Конспект урока по теме Имя существительное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

Класс: 5

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Цель урока: Дать представление об имени существительном как часть речи.

Задачи:

Образовательные: развивать у учащихся умение распознавать имя существительное; определять морфологические признаки.

Развивающие: продолжать развивать самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления.

Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. Л.А. Тростенцова, М.: Просвещение, 2014.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014

Оборудование: интерактивная доска, учебник для 5 класса, электронное приложение к учебнику 5 класса, алгоритм, раздаточный материал.



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. К уроку все готовы? Можем начинать? Садитесь, пожалуйста, на свои места.



  1. Постановка проблемного вопроса.

-Ребята, вспомните, какие части речи вы знаете?

- Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из самых важных частей речи. Какая это часть речи узнаем чуть позже. А для этого нужно прочитать отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.

(В.Маяковский)

- Ребята, скажите, пожалуйста, из каких частей речи состоит это стихотворение?

- Молодцы!

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина»

Итак, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

(«Имя существительное как часть речи»). (На доске переворачиваем лист с названием).


  1. Введение нового материала.

- Ребята, скажите, какие морфологические признаки имеет имя существительное? (Ребята строят алгоритм).

(собственные /нарицательные, одушевлённые/неодушевлённые, род, число, падеж).

- Какими членами предложения имя существительное бывает чаще всего? (Подлежащим/дополнением).

- Давайте одно любое слово разберём.

- Молодцы! Всё правильно!

IV. Закрепление нового материала.

а) Первичное закрепление нового материала.

- Следующее задание выполним из учебника упр. 478 стр. 47

Задание №1. Выпишите в первый столбик существительные, во второй - прилагательные. (Проверить по цепочке)

Смелый, смелость; храбрость, храбрый; доброта, добрый; отважный, отвага; грубый, грубость; синий, синева; нежность, нежный; бесстрашие, бесстрашный;

- Молодцы! Всё верно!

- Перейдём к следующему заданию. (Работа выполняется на диске)

Задание №2.

  1. Указать слова, которые являются именами существительными. (Работа с диском).


Работать, говор, мечта, слушать, пение, цветок, бесстрашие.


  1. Найти верное утверждение.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

Имя существительное изменяется по падежам, числам и родам.

Имя существительное имеет род.


- Ребята, а сейчас я предлагаю вам ознакомиться с теоретическими сведениями на с.47.

- Итак, в русском языке есть такие существительные, которые имеют значение признака или действия, но обозначают его как предмет. (Примеры)

- Перейдём к следующему заданию.

- Запишем предложения, выделим грамматическую основу, определим, чем выражена.

Взрослые ребята помогли малышам посадить деревья.

Взрослые уехали в лес за грибами.

- Сделаем выводы. (Одно и тоже слово может быть выражено как существительным, так и прилагательным. Всё зависит от вопроса.)

- Молодцы!

Ну что устали! Отдохнём! (Физминутка)

- Молодцы!

б) Вторичное закрепление нового материала.

- Приступим к заданию по карточкам. (Работаем в парах. Каждому ряду дано своё предложение. ).

Задание №3. Выпишите выделенные слова и рядом с ними запишите однокоренные имена существительные (в И.п. ед. ч.). Укажите род.

  1. И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжёлых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению. 2.

  2. Эти иллюстрации раздвигали передо мной землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне высокие горы, красивые берега морей.

  3. Жизнь чудесно разрасталась, земля становилась заманчивее, богаче людьми, обильнее городами и всячески разнообразнее.

- А сейчас внимание! Проведём небольшую творческую работу, которая будет состоять из двух частей. (Употребление существительных в речи.)

(работает весь класс)

- Перед вами картина известного художника Левитана «Буря. Дождь». Давайте попробуем себя в роли писателей и напишем небольшой рассказ, используя при этом как можно больше существительных. (Пример: Буря. Дождь. Порывы ветра. Непогода на дворе.)

- Молодцы!

- Из предложенных слов составьте предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найдите все существительные. (Работа в группах по 4 человека)


  1. Край ты мой заброшенный. ответ

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

(С.Есенин)

- Молодцы!

- И завершающее задание в виде самостоятельной работы. После чего ребята обмениваются работами и проводится взаимопроверка. Ответы на слайде. Критерии ответов.



  1. Проблемная ситуация. (Даны 2 предложения. Нужно разобрать их, определить часть речи). У доски

Больной мальчик уже выздоравливает. - Больной уже выздоравливает.

- При помощи чего можно распознать имя существительное? Как вы это будите делать?

  1. Обсуждение. (При помощи вопроса. Задать вопрос.)

Рефлексия

? С какой частью речи познакомились

? Что такое существительное?

Назовите морфологические признаки существительного

? Что нового узнали? (Одно и тоже слово может быть выражено как существительным, так и прилагательным. Всё от вопроса.)



  1. Дом.зад. параграф 88, упр. 479

  2. оценки





© 2010-2022