Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Тема урока: Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Цели: ознакомить с фактами жизни и творчества Ф.Искандера; проанализировать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»; определить роль рассказа; выявить воспитательные аспекты этого произведения. Задачи: ·         Показать главную мысль рассказа; ·         Сформулировать идею произведения; ·         Развивать творческие способности учащихся; ·         Расширить представления о сатире и юморе. Оборудование: портрет Ф.А.Искандера, сборники рассказов писателя,  сборник «Мифы и легенды древней Греции».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения 8 класс.

Тема урока: Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цели: ознакомить с фактами жизни и творчества Ф.Искандера; проанализировать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»; определить роль рассказа; выявить воспитательные аспекты этого произведения.

Задачи:

  • Показать главную мысль рассказа;

  • Сформулировать идею произведения;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Расширить представления о сатире и юморе.

Оборудование: портрет Ф.А.Искандера, сборники рассказов писателя, сборник «Мифы и легенды древней Греции».

1.Слово учителя: (биография с использованием слад-шоу).

Творчество Ф.Искандера прочно связано с его родиной, с Абхазией. На всю жизнь он сохранил память о родных местах: высокие горы с вершинами, покрытыми снегом, быстрые горные реки, морские просторы и тот особенный национальный колорит, который лежал на всем, что окружало мальчика. Герои его книг - по большей части земляки автора, веселые, жизнерадостные люди, хранящие верность и в дружбе, и в любви. Много в его книгах рассказывается и о товарищах детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

Ф.Искандер является автором таких известных романов и повестей, как «Сандро из Чегема», «Морской скорпион», «Сумрачной юности свет», «Человек и его окрестности», и других. Многие произведения Искандера были экранизированы, и фильмы с успехом прошли на экранах нашей страны.

Первая книга стихов Ф.Искандера «Горные тропы» была опубликована в 1957 г., а первый рассказ «Первое дело» напечатан в журнале «Пионер» в 1956г. В 1964г. в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».

Почему рассказы Искандера интересны и взрослым и детям?

2.Беседа с классом

  • Вспомните, какие подвиги совершил древнегреческий герой Геракл? Сколько их было?

  • Каким предстает Геракл в мифах? Какие качества снискали ему всеобщее уважение?

3.Проверка домашнего задания

  1. Каким вы представляете рассказчика?

  2. Какими вы видите его товарищей?

  3. Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор дает ему такое отчество? (Диогенович - звучит иронично и в то же время уважительно, напоминая о философе Диогене)

  4. Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

4.Слово учителя. Юмор в рассказе.

Эпиграфом к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» можно взять слова самого писателя: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Литературный критик Н.Иванова, определяя природу юмора в рассказах Ф.Искандера, писала: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические, легкие истории, забавные анекдоты. И второе -понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней «пустяшностью» скрывается доаматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, «пустяком» и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот пустяк распутывать».

5.Работа с текстом

Чтение учителем фрагментов рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Выборочное чтение отдельных эпизодов после составления плана к содержанию.

Примерный план

  • Знакомство с учителем математики Харлампием Диогеновичем.

  • «Образцовая тишина» на уроках математики.

  • Случай с опоздавшим на урок.

  • Беспокойство мальчика из-за нерешенной задачи.

  • Неожиданный приход доктора в класс.

  • Решение мальчика сорвать урок математики.

  • Решено делать уколы против тифа.

  • Учитель догадывается об обмане, намекает, что кто-то в классе совершил «тринадцатый» подвиг Геракла.

  • Мальчик у доски - заслуженная расплата за обман.

  • Урок на всю жизнь.

6.Беседа с классом.

  1. Чем отличается учитель математики Харлампий Диогенович от других учителей?

  2. Какие методы воспитания он использовал на уроках? (он никогда не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Основным методом воспитания он избирал смех.).

  3. Вспомним и перескажем эпизоды: «Принц Уэльский» и «Черный лебедь».

  4. На чем была обычно выстроена смешная ситуация? (Учитель так умел сыграть на несоответствии ситуации и героя, что не смеяться было невозможно.)

  5. Какой эпизод из школьной жизни вспоминает герой рассказа?(Урок математики, к которому он не успел подготовиться.)

  6. Каким образом учитель заставил мальчика осознать свою вину, не произнося ни одного осуждающего слова?(Вспомнив о 12 подвигах Геракла. Мальчик совершил свой подвиг, прибегая к недостойным приемам: хитрости и обману.)

  7. Прочитаем сцену «На уроке математики» от слов: «До конца урока оставалось немного времени…» до слов: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

  8. Почему то, что совершил мальчик на уроке математики, нельзя назвать подвигом?

  9. Как отразился произошедший эпизод на дальнейшем отношении мальчика к урокам?

  10. Как вы думаете, в чем состоит главная идея этого произведения? (Главная мысль в очистительной силе смеха, который помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. Герой понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого.»)

  11. Какой, по-вашему, смысл вкладывал автор в название этого рассказа? (Мы понимаем, что 13 подвиг не мог совершить древнегреческий герой, а совершенное мальчиком нельзя назвать подвигом. Название рассказа показывает несоответствие традиционному, хорошо известному.)

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» лишь на первый взгляд кажется простым. Он повествует вроде лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Однако развитие этой простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее. (Это сила смеха, которая помогает бороться с ложью и обманом.)

8.Слово учителя

Ф.Искандер написал много произведений для детей. Есть у него герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предыдущих рассказов. Его зовут Чик. Писатель создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу. Вы можете самостоятельно прочитать рассказы «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Чик на охоте», «Подвиг Чика».

9.Домашнее задание

Прочитать самостоятельно рассказы и повести о Чике. Подготовить пересказ одной повести.



© 2010-2022