Рабочая программа по русскому языку. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тюменяк

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

_____________Г.А.Ахмадиева Протокол № ___«__» _____2015 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________Ф.Д.Нагимова

«____» _________2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Тюменяк

________________Ф.М.Шагиев

Приказ №_____ от «__» ____2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

9 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М,М.Разумовской, П.А.Леканта». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва: «Дрофа», 2010.



Разработчик программы:

Нагимова Флюза Динисовна,

учитель русского языка и литературы,

первой категории



с. Тюменяк - 2015



Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования МО РФ

(приказ от 05.03.2004г. № 1089)

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией М.М.Разумовской (Русский язык 5-9 классы);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Тюменяк

- Учебного плана МБОУ СОШ с. Тюменяк (приказ № 141 от 27.08.2015 г.);

- Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Тюменяк (приказ № 141 от 27.08.2015 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией ММ.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык 9 класс. -М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, основной и дополнительной литературы, календарно-тематическое планирование, оценочные материалы.

Место предмета. На изучение русского языка в 9 классе на базовом уровне отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по русскому языку соответствует программе общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов при распределении часов по разделам. Программные темы распределены с учетом реального объема знаний школьников и уровнем владения умениями, а также значимостью материала для их формирования. При составлении рабочей программы изменено количество часов на развитие речи. Цель данного изменения: организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации за курс основной школы.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

-овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

-научиться писать сжатое изложение публицистического стиля;

-владеть формами обработки информации исходного текста;

-работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

-работать с бланками экзаменационной работы;

-сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Актуальность изучения данного курса.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности школьников. В целом курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения школьников.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели и задачи обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения; -

взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-продолжение текста;

-редактирование;

-конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка устных ответов

Оценка "5" ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.

Оценка "3" выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "2" выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил не менее заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка сочинений и изложений

"5"Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

"4"Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

"3"В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. - 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

"2"Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Учебно-тематический план


Тема, раздел

Количество часов

Контрольные работы (диктанты)

Развитие речи (в том числе изложения, сочинения)

1

Вводный урок. Международное значение русского языка

1

-

-

2

Повторение изученного в 5-8 классах

9

1

3

3

Сложное предложение.

3

-

1

4

Сложносочиненное предложение

7

1

1

5

Сложноподчиненное предложение

34

3

7

6

Бессоюзное сложное предложение

6

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

5

1

-

9

Повторение по орфографии и пунктуации

3

-

10

Итого:

68

Из них:6

13

Содержание рабочей программы

Введение (1 ч)

Международное значение русского языка
Повторение изученного в V-VIII класса (9ч).

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Сложное предложение (3 ч.)

Понятие о сложном предложении.Союзные и бессоюзные сложные предложения.Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.Интонация сложного предложения.

Сложносочиненные предложения (7 ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении.Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненные предложения (34 ч)

Понятие о сложноподчиненном предложении

Место придаточного предложения по отношению к главному, Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Основные группы сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Знаки препинания с сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Бессоюзные сложные предложения(6 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Интонация в бессоюзных сложных предложениях

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления и времени

Бессоюзные сложные предложения со значением условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

.

Сложные предложения с различными видами связи (5ч)

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) связи в сложных предложениях

Употребление

бессоюзной связи в сложных предложениях

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь

Повторение (3ч.)

Фонетика и графика.Лексикология (лексика) .Фразеология. Морфемика.

Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.



Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку в 9 классе

Должны:

-знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

-речевая деятельность:

аудирование:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

письмо:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения.Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

Фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

Морфемика и словообразование:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

Лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

Морфология;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

Орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

Синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.































Календарно- тематическое планирование


урока

Название разделов и тем уроков

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

План

Факт

1

Русский язык-национальный язык русского народа

1

1.09


Повторение изученного в 5-8 классах

9

2

Фонетика. Орфоэпия . Графика.

Письмо по памяти.

1

3.09.

3

Лексика. Лексическое значение слова.

1

8.09

4

Морфемика. Словообразование

1

10.09

5

Развитие речи. Текст. Стили речи.

1

15.09

6

Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация.

