Внеклассное мероприятие «С русским языком можно творить чудеса»

Внеклассное мероприятие: «С русским языком можно творить чудеса»  Цель мероприятия:  Пробуждение интереса к русскому языку;            Воспитание любознательности, зоркости к фактам и явлениям языка;            Повышение речевой культуры школьников.  Форма мероприятия: Устный журнал. Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  /А.И. Куприн/ 1-страница - « В мире мудрых мыслей». 2-страница - « Страничка поэзии» 3-ст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «С русским языком можно творить чудеса»


Цель: Пробуждение интереса к русскому языку;

Воспитание любознательности, зоркости к фактам и явлениям языка;

Повышение речевой культуры школьников.


Форма: Устный журнал.

Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». /А.И. Куприн/

1-я страница - « В мире мудрых мыслей».

2-я страница - « Страничка поэзии»

3-я страница - « Почему мы так говорим?»

4-я страница - « Правильно ли мы говорим?»

5-я страница - « Понемногу о многом...»

1-я страница: « В мире мудрых мыслей».

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Наш устный журнал мы посвящаем великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку. Первая его страница называется «В мире мудрых мыслей». На этой странице - высказывания великих людей о русском языке.

1-ый ученик. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку.

2-ой ученик.

«Русский язык!

Ты - светоч и звон,

Ты - цветенье народа,

Ты в бурях кровавых столетний возник.

О тебе - справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий, великий язык!»

3-ий ученик Прекрасные мастера слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык.

В своем стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев называет язык «великим, могучим, правдивым, и свободным». «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - писал он.

4-ый ученик. Замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

Ведущий. А теперь послушайте несколько высказываний о русском языке. Ваша задача определить, кому принадлежат эти слова.

1.«С русскими в веках мы породнились, словарем, языком обменялись. Одни песни у нас родились. И события одни воспевались»

(Ответ: Классику татарской литературы Габдулле Тукаю)

2. « Твой язык-язык борцов и мудрецов - стал первым языком народов».

(Ответ: Народному поэту Башкирии Мустаю Кариму)

3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

(Ответ: Классику русской литературы И.С.Тургеневу)

4. « Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

(Ответ: К.Д.Ушинскому)

5.«Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

(Ответ: Классику русской литературы А.Н.Толстому)

6. «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

(Ответ: Классику русской литературы А.С.Пушкину)

2-ая страница журнала: «Страничка поэзии»

Ведущий. Вторая страница нашего журнала называется «Страничка поэзии» эпиграфом к этой странице мы взяли слова писателя К.Г.Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

В эту страницу мы включили стихи, высказывание писателей, поэтов и государственных деятелей, в которых говорится о русском языке как о языке передовой науки и культуры. Объявляется конкурс чтецов. (Учащиеся читают наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева, стихотворение А.Я.Яшина «Русский язык», высказывания К.Г.Паустовского, К.Д.Ушинского, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и др.)


3-я страница журнала: « Почему мы так говорим?»

Ведущий. Третья страница журнала называется «Почему мы так говорим?» В ней мы вам расскажем об устойчивых выражениях, которые часто употребляем в своей речи.

1-ый ученик. Выражение «баклуши бить». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть /бить/ баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши - заниматься пустяками, бездельничать.

2-ой ученик. Выражение «где раки зимуют». В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом очень трудным. Выражение «Я ему покажу, где раки зимуют» употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.

3-ий ученик. «Калачом не заманишь». Русские до века ели ржаной хлеб /как бедные, так и богатые/. Из пшеничной муки лишь на праздники пекли калачи и считали их большим лакомством. Калачом не заманишь - никакими лакомствами, никакими обещаниями не заманишь.

4-ый ученик. «Канитель тянуть». В старину медные, золотые и серебряные нити для вышивки заготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: канитель тянуть /медлить, мешкать/.

5-ый ученик.. «Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше /иногда и лишнее - вот откуда «пересолил»/. А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорили: ушел не солоно нахлебавши.

Ведущий.

В разговоре мы часто слышим такие выражения «спустя рукава», «сломя голову», «с глазу на глаз», «светлая голова», «семь пятниц на неделе», «взять себя в руки», «до седьмого пота» и т.д. Такие фразеологические сочетания придают необычайную яркость, остроту и выразительность нашей речи, поэтому мы охотно и часто пользуемся ими.

