ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

Сборник дидактических материалов для проведения текущего и итогового контроля знаний по основным разделам курса русского языка в 5 классе, карточки для индивидуальной работы, контрольные и проверочные диктанты с грамматическими заданиями, тесты. Зачетная работа  по теме «Фонетика. Графика». Проверочная работа по теме  «Главные члены предложения». Проверочная работа по  теме «Словосочетание». Зачетный материал по теме  «Морфология». Тест по теме "Морфология".  Зачетный материал по теме  «Морфемик...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Е. М., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА « ФОНЕТИКА. ГРАФИКА».

К-1. Расположи названия разделов русского языка в алфавитном порядке.

Фонетика, морфология, орфоэпия, графика, орфография, пунктуация, лексика, синтаксис, морфемика, грамматика, словообразование.

К-2. Раздели слова 1) на слоги, 2) для переноса: всплеск, стресс, мостик, вышка, осень, улей, закричал, буря, мгла, небеса, пожелтевшие, роняет, великолепные, лежит, голубые, юла, деревья, юность, рябинушка, подъехали, огоньки, выросла.

К-3. Спишите, поставьте ударение: арбуз, верба, документ, компас, километр, инструмент, молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота, столяр, предмет, статуя, торты.

К-4. Спишите, поставьте, где нужно Ь. ОБРАЗЕЦ: печь- сущ, 3 скл.

Врач_, доч_, видиш_, не плач_, скрипуч_, настеж_, рож_, еш_, луч_, луж_, разбереш_, пляж_, замуж_.

К-5. Вставьте пропущенные буквы.

На ц?почках они прокрались в комнату. На ц?почках приходит в ц?рк ц?ган и начинает танц?, а на ц?новке молодц? надели на ц?пленка панц?рь. Малыш видел в ц?рке, как фокусник вынул из ц?линдра живого кролика.

К-6. Вставьте буквы и знаки препинания, если нужно.

Перед Нильсом распахнулась дверь и мальчик вош?л. Хозяин улыбался поч?тному гостю. В магазине было все ш?лковые ткани и игрушечные щ?гольские ж?кеи на лошадях, вкусные ж?луди из ш?колада и даже ч?рный рыцарский плащ?. Но Нильс не мог купить даже деш?вой расч?ски: денег у него не было.

КД С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. «НА ОХОТЕ».

Я охотился в знакомой местности. Эти окрестности были известны своими озерами и тучными пастбищами.

На озере было много уток. Но день был ненастный, и дул сильный ветер(4). Он нагонял волну, завертывал крупные листья кувшинок(4). Они то здесь, то там вставали на ребро и так колыхались, что тоже были похожи на плавающих уток. Я пристально вглядывался, но не мог разобрать, где листья, а где дичь. Тогда я послал собаку в тростниковые заросли, она стала выгонять уток. Я на цыпочках подошел ближе.

Вечерело. Солнце озолотило древесную кору прибрежных березок. Я разостлал черный плащ и присел отдохнуть. Вдруг с озера подул ветер. Он был резок и колюч. По небу проплывало много туч.

Я возвратился домой совсем(1) поздно(1).



ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».

К-1. Допиши нужное окончание.

У Толстого было восемь дет_ и двадцать шесть внук_. Некотор_ из них написал_ о нем воспоминания. Его внук, Сергей Сергеевич, вспоминал об «урок_ жизн_», которые давал ему дед. Лев Николаевич делал это так незаметно, что внук оценил их, только став взросл_. Воспоминании_ об «урок_ на цел_ жизнь» внук делит?ся с читател_

.

К-2. Спиши, выдели морфему, на месте пропуска поставь С- или З-.

Кирпичное _дание, _делать ящик, _давать экзамен, жить _десь, _беречь знамя, _дешний житель, _дуть перышки, ярко _гореть, крепкое _доровье, _бросить груз, ни _ги не видно.