1

17.09

7

Систематизация сведений по морфемике, морфологии, орфографии.

1

22.09

8

Обучающее сжатое изложение. «Музыка»

1

24.09

9

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

29.09

10

Развитие речи. Типы речи.

1

01.10

Сложные предложения

3

11

Понятие о сложном предложении.

1

13.10

12

Типы сложных предложений. Средства связи между частями предложения.

1

15.10

13

Комплексный анализ текста. Обучение сочинению- рассуждению на лингвистическую тему.

1

20.10

Сложносочиненные предложения

7

14

Строение сложносочиненного предложения и средства связи между частями.

1

22.10

15

Сложносочиненные предложения, знаки препинания при них.

1

27.10

16

Урок- практикум. Сложносочиненные предложения.

1

29.10

17-18

Промежуточный контроль

2

3.11, 5.11

19

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

10.11

20

Развитие речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

1

12.11

Сложноподчиненные предложения

34

21

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

24.11

22

Виды сложноподчиненных предложений.

1

26.11

23

Виды придаточных предложений.

1

1.12

24

Синтаксический разбор СПП

1

3.12

25

Контрольный диктант «Живописная картина»

1

8.12

26

Работа над ошибками.

1

10.12

27

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

1

15.12

28

Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

1

17.12

29

Развитие речи.

Текст. Строение текста

1

22.12

30

Сжатое изложение «Речь»

1

24.12

31

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на нравственную тему.

1

29.12

32

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

31.12

33

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточным места.

1

12.01

34

Сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

1

14.01

35

Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.

1

19.01

36

Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени.

1

21.01

37-38

Текущий контроль

2

26.01,28.01

39

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

2.02

40

Развитие речи. Речевые жанры. Путевые заметки.

1

4.02

41

Сложноподчиненные предложения с придаточным цели.

1

9.02

42

Сложноподчиненные предложения с придаточным условия.

1

11.02

43

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.

1

23.02

44

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными

1

25.02

45

Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчиненные предложения».

1

2.03

46

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения».

1

4.03

47

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

9.03

48

Развитие речи. Рецензия.

1

11.03

49

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на нравственную тему.

1

16.03

50

Анализ работ. Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1

18.03

51-52

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

2

23.03. 25.03

53

Сжатое изложение. «Власть»

1

30.03

54

Развитие речи. Эссе.

1

1.04

Бессоюзные сложные предложения (7ч)

6

55

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

13.04

56-57

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

2

15.04

58-59

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения.

2

20.04. 22.04

60

Развитие речи. Деловая речь. Написание деловых бумаг.

1

27.04

Сложные предложения с различными видами связи

5

61-62

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

2

29.04, 4.05

63-64

Итоговая контрольная работа.

2

7.05, 11.05

65

Анализ контрольной работы

1

13.05

66-68

Повторение по орфографии и пунктуации

3

16.05,20.05, 23.05






















Перечень учебно-методического обеспечения, дополнительной и основной литературы

Учебник:

1.М.М.Разумовская, П.А.Леканта. Русский язык 9 класс. -М.: Дрофа, 2012..

Методическое пособиедля учителя:

  1. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса, - Москва «ВАКО», 2012

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2012.

  3. Голайденко Л.Н. Анализ текста как основа успешной подготовки к экзаменам в новой форме, Уфа:Вагант, 2010

  4. Закирьянов К.З. Сборник текстов для изложений на русском языке в 5-9 класса. -Уфа: Китап, 1999

  5. Закирьянов К.З. Современный русский язык. Сборник упражнений. - Уфа: Китап, 2009

  6. Кучина Т.Т., Лебедев А.В. Как написать сочинение и изложение. - Ярославль: Академия развития, 2006

  7. Ладыженская Т.А., Ивченков П.Ф. Система обучения сочинениям в 5-9 классах. -М.: Просвещение, 1991

  8. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..

  9. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. - Р.-на-Д.: Легион, 2009

  10. Рыбченкова Л.М. Экзаменационные изложения по русскому языку. -М.: Экзамен, 2008

  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2014 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2013.