Разминка для зрителей: объясните значение данных фразеологизмов:

спустя рукава -

сломя голову -

с глазу на глаз -

светлая голова -

семь пятниц на неделе -

взять себя в руки -

до седьмого пота -

на лбу написано -

на огонек зайти -

4-я страница. « Правильно ли мы говорим?»

Ведущий. Четвертая страница журнала посвящена культуре речи, она называется «Правильно ли мы говорим?» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова великих писателей: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка - есть борьба за орудия культуры» /М.Горький/

«Будьте скупы на слова. Пусть каждое из них, как стрела, бьет прямо в цель» /А.Толстой/

1-ый ученик. Нам дан в наследство богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство. Иной раз мы небрежно относимся к употреблению слова. Особенно мы допускаем много ошибок при ответах на уроке. Послушайте и посмотрите, как мы отвечаем иногда на уроках.

Небольшая инсценировка.

Автор. Идет урок русского языка.

Учитель. Что обозначает имя существительное?

Ученик. Ну вот, значит, имя существительное - это часть речи ну, как ее там? Ага! Вспомнил, часть речи, которая обозначает, значит, предмет. Отвечает, вот, на вопрос кто или что, значит. Вот!

Учитель. А теперь смотрите, ребята, я проделаю фокус, и ответ ученика прозвучит правильно:

  • Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

- Что я сделал? Просто выбросил лишние слова.

2-ый ученик. Каждое слово в русском языке имеет большое значение. Об этом хорошо сказал В.Шефнер в своем стихотворении «Слова».

Много слов на земле,

Есть древние слова-

В них весеннего неба

Сквозит синева.

Есть слова - словно раны.

Слова - словно суд.

С ними в плен не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Слово может полки

За собой повести.

Словом можно продать

И предать, и купить.

Словом можно в разящий

Свинец перелить.

Ведущий. Вот видите, ребята, какое большое значение имеет каждое нами сказанное слово. Русский язык является одним из развитых и красивых языков современности. И мы все должны бережно и требовательно относиться к нему. Говорить правильно, красиво, это значит не только соблюдать правила произношения, подбирать нужные по смыслу слова. Для этого надо изучать русский язык, постичь его законы. Страницу журнала мы завершаем стихотворением грузинского поэта И.Гришашвили « Овладей русской речью».

3-ый ученик.

Ты родной владеешь речью,

Бойко говоришь,

Эта речь полна величья,

Гордой простоты,

Русский же язык неважно

Знаешь ты, малыш!

Слушай потому поэта,

Будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью

Хорошо владеть.

5-я страница: «Понемногу о многом...»

Ведущий. Последняя страница устного журнала посвящена занимательным играм. Участниками являются зрители, разделимся на две команды.

Первая игра называется « Превращение слов».

Задание 1-й команде: превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

/ Ответ: ночь - ноль - соль - соло - село - сено - сень - день/

Задание 2-й команде: превратите «тесто» в «булку», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

/ Ответ: тесто - место - месть - масть - пасть - паста - каста - каска - качка - пачка- палка - балка - булка/

Ведущий.

Вторая игра называется «Конкурс знающих». Задание: надо заполнить свободные клетки таблиц, подобрав слова, начинающиеся с указанных букв.

Побеждает та команда, которая быстро и безошибочно заполнит клетки.



У




М




Н




И




К




И




У




М




Н




И




Ц




Ы




Ведущий.

Третья игра «Грамматическая эстафета». Вы получите карточки с заданиями. Задания одинаковы для обеих команд. Побеждает та команда, которая раньше всех закроет все клетки своей таблицы и даст правильные примеры.

Слова для карточек:

1.Одержать ... 2. Лишиться ... 3. Светлая ... 4. Потерпеть … 5. Зарубить… 6.Как снег… 7. Кто лес… 8. Голубь… 9. Вывести… 10. Гладить… 11. Знать… 12.Вывести…


Слова для таблиц:

1.… победу. 2. … чувств. 3… голова. 4… поражение. 5. ... на носу. 6. …на голову. 7. …кто по дрова. 8. …мира. 9. …на чистую воду. 10. … против шерсти. 11. …как дважды два. 12. …на чистую воду.

Ведущий. Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала. Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его высокой национальной культуры и славной исторической судьбы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещут зеркальностью русского слова -

Выучи русский язык! /Сабир Абдулла, узбекский поэт/


© 2010-2022