы уже обратили внимание на то, что название нашего урока совпадает с концом романа, с его последними словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ».
Вопрос: Как вы думаете, откуда эти слова и что они означают?
- Они из Библии. Это слова из «Пасхальной песни»:
Христос воскресе из мёртвых,
Смертию смерть поправ,
И сущим во гробех
Живот даровав.
11. Словарная работа.
Попрать - (устар.) грубо нарушить, уничтожить.
Учитель: Защитники крепости знали, что они обречены, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти и зная, что «человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».
Реминисценция - напоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов.
12. Выводы.
Итак, роман учит нас гордиться защитниками Родины. Поэтому мы должны с уважением относиться ко всем, кто был на войне и кто ещё живет на земле. Это - наш долг, это наша совесть. Об этом же поётся в песне, которую сочинил учитель музыки Н.Е.Ефимов на слова поэта Семёна Гудзенко. (Текст частично изменен в соответствии с темой урока).
13. Ученик исполняет песню под гитару.
Прожил ты двадцать лет…
Прожил ты двадцать лет.
Но за год войны
Ты видел кровь
и видел смерть -
Просто,
как видят сны.
Я всё это в памяти сберегу:
и первую смерть на войне,
и первую ночь,
когда на снегу
вы спали спина к спине.
Я сына
верно дружить научу, -
И пусть
не придётся ему воевать,
Он будет с другом
плечо к плечу,
как ты,
по земле шагать.
Он будет знать:
последний сухарь
делится на двоих.
Брестская крепость,
брестский январь.
Нет многих уже в живых.
Ветром походов,
ветром весны
снова апрель налился.
Стали на время
большой войны
мужественней сердца,
Руки крепче,
весомей слова.
И многое стало ясней.
14. Домашнее задание: оформить заключительный слайд по теме.