- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (авторы Власенков А. И. , Рыбченкова Л. М.), 2015
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (авторы Власенков А. И. , Рыбченкова Л. М.), 2015
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колодежная Г.Л. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бичурская общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено на заседании МО Гуманитарного цикла МБОУ «Бичурская СОШ 5»
Руководитель
___________________
Г.Л.Колодежная
Протокол № ____ от
«____» ________ 2015 г
«Согласовано»
Зам. дир по УР МБОУ
«Бичурская СОШ №5» ___________________
Колодежная Г.Л.
«____» __________ 2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Бичурская СОШ №»
_______________
Нестерова Н.П.
Приказ № _____ от
«__» _________ 2015г.
Рабочая программа
по русскому языку
11 класс
Составитель: Колодежная Галина Лазаревна
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015-2016
Раздел 1. Пояснительная записка.
Программа создана на основе:
-
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
-
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Программно-методических материалов. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - Москва: Дрофа, 2009.
-
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
-
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ "Бичурская СОШ №5", 2015 г.
-
Положения о рабочих программах МБОУ "Бичурская СОШ №5";
-
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: федеральный базисный учебный план для среднего общего образования предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа (1 час в неделю). Но в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов добавлен 1 час на изучение русского языка из школьного компонента с учетом подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса, 68 часов (2 часа в неделю), что соответствует количеству часов по учебному плану школы.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Цели обучения:
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
1. Воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
овладение культурой межнационального общения;
2. Дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
3. Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;
языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
4. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
5. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи обучения:
1. Дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2. Закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3. Развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач:
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Программа рассчитана на 68 учебных часов.
В работе используется учебник русского языка для 10-11 классов (авторы Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.), М., Просвещение, 2010 год
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Методы и приёмы обучения:
-
обобщающая беседа по изученному материалу;
-
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
-
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
- изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
письмо под диктовку;
-
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
взаиморецензирование;
-
разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;
-
аудирование;
-
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
рефераты; доклады; рецензии; аннотации.
-
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
-
участие в дискуссии;
-
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
-
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Рабочая программа для 11 класса предусматривает следующую организацию процесса обучения:
-
общее количество часов - 68,
-
учебных часов в неделю - 2.
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.
Раздел 2. Учебно-тематическое планирование
Содержание
Количество
часов
Развитие
речи
Контрольные работы
Язык как система.
2
Обобщающее повторение.
14
1
1
Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий ЕГЭ.
43
3
4
Типы речи. Стили речи.
11
1
2
Итого Общее количество часов
70
5
7
В тематическом планировании в соответствии с требованиями программы предполагаются следующие виды контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе комплексного подхода. Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, синтаксису; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Элементы содержания разделов
Система оценки
1.
Язык как система.
2
Знать:
- об основном предназначении языка;
- о взаимосвязи языка и культуры;
- об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.
Уметь:
- составлять план, на его основе устное сообщение;
- составлять тезисы статьи, готовить сообщение на их основе;
- толковать слова и обороты из текста;
- делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.
Язык и культура.
Функции русского языка
как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе.
2.
Обобщающее повторение.
12
Знать:
- понятия "фонема", "открытый и закрытый слоги", "логическое ударение",
- особенности русского словесного ударения;
- основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики;
- морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии;
- основные способы словообразования;
- выразительные словообразовательные средства;
- грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Уметь:
- производить анализ орфографических трудностей;
- комментировать орфограммы, определять принципы написания;
- производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей;
- пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор;
- владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками;
- производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки;
- производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.
Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексическая система русского языка.
Лексико-фразеологический разбор.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Изложение
Диктант №1
3.
Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий ЕГЭ.
43
Знать:
- грамматические признаки предложения;
- условия постановки знаков препинания между частями сложного предложения;
- структурные особенности сложных предложений
с разными видами связи;
- основные способы передачи чужой речи;
- различные способы цитирования.