  12. Ситникова Л.Н., Энсани Р.Ш. Диктанты и изложения. 9-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2009

  13. Торкунова Т.Т. Как писать сочинение. -М.: Айрис-пресс, 2003

  14. Ткаченко Н.Г. Тесты по русскому языку в 9 классе 1,2 ч. -М.: Айрис-пресс, 2006

  15. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2009.

  16. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.

  17. Шклярова Т.В., Трунцева Т.Н. Изложения 9-11 классы.- М.: Изд. «Грамотей», 2009

  18. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2003

Дополнительная литература для учителя:

1. Анненкова И.Н. Русский языки в тестах и упражнениях. -С-П.: Издательский дом «Литера», 2009

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория и практика. -М.: Просвещение, 1995

3. Березина С.Н., Борисов Н.Н. Русский язык в схемах и таблицах. - М.: Эксмо, 2012

3. Бранина А.А. Русское слово в языках мира. -М.: Просвещение, 1978

4.Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс.- М.: ООО «5 за знания», 2010

5. Водолазькая С.В. Предметная неделя в школе. - Ростов-на-дону: Феникс, 2009

6. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 9 класс, - Москва «ВАКО», 2011

7. Закирьянов З.К. Трудные случаи лингвистического анализа языковых единиц. - Уфа: Китап, 2010

8. Иванова В.И. Занимательно о русском языке. -Ленинград: Просвещение, 1990

9. Львова С.И. Русский язык. ГИА - 2014: сборник заданий. - М.: Эксмо, 2013

10. Миронова Н.И. Русский язык в схемах и таблицах. - М.:Эксмо, 2011

11. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2009

12.Розенталь Д.Э. Современный русский язык. -М.: Айрис-пресс, 2009

13. Стрелкова Л.Ф. Русский язык. Литература. 5-11 классы. Технология проблемного и развивающего обучения. -Волгоград: Учитель, 2013

14. Ушаков М.В. Работа на ошибками как средство поднятия грамотности учащихся. -М.: Просвещение, 1981

Пособия для учащихся:

1. .Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. -М.: Просвещение, 2009

2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. -М.: ТЦ «Сфера», 2013

3.Сенина Н.А.. Тесты для промежуточной аттестации. 9 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2013

4.Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2014 год: Предпрофиль-ная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2013.

Справочная литература

1.Абуталипова Р.А., Камалетдинова А.В. Русско-башкирский словарь терминов по методике преподавания языков. -Уфа: Китап, 2009

2.Азнабаева Ф.Ф. Русско-башкирский словарь, -Уфа: Китап, 2009

3.Быстрова Е.А., Окунева А.П. Краткий фразеологический словарь русского языка. -С.-П.: Просвещение, 1994

4.Лопатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1991

5.Неусыпова Н.М. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1993

6.Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. -М.: Просвещение, 1983

7.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: ООО «ИТЦ - Технологии», 2008

8.Саяхова Л.Г, Сахипова З.Г. Русско-башкирский учебный словарь. - Уфа: БКИ, 1986

9.Усманова М.Ф. Башкирско-русский словарь синонимов. - Уфа: Китап, 2010

10.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. -М.: Просвещение, 1984

Интернет-ресурсы

1..repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

2.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

3.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

4.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

5.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

6.all.edu.ru/ - Все образование Интернета

7.fipi.ru/








Входной контрольный диктант № 1

по теме: «Повторение изученного в 5-8 классах».

Ходит осень по русской земле…

В просторных полях плавает над росой синяя паутина, медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей, бесконечных и нудных. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.
В лесу необычайно тихо. Все замерло и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.
Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они либо надменно молчат, либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (150 слово). (По В. Белову)

Контрольный диктант № 2

по теме: «Сложное предложение».

Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (157 слов). (По И. Бильфельду)

Грамматическое задание.

  1. Найти и подчеркнуть обособленные определения и обстоятельства.

Контрольный диктант № 3

по теме: «Сложноподчиненные предложение».

В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой?

Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, - живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.

Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.

Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.

Я плыл в мир русской сказки - в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи - островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (166 слов). (По Е. Осетрову)

Грамматическое задание.

  1. Найдите СПП-я с придаточными времени, с придаточными изъяснительными, с придаточными определительными.

Контрольный диктант № 4

по теме: «Сложные предложения с различными видами связи».

