Урок русского языка в 5 классе на тему Прямая речь

  Тип урока: объяснение нового материала. Уровень подготовленности класса: средний. Цели урока: Познавательные: познакомить учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора».   Практические: уметь находить признаки прямой речи в тексте, формировать умения учащихся придумывать свои предложения с прямой речью , грамотно их оформлять, составлять схемы, выразительно читать примеры (из учебного пособия и собственные, из принесенных книг).     Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Предложения с прямой речью».

Тип урока: объяснение нового материала.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Познавательные: познакомить учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора».

Практические: уметь находить признаки прямой речи в тексте, формировать умения учащихся придумывать свои предложения с прямой речью , грамотно их оформлять, составлять схемы, выразительно читать примеры (из учебного пособия и собственные, из принесенных книг).

Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере предложений с прямой речью, развивать логическое мышление учащихся, дифференцированно работать над устойчивостью внимания детей.

Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность.

Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

Методы формирования знаний: постановка вопросов, фронтальный опрос.

Методы формирования умений: нахождение предложений с прямой речью в художественных текстах и упражнениях, составление собственных примеров на основе данных схем.

Методы контроля: выборочная проверка тетрадей.

Средства обучения: учебник для 5 класса под редакцией Н.М.Шанского, сборники русских народных сказок, таблица «Прямая речь. Постановка знаков препинания», классная доска.

Структура урока:

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Лексико-орфографическая минутка - 5 мин.

3. Проверка домашнего задания - 4 мин.

4. Определение темы, целей и задач - 3 мин.

5. Объяснение нового материала - 8 мин.

6. Первичная проверка знаний - 5 мин.

7. Закрепление - 10 мин.

8. Итоги урока - 2 мин.

9. Постановка домашнего задания - 2 мин.

Ход урока:

1. Приветствие. Начало работы. Запись числа. Темы урока.

2. На доске записаны слова: созерцать, приманка, отзывчивый.

Учитель:

« Найдите лексическое значение этих слов в толковом словаре учебника (работа по рядам). Запишите их краткое толкование в свои тетради. Подчеркните знакомые орфограммы, выделите корни, подберите родственные слова, придумайте словосочетания». Фронтальный опрос.

3. Проверка домашнего упражнения №232. Чтение учащимися своих примеров по заданию учебника, взаимоконтроль, исправление ошибок, анализ схем.

4. На доске нарисована схема сложного предложения.

Учитель:

- Схема какого предложения зарисована на доске?

- Сложного.

- Можно ли задать вопрос от одной части этого предложения к другой?

Урок русского языка в 5 классе на тему Прямая речь - Да.

-Придумайте предложение по схеме.

Учащиеся произносят свои примеры:

1) «Миша расстроился, потому что он получил двойку».

2) « Я слышал, как поют птицы в лесу».

3) «Мы обрадовались, когда приехал папа» и т.п.

Учитель комментирует ответы, озвучивает свой пример:

« Мама сказала мне, что я не пойду на улицу».

- Мы можем передать смысл этого предложения по-другому; мы изменим только форму предложения, послушайте:

Мама сказала мне: « Ты не пойдешь на улицу».

- Что изменилось? Как называется такое оформление сложного предложения?

- Прямая речь ( в классе всегда есть сильные ученики, которые быстро соображают и могут помочь ).

- Верно. Сегодня мы будем знакомиться с оформлением прямой речи. Постараемся научиться грамотно передавать ее на письме. Узнаем, зачем она нужна, как она характеризует персонажей. Попробуем составлять схемы к предложениям с прямой речью.

5. Объяснение нового материала.

Учитель: « Обратимся к учебнику стр.93.»

Учащиеся проводят наблюдения, из которых делаются выводы, что при оформлении прямой речи можно выделить две составляющие: саму прямую речь и слова автора. Рассматриваются схемы на плакате, в которых слова автора (А) стоят перед прямой речью (П) и после нее. Учитель объясняет постановку знаков препинания (как ставятся кавычки, где необходимо поставить тире, запятые), разбирает примеры, схемы переносятся в тетрадь.

А: «П». Папа сказал: «Сегодня на улице холодно»

А: «П?» Мальчик спросил: « Когда кончится дождь?»

А: «П!» Даша радостно закричала: «Подснежники распустились!»

«П», - а. «Будь внимательным», - учил дедушка внука.

«П?» - а. «Когда ты пойдешь в библиотеку?» - поинтересовалась сестра.

«П!» - а. «Каникулы!» - радостно кричали дети.

После записи схем учитель обращает внимание детей на еще один «опознавательный знак» прямой речи - на речепередающие глаголы (глаголы «говорения»).

Вместе с классом записываются примеры таких глаголов:

говорить, сказать, молвить, произнести, прошептать, кричать, ворчать, пищать, вопить, зарыдать и т.п.

Закончив задание, учащиеся под руководством учителя продолжают наблюдения на стр.94.

6. Первичная проверка знаний. На этом этапе урока проводится работа со сборниками сказок, которые ребята принесли с собой. Учитель предлагает учащимся найти в знакомых сказках примеры с прямой речью. Ребята находят и зачитывают их. Наиболее интересные, всем понравившиеся, записываются в тетради, составляются их схемы (здесь можно обратить внимание детей на то, что прямая речь отлично характеризует героев литературного произведения). Например:

Начал Иван - купеческий сын молитву творить: «Хоть бы Господь послал мне попутчика - все б веселей было!»

«Наделал я дела! Теперь засадят меня под арест! Уж лучше я убегу», - думает солдат.

Мужик и держит у себя на уме: «Погоди, жена ! Приду домой, уж я тебе задам жару!» и т.п.

7. Закрепление материала. Учитель предлагает дополнить слова автора своей прямой речью:

Собака как кинется: «……!»

Он закричал: « ……..!»

«…………….?» - удивилась мама.

«……………..», - прошептал малыш и т.п.

Предложения записываются в тетради. Если ребята быстро справляются с поставленной задачей, можно предложить им «обратное» задание: подобрать слова автора к данной прямой речи:


«Не смей меня трогать!» - ……..

«Прости меня, пожалуйста!» - ………

…………: «Здорово живешь!»

…………: «Это еще что такое?» и т.п.

Обращаем внимание на глаголы «говорения». Вспоминаем их, обращаемся к своим записям.

Два - три предложения записываются в тетрадь. Зарисовывается схема.

Следующее задание можно провести устно (примеры заранее выписаны на крыло доски): «Вставьте подходящий по смыслу глагол».

«Я - Гришка!» - небрежно …. он.

«Сколько, сколько?!» - вызывающе …. старьевщик.

Тимка безудержно ….: «Нет! Я ни в чем не виноват!»

Человек в грязном пальто сквозь зубы ….: «Нечего меня учить!»

8. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам. Фронтальный опрос.

- Что такое прямая речь?

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

- Как она оформляется графически?

- Где могут стоять слова автора? - Какие знаки препинания ставятся, если слова автора помещены перед прямой речью? А после? и т.п.

Учитель подводит итоги урока. Называет наиболее успешных учеников. Собирает тетради у слабых учащихся. Оценивает работу на уроке.

  1. Учитель:

- Дома выучить правила на страницах 93 и 94, выполнить упражнение 240 по заданию учебника. Дополнительно, по желанию, выписать из русских народных сказок 4 - 5 предложений с прямой речью. Спасибо за урок.

© 2010-2022