К-3. Вставьте буквы, обозначьте морфему, в которой пропущена буква.

Сибирь б_гата з_л_тыми р_ссыпями. Поезд ш_л по р_списанию, после р_спуска лагерей мы поехали по д_мам. Закончился очередной р_зыгрыш. Р_зыск произведен тщательно. До наших дней сохр_нилась стен_ая р_спись в_ликих рус_ких м_стеров Андрея Рублева и Симеона Ушакова. У под_езда ст_яли широкие р_звальни.

К-4. Раскройте скобки, образуя слова с данными приставками.

БЕЗ- ( известный, интересный, исходный); ПРЕД- (идущий);

ОТ- (играть, искать); ПОД- (итожить, искать); РАЗ- ( искать); РОЗ- (игра).

К-5. Вставьте буквы, графически обозначьте орфограммы.

Сквозь туман проб_рается луна. На востоке зан_мается з_ря. Все заст_лает дым. Улицы уп_рались в голые скалы. К ночи соб_рется дождь. Луч солнца к_снулся вершины утеса. З_рница нач_нала ярко бл_стеть на востоке. Г_рит свечи ог_рочек. Над седой р_вниной моря ветер тучи соб_рает.

К-6. Вставьте буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж_лтые гвоздики подн_мались над ш_лковой травой. Уходит ночь без ш_роха. В жестяном ж_лобе стучали тяж_лые капли. Доктор превязал мне ож_ги. Ветер балтийский всю площадь ож_г. В берег бьется ч_рный ч_лн. В тиши слышен чей-то ш_пот. Они жили в ветхих трущ_бах. Сумрак царит в лесной чащ_бе.

К-7. Вставьте буквы, графически обозначьте приставку.

Пр_клеить марку, пр_вернуть гайку, пр_колоть бант, пр_влечь внимание, пр_двинуть шкаф, пр_коснуться к стеклу, пр_следовать оленя, пр_зирать врага, пр_одолеть пр_пятствие, пр_зидиум собрания, пр_зидент республики, пр_забавное пр_ключение, пр_хорошенький ребенок, опасный пр_ступник, пр_бывать поездом, проездом пр_бывать в Москве, пр_морский город, пр_школьный участок, пр_нять решение, хороший пр_ятель.

КД « В ЛЕС ЗА ЧУДЕСАМИ».

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.

«Советую тебе, Сережка, присмотреться осенью к лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Везде желтый цвет. Деревья горят тихим огнем. Вот на ветку березы садится дятел, он тихонько касается ствола клювом(4). Я снимаю красавца, а он продолжает преспокойно сидеть.

В обед присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

Тест по теме «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

1. Слова с различным лексическим значением получаются:

а) при образовании однокоренных слов;

б) при изменении формы слова.

2. Если просклонять или проспрягать слово, то получится:

а) форма одного и того же слова;

б) однокоренные слова.

3. В какой группе даны формы одного и того же слова?

а) новый, новость, новизна;

б) новый, новое, новую.

4. Укажите, в какой форме употреблено слово уходишь:

а) глагол в форме настоящего времени, во втором лице,

в единственном числе;

б) глагол в форме прошедшего времени, в первом лице, во множественном числе.

5. Окончание имени существительного обозначает:

а) падеж и число;

б) род и число;

в) лицо и число.

6. Какая часть речи не имеет окончания?

а) числительное;

б) наречие;

в) глагол,

7. Основа слова - это:

а) часть изменяемого слова без окончания;

б) часть изменяемого слова без приставки;

в) часть изменяемого слова, без суффикса и окончания.

8. Где заключено лексическое значение слова?

а) в корне;

б) в основе.

9. Какая часть слова находится перед корнем и служит для образования слов;

а) приставка;

б) суффикс;

в) основа.

10. Назовите корень в слове безвредный:

а) -без-;

б) -вред-;

в) -вредн-.