Уметь:
- опознавать сложные предложения в тексте;
- выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор;
- выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП;
- сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы;
- опознавать сложные синтаксические конструкции
в тексте в зависимости oт сочетания видов связи;
- выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи;
- правильно оформлять предложения с прямой и косвенной речью;
- использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;
- выделять цитаты знаками препинания;
- производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной;
- определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью.
Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания.
Роль пунктуации в письменном обращении.
Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Тест №1
в форме ЕГЭ
Изложение
Диктант №2
Сочинение - рассуждение
Изложение
Тест №2
в форме ЕГЭ
Диктант №3
4.
Типы речи. Стили речи.
11
Знать:
- текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки;
- о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.
Уметь:
- определять стиль текста;
- исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов, участвовать
в диалоге, дискуссии;
- подробно излагать текст, высказывать суждение
по теме и производить комплексный анализ текста.
Текст, его строение и виды его преобразования.
Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат.
Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Сочинение - рассуждение
Диктант №4
Итоговая контрольная работа
в форме ЕГЭ
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса по русскому языку.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
-
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
Создание устного и письменного речевого высказывания:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
-
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
-
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
-
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
-
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
-
проводить разные виды языкового разбора;
-
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-
эффективно использовать языковые единицы в речи;
-
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел 5. Календарно-тематический план. Русский язык 11 класс.
2 часа (68 урока)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Основные виды учебной деятельности
I четверть. - 18 часов.
Язык как система. - 2 часа.
1.
Роль русского языка в жизни общества.
1
01.09.
Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества.
Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.
Составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста.
2.
Становление, развитие и совершенствование языковой нормы.
1
03.09.
Обобщающее повторение. - 12 часов.
3.
Фонетика. Классификация звуков русского языка.
1
08.09.
Составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе.
Работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.
Толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
Производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
Самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Производить анализ орфографических трудностей.
Критически оценивать информацию, развернуто обосновывать суждения.
4.
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
1
10.09.
5.
Систематизация знаний по орфографии.
1
15.09.
6.
Систематизация знаний по лексике и фразеологии.
1
17.09.
7,8.
Морфемика. Способы словообразования.
2
22,24.09.
9.
Морфология. Классификация частей речи.
1
29.09.
10.
Систематизация знаний о самостоятельных частях речи.
1
01.10.
11.
Изложение «Память о ВОв».
1
06.10.
12.
Систематизация знаний о служебных частях речи и междометиях.
1
08.10.
13.
Диктант №1 по теме «Повторение изученного в 10 классе».
1
13.10.
14.
Анализ диктанта.
1
15.10.
Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий ЕГЭ. - 43 часа.
15.
Фонетика. Орфоэпия.
1
20.10.
Видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения
орфоэпической нормы и исправлять их.
Комментировать орфограммы, определять принципы написания.
Производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.
16.
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
1
22.10.
17.
Морфемика: состав слова, словообразование и орфография.
1
27.10.
18.
Тест №1 в форме ЕГЭ.
1
29.10.
II четверть. - 15 часов.
19.
Лексика и фразеология.
1
12.11.
Видеть изобразительные возможности данных групп лексики
в художественных текстах, владеть приемами редактирования.
Правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии
со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки.
Пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор.
Создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении.
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
Овладеть основными понятиями синтаксиса.
Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения.
20.
Грамматика. Морфология. Части речи.
1
17.11
21.
Морфологические характеристики частей речи.
1
19.11.
22.
Изложение.
1
24.11.
23.
Морфологические нормы.
1
26.11.
24.
Морфология и орфография.
1
01.12.
25.
Словосочетание.
1
03.12.
26.
Виды словосочетаний.
1
08.12.
27.
Диктант №2.
1
10.12.
28.
Основные принципы русской пунктуации.
1
15.12.
29.
Виды синтаксических связей.
1
17.12.
30.
Сочинительная связь, ее признаки.
