Проект на тему: «Формирование грамотности чтения у учащихся основной школы в работе с текстами»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П Р О Е К Т

на тему: «Формирование грамотности чтения у учащихся

основной школы в работе с текстами »

Выполнили : 1.Джуматаева К. И

2. Казымова К .Т

Руководитель проекта:

Молдагалиева З Ж

Дата 21.06.2015г

Уральск-2013

Содержание

І Введение…………………………………………………………

1 Актуальность опыта …………………………………………..

2 Условия возникновения опыта……………………………..

3 Ведущая педагогическая идея………………………………

4 Цель опыта……………………………………………………..

5 Ожидаемые результаты……………………………………..

ІІ Основное содержание проекта…………………………….

1Принципы педагогической деятельности………………….

2 Теоретическая база опыта…………………………………..

3 Технология опыта……………………………………………..

ІІІ Критерии оценки эффективности проекта………………

ІҮ Глоссарий............................................................................

Ү Библиографический список................................................

ҮІ Приложение.........................................................................

Цель проекта: Создание условий для развития читательской

грамотности учащихся основной школы в работе с

текстами.

Задачи:

-научить находить и извлекать информацию в тексте, заданную в

явном или неявном виде;

- научить интегрировать сообщения текста;

-осмыслить и оценить текст;

- находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде; интерпретировать текст; осмысливать и оценивать его.

-уметь размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения.

- научить применять разные стратегий чтения





Основное содержание проекта

Функциональная грамотность- это успешное применение своих универсальных ЗУН в различных жизненных ситуациях.

В исследовании PISA под грамотностью чтения понимается способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и умение использовать прочитанное для осуществления жизненных целей. При оценке грамотности чтения учитываются три аспекта : формат материалов для чтения, тип задания, ситуации или цели использования текста.

В исследовании оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста : нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия на содержание текста или его форму, их оценка.

Для оценки умения находить информацию в тексте используется задания при выполнении, которых обучающемуся требуется просмотреть текст, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, выраженной в иной (синонимической )форме, чем в вопросе.

Для оценки умения интерпретировать текст обучающимся предлагается сравнить различную изложенную информацию в тексте, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных мыслей автора или уловить суть текста.

Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо: обучающейся, выполняя задания должен связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире , привести доводы в защиту своей точки зрения.

В настоящее время не случайно так много говорится о необходимости обучать школьников работе с источниками знаний. Сам факт постановки такой задачи свидетельствует о том, что в этой области далеко не всё благополучно.

С этим неблагополучием сталкиваются многие: учителя, родители, библиотекари. Неумение школьников работать с книгой обнаруживается и при проведении научных исследований. Среди проверенных учащихся VII-IX классов школ Москвы, Суздаля и Орши только 0,3% владели элементарными приемами работы с книгой. А остальные 99,7%? Они… не владеют никакими приемами и поэтому компенсируют неумение работать с учебником нагрузкой на память. Эти цифры - сигнал тревоги, призывающий к действию. Но для того чтобы действовать, нужно сначала ответить на вопрос: почему школьники не умеют работать с учебником?

Школьники не умеют работать с учебником прежде всего потому, что их к этому никто не учит. Само же собой это умение формируется крайне редко. Учителя в силу сложившейся многовековой традиции чаще стараются объяснить изучаемый материал, «вложить его в голову» ученикам в готовом виде, а не научить самостоятельно постигать его при помощи активного чтения. Даже те педагоги, которые стремятся научить школьников открывать и добывать знания, а не просто усваивать их, организуют эту работу в основном только в форме бесед на уроках.

Какую задачу ставят взрослые перед школьником, который берется за учебник? Очень простую: выучи и ответь. Выучи, т. е. запомни и будь в состоянии воспроизвести, причем как можно ближе к тексту. В чем же слабые стороны такой задачи? В том, что она превращает школьника в пассивного потребителя знаний. Может возникнуть мысль, что это не так уж плохо: ведь знание - это фундамент, на котором возводится все здание обучения. Но прочен ли будет таким образом заложенный фундамент? Лучшие умы человечества всегда были озабочены этим. Так, еще в V в.н.э. греческий мыслитель Гераклит Эфесский сказал: «Многознание уму не учит». Эта проблема не утратила своей остроты и в наше время. «На готовых истинах, - писал известный советский философЭ.В.Ильенков, -формируется догматически окостеневший интеллект».

Почему же школьников не учат работать с учебником? Сегодня к этому не готовы ни наука, ни практика. Для того чтобы научить ребенка работать с книгой, нужно знать, какие приемы включает в себя это умение, каково его психологическое содержание, т.е.какие психологические процессы «стоят» за этим умением и в какой взаимосвязи находятся они между собой. Не менее важно также знать, как формировать приемы постижения.

В работе с текстом можно условно выделить три этапа: первый -предваряющий чтение - обдумывание заголовка и эпиграфа, если он есть; второй - общение и мысленный диалог с автором и, наконец, третий - осмысление прочитанного. Однако необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом из её этапов является внимательное отношение к слову. Поэтому с обсуждения этой проблемы мы начинаем наш проект. Работа с текстом - это прежде всего понимание многозначимости его содержания и запоминание.

Тема данных текстов определены в названиях.Основная мысль, идея текста- показать путём сравнения, как сознания автора зарождается замысел.Тема текста раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: телекомьютинг, электронный канал, энергетические затраты, человеческое сообщество.

Данные тексты заключают в себе информацию, которая является актуальной и интересной для людей молодого поколения.

Тексты относятся к публицистическому стилю ,так как оба текста написаны в виде статьи и основными стилевыми чертами является призывность и оценочное действие. Тексты выполняют информационную, агитацонно-пропагандисткую и популяризаторскую функции.

Автором текста « Таким будет будущий мир » является Мария, автором текста «Мир на грани бедствия» является Роман. Мария в своём тексте больше использует восклицательных предложений, так как идея применения телекомьютинга её вдохновляет и она высказывает одностороннее мнение.

Текст Романа написан более убедительно. Автор приводит примеры достижения данной цели за счёт приближения рабочих мест к проживанию людей ,но выступает против полного применения телекомьютинга.



При работе с данными текстами ученик должен выполнить следующие операции:

  1. Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл, то есть:

-выбрать из текста ответ на вопрос;

-придумать заголовок;

-сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-объяснить порядок инструкций;

-определить основные составляющие графика или таблицы;

-объяснить назначение карты или рисунка;

-объяснить назначение данного книжного издания и характер текстов, включенных в него;

-установить соответствие между частями текста и сформулированной в его вопросе общей идеей;

-выявить связь между частями текста и сноской, данной автором;

-определить наиболее общую, доминирующую идею текста;

-отделить основные идеи от второстепенных;

- сформулировать основную идею текста по заголовку текста и по его главной теме.









Задания

Задание 1. В чём совпадают взгляды авторов на « телекомьютинг »?

А. Сокращает время на поездку до работы и обратно

В. Не надо ходить на работу

С. Люди будут более разобщены

Д. Люди будут работать только по телефонным линиям

Задание 2. Таким будет будущий мир

Что является главной целью этой статьи? . (исходя из

суждения автора

А.Открытие новых возможностей

В. Экономия времени

С. Независимое положение в коллективе

Д. Предостережение от ухода в «виртуальный мир»

Задание 3. Можно ли считать статью романа откликом на статью

Марии? Аргументируйте свой ответ.

(Статью Романа можно считать откликом на статью Марии. Роман согласен с Марией в том, что использование телекомьютинга - это экономия времени и уменьшение энергетических затрат и называет это хорошей мыслью , но Роман категорический против того, чтобы телекомьютинг заменил большую часть образа жизни и именно это приведёт к тому, что люди будут более разобщены, т е люди утратят чувство принадлежности к человеческому сообществу. )

Задание 4. Как вы понимаете выражение «чувство принадлежности

к человеческому сообществу »?

Кому принадлежит эта мысль?

(Мысль принадлежит Роману. Чувство принадлежности к человеческому сообществу- это прямое общение людей друг с другом, соблюдение всех обычаев и традиций, проявление положительных качеств, приобретённых в семье.)

Задание 5.Раскройте взгляд Романа на «Телекомьютинга»

(Применение телекомьютинга Роман одобряет, но не согласен с тем, что телекомьютинг станет частью образа жизни людей и приведёт к мир на грань бедствия )

Задание 6 Чьё мнение вы разделяете?

Объясните, чья статья написана убедительнее? Обоснуйте свой ответ.

(Мы разделяем мнение Романа, потому что его статья звучит убедительно, потому что он приводит аргументы с того с чем он не согласен. Он выступает против заполонения телекомьютинга всего мира, так как это приведёт к разобщению людей . )

Выполняя данные задания, ученик должен:

-оценить не только содержание текста, но и его форму, а также качество его исполнения в целом;

-проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений;

-определить (выявить) структуру текста;

-слышать авторский голос, различать авторские оценки изображенного;

-критически проанализировать;

-оценить адекватность изображенного замыслу автора;

-оценить соответствие текста его назначению;

-дать стилистический комментарий.

Нет лучше Фрегата, чем

Книга, -

Домчит до любых берегов.

Эмили Дикинсон

Написанное совсем не стареет,

Если в нем искрится

Клод Адриан Гельвеций

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Национальный план развития ФГ.

  2. Международные программы ПИЗА, ТИМСС

  3. Интернет-ресурсы

  4. Г.Г.Гранин, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»

Приложение

Чтобы научиться работать с учебником, предлагаем краткую инструкцию- памятку. Если захотелось вам стать «идеальным читателем», не торопитесь ее читать! Попытайтесь сначала на основании всего, что вы знаете о читательской работе, составить эту инструкцию самостоятельно, а потом сверьте с той, которая дается ниже.

  1. До чтения текста.

Начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя для дальнейшей работы с текстом.

  1. По ходу чтения.

Ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. По ходу диалога старайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчеркивайте важные мысли .

  1. После прочтения текста

Попытайтесь выразить главную мысль текста. Читайте повторно трудные для вас части текста. Составьте план. Задавайте себе вопросы по всему тексту. Проверяйте себя.





© 2010-2022