11. Назовите суффикс в слове голубоватый:

а) -ов-;

б) -ат-;

в) -оват-;

г) -ова-.

ЗАЧЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

К-1.Расставьте, где нужно, кавычки.

Книга Астрид Линдгренд Мио, мой Мио; кинофильм Снежная Королева, рассказ Чехова Хамелеон, пьеса Евгения Шварца Дракон, кинотеатр Россия, газета Кот и Пес, журнал Трамвай.

К-2. Составь СЛВ, согласуя сущ и прил по роду. Укажи род сущ.

Имя- известный, фамилия-знакомый, гортань-напряженный, госпиталь-военный, деталь-запасной, тюль - красивый, лазурь-светлый, изморозь-белый, снегирь-красногрудый, рысь-хищный, шампунь-новый.

К-3. Допиши окончания, укажи род сущ.

Нельзя быть так_ неряхой, сын. Эт_ маленьк_ непоседа не сидел спокойно. Мой брат Витя - настоящ_ забияка. Лена - известн_ тихоня. Ваш Вовочка - очень избалованн_ дитя. Вера Ивановна - лучш_ кондуктор в автобусном парке. Залит_ солнцем Миссисипи катил_ свои воды.

К-4. Образуй форму И.п. мн.ч., поставь ударение.

Директор-...., инспектор-..., катер-..., колесо-...., мех-....., якорь-...., бухгалтер-...., ветер-....., инженер-...., лектор-...., месяц-....., почерк-...., лист(бумаги)-......, лист(дерева)-....., зуб(тигра)-...., зуб(пилы)-....

К-5. Вставь окончания, укажи склонение и падеж этих сущ.

Без букв и грамматик_ не учатся и математик_. На хорошей лошадк_ по дорожк_, а на похой - по сторонк_. Похвалы вредят дружб_. Не бывать шишк_ на рябинк_. Из поговорк_ слова не выкинешь. На чужбин_ и собака тоскует. Хорошо птичк_ в золотой клетк_, но лучше на зеленой ветк_. Знал друга в радост_, не оставляй и в горест_. Злой плачет от завист_, а добрый от радост_. Набирайся ума в учен_, а храброст_ - в сражен_.

К-6.Вставь, где нужно буквы, подчеркни разносклоняемы сущ.

В пут_ мне часто вспоминалось пламя родного племен_, время от времен_ я ставил ногу в стремя и, подняв древко родного знамен_, крича имя своего врага, скакал много часов без отдыха. Потом уставал, сходил с коня и припадал к вымен_ дикой козы, жевал семена пшеницы с заброшеннго поля, помня о своем тяжелом бремн_, чесал поредевшее темя.

К-7. Раскрой, где нужно, скобки.

После (не)погоды засветит солнце. Ум определяется (не) возрастом, а головой. Каждая (не) удача прибавляет ума. (не) правдой (не) проживешь. (не) друг поддакивает, а друг спорит. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

К-8. выпиши из предложения СУЩ., укажи их род, число, скл, падеж.

А воля, а простор, а природа, а прекрасные окрестности города, душистые овраги и поля, а розовая весна и золотистая осень - разве не были нашими воспитателями?

Выбери верный ответ.

  1. Морфология изучает:

а) способы образования слов и их строение

б) звуки и буквы

в) слова как части речи.


  1. Части речи русского языка делятся на

а) самостоятельные и служебные

б) самостоятельные, служебные и междометия.


  1. Служебные части речи служат

а) для связи слов в словосочетании

б) для связи слов в словосочетании и предложении

в) для связи слов в словосочетании и предложении, связи частей сложных предложений.

4.Часть речи определяется по следующим признакам

а) по грамматическому значению и синтаксической роли

б) по грамматическому значению, морфологическим признакам, строению и синтаксической роли

в) по грамматическому значению, морфологическим признакам, синтаксической роли


  1. Распредели слова на 2 столбика: одушевленные- неодушевленные существительные.

Кот, снег, матрёшка, цвет, диван, сирень, куст, комар, страус, отец, балкон, дуб, любовь, мертвец, шоссе, цыган, слесарь, кондуктор, фарфор, читатель, ходьба.


  1. Спиши. У СУЩ. укажи род, число, скл, падеж. Выполни задание.

Доктор3 возвращался домой. Он ехал по широ­чайшим асфальтовым улицам, которые были осве­щены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком3. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара3.

ЗАЧЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ « МОРФОЛОГИЯ».


  1. Раздели слова на слоги и для переноса. Пример: до/ро/га, до-ро-га.

Вызрела, листок, библиотека, яма, объект, воробьи, свекла, подъезжать.


  1. Разобрать слова по составу: лес, лесник, лесничий, лесной, лесовод, подлесок.

2А. Маленький, услышишь, старичок, предугадаешь, старушка, водолаз, поднебесный.


  1. Определить спряж. и время глаголов: поплывут, звенят, зашумит, присел, кричишь, напишет, сдал.


  1. Подобрать проверочные слова, выделить корень.

А) Погл_дел, посм_трел, вым_стить, оп_здал, отг_няет, пож_лел, пос_дел на лавочке, пос_дел от горя, ненас_ный день, прекрас_ный праз_ник, отв_рил овощи, отв_рить дверь, пол_скает белье, прил_скать щенка.

Б) Оши(б/п)ка, коро(б\п)ка, кА(т\д)ка, руба(ш\ж)ка, фура(ш\ж)ка, кана(в\ф)ка, ко(с\з)ьба, у(с\з)кий, сва(т\д)ьба, зама(с\з)кА, моло(т\д)ьба, ни(з\с)кий, про(с\з)ьба, ко(с\з)ьба, ко(ф\в)та, укла(д\т)ка.

5. От данных слов образуйте по 2 однокоренных слова, выделите корни, обозначьте орфограмму «Буквы И,У,А после шипящих».

Жир, час, чудо, жить, чашка, жюри, машина, шины, брошюра, парашютист, чаща.

6. Запишите, раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки.

Образец: (В)бежал (в)комнату - Вбежал в_ большую комнату.

(до)бежал (до) школы, (за)шел (за) товарищем, (от)плыл (от) берега, (на)ехал (на)кочку, (в)нес (в) дом вещи, (у)скакал (на) коне.

7. Обозначьте спряж. гл., образуйте формы 3л ед ч, 2л ед ч., выделите окончания глаголов.

Образец: спать- 2 спр., он спит, ты спишь.

А) Слышать, цвести, стричь, кататься, бороться.

Б) видеть, ходить, печь, застыть, растаять.

8. От слов КТО, ГДЕ, ЧТО образуйте при помощи -ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- неопределенные местоимения

Обозначьте дефис. С одним из слов составьте предложение.

9. Придумайте и запишите 2 предложения со словами: охотится\ охотиться или бояться\боятся.

10. ИГРА «Кто больше?»( подобрать однокоренные слова к данному слову)

Бег, бегун, беглец, беженец, беглый, бежать, беговой, разбег, перебежчик.

11. ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ(51 СЛОВО).

Светает. Я беру весла и иду к реке. Пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю от берега в тумане. Восток розовеет. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив. ( К. Паустовский).

Тест по теме «МОРФОЛОГИЯ»

1. Имя существительное избушка:

а) одушевленное;

б) неодушевленное.

2. Имя существительное город:

а) собственное;

б) нарицательное.

3. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание -а:

а) инженер;

б) офицер;

в) профессор;

г) тренер.

4. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание -ов:

а) валенки;

б) носки;

в) макароны;

г) дела.

5. В каком случае слово орел заключается в кавычки:

а) город Орел;

б) теплоход Орел;

в) птица орел;

г) горный орел.

6. Какое из данных существительных имеет только единственное число:

а) студент;

б) молодежь;

в) юноша;

г) девушка.

7. Вставьте нужную букву в слове врач...м:

а) ё;

б) о;

в) е

8. Какого рода слово кофе?

а) женского;

б) мужского;

в) среднего.

9. Найти краткое прилагательное:

а) красива;

б) синий;

в) холодно (зимой).

10. Вставьте нужную букву в слове холщ...вый:

а) о;

б) е;

в) ё .

11. Нужен ли ь на конце слова колюч...?

а) да;

б) нет.

12. Краткие прилагательные изменяются:

а) только по родам;

б) по родам, падежам и числам;

в) по родам и числам.

13. Найдите глагол совершенного вида:

а) ушел;

б) рисую;

в) мыл.

14. Найдите глагол несовершенного вида:

а) попросил;

б) купили;

в) прочитаю;

г) строить.

15. Найдите группу глаголов, неверно отнесенных к первому спряжению:

а) брить, мыть, писать, дышать;

б) веять, сеять, рисовать, гулять;

в) колоть, покупать, полоть, бороться.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».


  1. Выписать из предложения СЛВ, обозначить главное и зависимое слова, построить схемы.

1В: Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

2В: Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.


  1. К -1. Выписать СЛВ «сущ+ сущ». К -2. Выписать СЛВ «сущ+ прилаг»

  2. 1едем направо, 4 резкий удар, 1беседа за столом 4 поздним вечером

2 в синюю высь, 5 тетрадь ученика, 2густых елей 5на вершине горы

3 помощь друга. 6Ударом палки. 3вырос большим 6 на дальнем лугу.

К-3 .Выписать СЛВ «гл + сущ»

1подарить книгу 2 вода залила 3 подбежал к дому

4росли рядами 5 стекло чистое 6 уходим в море.

К-4. Найти СЛВ, указать № , построить схему.

1 По лесной тропинке 2около дома 3побежал к реке 4искрится звезда

5 шел и думал 6свежим утром 7разбросал листья 8синие и красные.

К-5. Выписать глагольные СЛВ( гл+ сущ/наречие/местоим с предлогом). Задать ?

1 Принес тетрадь 2 сверкали молнии 3 красный оттенок

4 написал хорошо 5ручка двери 6 смотрел на нее.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

1. Выписать предлож., с подлежащим сущ. Обозначить грам. основу.

1 Я иду берегом реки. 2 Грянул майский гром.

3 Карандаш принес мне брат. 4 Всякий радуется весне

2. Выписать предлож . с подлежащим местоимением. Обозначить грам. основу.

1 Встает заря во мгле холодной. 2 Все дружно зааплодировали.

3 Долго смотрели мы вслед стае птиц. 4 Никто не плывет по опасной реке.

3. Выписать предлож. со сказуемым глаголом. Обозначить грам основу.

1 Земля - наш общий дом. 2 Я люблю свой край.

3 Небо сегодня чистое. 4 Кудри берез расчесывает ветер.

4 Выписать предлож. со сказуемым сущ. Обозначить грам основу.

1 Пахуч весенний ландыш! 2 Гранит - прочный камень.

3 Лес - наше спасение от засух. 4 Повторенье - мать ученья.

5 . Выписать предлож. со сказуемым прилагательным. Обозначить грам основу.

1 Радостна, шумна и цветиста весна! 2 Над тайгой поднялось солнце.

3 Хороши большие белые ромашки! 4 Амур - самая длинная река в России.

6. Теория.

- Что составляет грамматическую основу предложения?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.

- Какими частями речи может быть выражено сказуемое? Приведите примеры.




ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ.

Зачетная работа по теме «Фонетика. Графика».

Проверочная работа по теме «Главные члены предложения».

Проверочная работа по теме «Словосочетание».

Зачетный материал по теме «Морфология».

Зачетный материал по теме «Имя существительное».

9

© 2010-2022