1
22.12.
31.
Сочинение - рассуждение.
1
24.12.
32.
Подчинительная связь, ее особенности.
1
29.12.
33.
Способы выражения подлежащего.
1
31.12.
III четверть. - 19 часов.
34.
Основные виды сказуемых.
1
12.01.
Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов.
Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.
Анализировать и характеризовать словосочетания по
морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Распознавать виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения.
Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры.
Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения.
Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения.
Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений.
35.
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
14.01.
36.
Второстепенные члены предложения.
1
19.01.
37.
Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений.
1
21.01.
38.
Изложение.
1
26.01.
39.
Однородные члены предложения.
1
28.01.
40.
Знаки препинания при однородных членах.
1
02.02.
41.
Обособленные члены предложения.
1
04.02.
42.
Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях.
1
09.02.
43.
Пунктуация при обращении.
1
11.02.
44.
Слова-предложения и выделение междометий в речи.
1
16.02.
45.
Способы передачи чужой речи.
1
18.02.
46.
Тест №2 в форме ЕГЭ.
1
25.02.
47.
Простое предложение.
1
02.03.
48.
Пунктуация в простом предложении.
1
04.03.
49.
Знаки препинания в конце предложения.
1
09.03.
50.
Диктант №3.
1
11.03.
51.
Виды сложных предложений. Сложное бессоюзное предложение.
1
16.03.
52.
Сложносочинённое предложение.
1
18.03.
IV четверть. - 16 часов.
53.
Сложноподчинённое предложение.
1
06.04.
Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.
Определять (находить) главную и придаточную части
сложноподчиненного предложения.
Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их
выражения.
54.
Виды придаточных предложений.
1
08.04.
55.
Сложные предложения с разными видами связи.
1
13.04.
56.
Сложные предложения с разными видами связи.
1
15.04.
57.
Синтаксис и культура речи.
1
20.04.
Типы речи. Стили речи. - 11 часов.
58.
Текст. Типы речи.
1
22.04.
Наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей.
Исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов.
Создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.
Владеть такими видами публичных выступлений, как диалог, дискуссия, следовать этическим нормам и правилам их ведения
подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.
59.
Языковые особенности текста.
1
27.04.
60.
Сочинение - рассуждение.
1
29.04.
61.
Публицистический стиль речи.
1
04.05.
62.
Жанры публицистического стиля речи.
1
06.05.
63.
Диктант №4.
1
11.05.
64.
Применение официально-делового стиля речи.
1
13.05.
65.
Разговорный стиль речи: особенности, звуковая сторона, лексика.
1
18.05.
66.
Общая характеристика художественного стиля речи. Виды тропов и стилистических фигур.
1
20.05.
67.
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ.
1
25.05.
68-70
Резервный урок.
1
Список литературы
Для учителя:
-
Программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 9, 10 - 11. - Москва: Дрофа, 2010.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 - 11 классы», книга для учителя, издание 5-е, Москва: Просвещение, 2012.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10 - 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, Москва: Просвещение, 2012.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», издание 2-е, Москва: Просвещение, 2004.
-
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, Москва: Просвещение, 2004.
Для учащихся:
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10- 11 классы. Базовый уровень. Учебник. - Москва: Просвещение, 2010.
Перечень образовательных электронных ресурсов.
-
Автоматическая обработка текста (АОТ)
aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы
blues.ru/fedor/anagrams.asp
tramvision.ru/words/ana.htm
"Балда" на "Грамоте.ру"
igra.gramota.ru
Всероссийский августовский педсовет
pedsovet.alledu.ru/
Всё о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
gramota.ru/-
Всё образование Интернета
all.edu.ru/
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
vip.km.ru/vschool
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-9)
vschool.km.ru/
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
rus.rusolymp.ru
Газета «Первое сентября»
1september.ru/ru/
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
rus.1september.ru
Говорим по-русски!
echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
gramota.ru
Дистанционная поддержка учителей-словесников
ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Дистанционный семинар
9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"
rus.1september.ru
Журнал "Язык человека"
philol.msu.ru/~humlang
Знаете слово?
mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Интернет-порталы
pedsovet.su/load/27, proshkolu.ru
Информационные и коммуникационные технологии в обучении
9151394.ru/
Книжная поисковая система eBdb
ebdb.ru
Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"
rm.kirov.ru
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
linguistlist.org
Культура письменной речи
likbez.h1.ru/
Культура письменной речи
gramma.ru
Лингвомания
lingvomania.info
Малый академический словарь (МАС)
feb-web.ru
Машинный фонд русского языка
cfrl.ru
Международная ассоциация преподавателей
русского языка и литературы
mapryal.org/
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
Навигатор. Грамота.ру
navigator.gramota.ru/
Национальный корпус русского языка
ruscorpora.ru
Новый словарь русского язык
rubricon.ru/nsr_1.asp
НП "Телешкола"
internet-school.ru
Образовательный сервер «Школы в Интернет»
schools.techno.ru/
Ономастикон. Русские фамилии
express.irk.ru/1000/fam/index.htm
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка
ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Основные правила грамматики русского языка
stihi-rus.ru/pravila.htm
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку
"СВЕТОЗАР"svetozar.ru
Официальный сайт Академии
apkpro.ru
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart
Официальный сайт Федерального государственного образовательного стандарта
standart.edu.ru/
Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
gramma.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ
ege.edu.ru
Портал "Культура письменной речи"
gramma.ru
Правила русской орфографии и пунктуации
anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
Примерные программы и государственные стандарты
mon.gov.ru/work/obr/dok
Проверь себя!
cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Редактор.ru
redactor.ru/
Репетитор
repetitor.h1.ru/programms.html
Российский образовательный портал
school.edu.ru/
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
slovari.ru/default.aspx?p=2572
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
rusgram.narod.ru
Русские словари. Служба русского языка
slovari.ru/lang/ru/
Русский филологический портал
philology.ru/default.htm
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
learning-russian.gramota.ru
Русский язык и культура речи
sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы
main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Русское письмо
character.webzone.ru
Русское слово
rusword.com.ua
Самый полный словарь сокращений русского языка
sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)
vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
repetitor.1c.ru/
Сетевое объединение методистов
som.fio.ru/
Синтаксис современного русского языка
hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html?part-029.htm
Слова-палиндромы
tramvision.ru/words/pal.htm
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
ihtik.lib.ru/lib-ru-edu-21dec2006.html
Словарь русских фамилий
rusfam.ru/
Словарь-справочник русского языка
slovar.boom.ru/
Словесник
slovesnik-oka.narod.ru/
Словесник
slovesnik.ru
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
slovari.gramota.ru
Справочная служба русского языка
spravka.gramota.ru
Справочно-информационный портал "Грамота.ру"
gramota.ru
Теория и практика русской орфографии и пунктуации
mediaterra.ru/ruslang/
Теория текста
evartist.narod.ru/text14/01.htm
Тесты по пунктуации
repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Тесты по русскому языку
likbez.spb.ru/tests/
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")
altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Толковый словарь В.И. Даля
slova.ru/
Толковый словарь русского языка
megakm.ru/ojigov/
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
urok.hut.ru/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги
sertolovo.narod.ru/1.htm
Учебник грамоты
learning-russian.gramota.ru
«Учительская газета»
ug.ru/
Филологический портал Philology.ru
philology.ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
artint.ru/projects/frqlist.asp
Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
school-sector.relarn.ru/
Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология
learning-russian.gramota.ru
Энциклопедии и библиотеки
school.edu.ru/catalog
Этимологический словарь М.Р. Фасмера
vasmer.narod.ru
Язык русской деревни (диалектологический атлас)
gramota.ru/book/village
Ярославский институт развития образования.
Дистанционная поддержка учителей-словесников
iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm