Урок по литературному чтению на тему А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет Русская литература Класс 7 класс

Тема занятия

Лирика. Художественный образ в лирике. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А.Н. Плещеев «Весна»

Ссылки

Учебник. Справочный материал

Цели

На примере данного произведения показать особенности мастерства А.С.Пушкина в создании художественного образа весны; создать условия для развития устной речи учащихся, развивать эстетические чувства, образное мышление; развивать навык выразительного чтения поэтического произведения. творческих способностей, прививать любовь к русской поэзии;

Результаты обучения

Уч-ся смогут самостоятельно анализировать материал, проводить рефлексию, работать в группе.

Ключевые идеи

(новые понятия)

"Самые счастливые люди, которые умеют слушать и слышать голоса природы, отвечать на них улыбкой, хорошим настроением, раздумьями, стихами..."

У.В.Бианки

Ресурсы

Стратегии

Оценивание

Содержание урока

Оценочный лист


3 хлопка

смайлики

Приветствие. Тренинг " Мое настроение"

Проверка домашнего задания. Защита постера. Сообщения о поэтах


Опережающее задание

( лидеры групп)


рисунки

Деление на группы


Деление на группы. Мозаика

Раздача оценочных листов

Уч-ся делятся на группы

Уч-ся пишут свои фамилии на оценочных листах

Кроссворд

ИКТ



тетради






Оценочный лист

Чтение эпиграфа.

Лирические произведения передают все чувства и настроения человека. В них - восторг и радость, грусть и печаль, мысли и переживания.

Определение темы урока. Решение кроссворда

1.Имя известного русского баснописца.

2.Синоним слова беспорядок.

3.Древнейший жанр литературы.

4.То, за чем послала мама Женю в магазин.

5.Таинственная гостья на планете Маленького принца.

Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.


Ответы уч-ся



Уч-ся отгадывают кроссворд и определяют тему урока (весна)

Записывают в тетрадях тему урока.

ИКТ ноутбук








































Оценочный лист




Образцовое чтение стихотворения "Гонимы вешними лучами"

- Какой вы представили весну Пушкинскую?

Словарная работа.

- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?

Келья - отдельная комната монаха в монастыре.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В безмолвии - в полной тишине.

Идейно-художественный анализ произведения.

а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?

- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега?

"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.

Одно слово вмещает целую картину природы.

Гонимы вешними лучами,/

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями/

На потопленные луга.//

. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу?

- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

- Какое настроение создают эти строчки?

- Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это?

- А картина ли это? Прочтите еще раз.

- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.

- Какую следующую картину рисует поэт?

- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"?

- С каким чувством поэт рисует небеса?

Какую еще картину рисует А.С.Пушкин?

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой

- С каким чувством поэт описывает леса?

- Какой прием использует поэт, чтобы передать это?

- За какой "данью полевой" летит пчела?

-Какую еще картину рисует поэт?

Долины сохнут и пестреют,

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

- Как вы понимаете слово "долины"? (На доп. доске: Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)

- Видим ли мы на этой картине соловья?

Какие ключевые слова у вас получились?

Табличка с ключевыми словами:

небеса

леса

долины

пчела

стада

соловей

- Что же представляет собой стихотворение поэта?

- Как они подаются Пушкиным?

- С какой целью поэт использует последовательную смену картин?

Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?

- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.

солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)





Уч-ся читают первые 4 строчки

снега, ручьи





С радостью

Ученики - ученики делают пометку на полях учебника

олицетворение, метафора



Синея блещут небеса

небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной



с нежностью

сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом

Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань - сладкий нектар



нет, скорее - мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает

цепь картин

последовательно

он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении

ИКТ

ноутбук






Оценочный лист

Выразительное чтение стихотворения Плещеева "Весна" (грамзапись) Словарная работа

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря-ненастье.

А какое по настроению это стихотворение?

О чём это стихотворение?

Как вы думаете, что хотел сказать нам - читателям поэт?

Найдите строчки, которые говорят о приближении весны?

Назовите олицетворение, которое использует Плещеев?



Пробуждение природы весной

Природа красива в любое время года

Музыка (песня "У природы нет плохой пооды")

Диаграмма Венна

Кластер

3 мин. эссе

Синквейн

Оценочный лист

Групповая работа. Каждая группа работает по определенному заданию

Уч-ся выполняют задания группой. Представители групп выступают у доски

Плакат

"Лесенка знаний"

стикеры


Оценочный лист

Оценивание (по листам самооценки + наблюдения учителя)

Рефлексия "Лесенка знаний"

Определите свое место по лесенке знаний:

Прикрепите значок на соответствующую вашим знаниям ступеньку

Хочу узнать больше -----------------------

Все понял, было интересно --------------------

Ничего не понял ----------------------------------------

Оценивание

Д/з выучить наизусть, иллюстрации к стихот-ю

Критерии оценивания:

Я активно работаю над заданием - 3 балла

Я работаю и иногда предлагаю идеи - 2 балла.

Я слушаю внимательно и участвую в обсуждении - 1 балл

12-15 баллов - "5"

8-11 баллов - "4"

5-7 баллов - "3



Запись в дневниках




© 2010-2022