Неземная любовь.

Однажды молодой человек писал письмо своей возлюбленной, которая жила в нескольких километрах отсюда, в соседнем селении. Он говорил ей, как сильно он ее любит и какой восхитительной ее считает. Ее серебряный голос, по его словам, можно слушать вечно: он музыка, украшающая бесцветные сумерки жизни. Ее глаза как две звезды, превращающие ночной мрак в волшебный мир. Он ее никогда никому не отдаст, и ни у кого никогда не было и не будет такой девушки.

В конце он добавил, что, для того чтобы быть с ней, он готов перенести величайшие испытания, столкнуться с непреодолимыми препятствиями, какие только можно представить человеку. Ради нее он бы, не задумываясь, забрался на самую неприступную вершину, переплыл бы самую широкую реку и в дремучем лесу голыми руками сражался бы с самыми свирепыми зверями.

Письмо закончено, и тут он вспомнил, что забыл упомянуть нечто важное, и добавил: «Увидимся в среду, если, конечно, не будет дождя».

Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор предложения «В конце он добавил, что, для того чтобы быть с ней, он готов перенести величайшие испытания, столкнуться с непреодолимыми препятствиями, какие только можно представить человеку»

Приложение 2

Развитие речи. Сжатое изложение № 1

Олимпийские игры


Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему все страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить Игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся в ожидании зрители… И наконец, раз в четыре года, знаменитый день настает…

Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпии, символизирует собой мир и дружбу всех народов.

Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский факел и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.

Почему впереди всех идут спортсмены Греции? А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры. Только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности. Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром. Но история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии, о блеске и рекордах древних Игр (246 слов). (По Е. Озерецкой)

Информация о тексте для сжатого изложения.

Микротемы:


  1. Подготовка к Олимпийским играм

  2. Олимпийский огонь

  3. Путь Олимпийского факела

  4. Родина Олимпийских игр


Развитие речи. Сжатое изложение № 2

Власть

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно. Выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми - это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

(По Михаилу Литвиновичу Литваку)

Информация о тексте для сжатого изложения.

Микротемы.

1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

2. Люди, которые любят командовать везде ти всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.

3. Командовать и управлять - это разные понятия: управлять людьми - значит брать ответственность за поступки на себя.

Развитие речи. Сжатое изложение № 3

Нравственность

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека - нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (По А. Никонову). (135 слов)

Информация о тексте для сжатого изложения.

Микротемы.

1) В основу нравственности входят жизненные ценности.

2) Нравственность определяется выбором поступка человека - нравственного или безнравственного.

3) Только совесть может обеспечить нравственное поведение.

Развитие речи. Сжатое изложение № 4

Лесные пожары

Лесные пожары - опасные гости на просторах средней полосы России, которые ежегодно приносят много бед. В огне оказываются ценные лесные массивы, выгорают почвы, уничтожаются растения, погибает множество лесных зверей, птиц и насекомых. Ядовитые продукты горения смываются дождями в реки и озера и загрязняют окружающую среду.

Для эффективной борьбы с лесными пожарами привлекают службу по надзору за лесом и отряды волонтёров из местных жителей. В случае возгорания большой площади на помощь приходят подразделения МЧС и вооруженных сил. Используется даже специальная пожарная авиация: самолеты и вертолеты сбрасывают тонны воды на самые труднодоступные участки.

Однако в некоторых случаях большой пожар можно предупредить с помощью локального сжигания сухостоя, который является самым опасным горючим материалом в лесу. Эту акцию нельзя проводить необдуманно, «на авось»: она заранее тщательно планируется специально обученными профессионалами - смотрителями леса. Поэтому интенсивность искусственных возгораний всегда находится под контролем и не представляет опасности для леса и его обитателей. (144 слова)

Информация о тексте для сжатого изложения.

Микротемы.

1. Лесные пожары в средней полосе России наносят большой вред окружающей среде.

2. Для борьбы с лесными пожарами привлекают надзорные службы и местных жителей, а в случае большого возгорания - части МЧС, армию и авиацию.

3. В некоторых случаях пожар можно предупредить с помощью локального сжигания сухостоя.


© 2010-2022