Исследовательская работа по чтению

Введение   Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. В духовном мире многих людей кризисная ситуация в стране породила серьезные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стресс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»





Чтение - вот лучшее лечение


Выполнил:

Ярмухаметов Эльдар Равкатович

учащийся 11 Б класса

МОУ СОШ №3

Руководитель:

Богатова Татьяна Яковлевна,

учитель русского языка и литературы







Бугуруслан 2008




План


Введение……………………………………………………………………………..3

Основная часть

  1. Возникновение книготерапии…………………………………………….....5

  2. Чтение - вот лучшее лечение..………………………………………………6

  3. Лечение сказкой………...…………………………………………………...10

  4. Юмористическая литература - терапия духа……………………………...12

  5. Результаты исследований…………………………………………………...14

  6. Список книг, предназначенных для книготерапии………………………..17

Заключение………………………………………………………………………….30

Литература…………………………………………………………………………..32

Приложение…………………………………………………………………………33





Введение

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации.

В духовном мире многих людей кризисная ситуация в стране породила серьезные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость книготерапии - «лекарства для души».

Как показывает ряд исследований последних лет, читатели все чаще обращаются к книге с целью решения своих психологических проблем, ищут в них поддержку и помощь.

Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым недугом. Книга в нашем сознании, это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Однако книга обладает еще одной уникальной способностью - врачевать людские души и тела. В этом и заключается актуальность исследовательской работы.

Цель: обосновать положительное влияние книги на здоровье человека

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • определить, какие произведения художественной литературы оказывают лечебное влияние на человека;

  • показать ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы;

  • составить список книг, рекомендованных для книготерапии.

Объект исследования: художественная литература

Предмет исследования: литературные жанры

Методы исследования: анализ и синтез, анкетирование, тестирование, измерение.

Основная часть

  1. Возникновение книготерапии

Книготерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.

Лечение с помощью книг применялось еще в Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и оказывали тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали книгу «лекарством для души». Авиценна - ученый, философ, врач - в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные служители. Книги религиозного содержания приносили верующим успокоение и надежду.

В эпоху Возрождения книготерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., выписывал своим больным популярную в то время книгу Сервантеса «Дон Кихот».

Однако научное обоснование книготерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году.

В России книготерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов книготерапии сыграли труды Н. Рубакина. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге - знание, понимание, настроение».

В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов. Активно использовалась книготерапия в медицине. Врачи видели свою конкретную задачу лечения книгой в том, чтобы «подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной ситуации», и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой- на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.

Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.

1.2.

Вопросы книготерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко Б.А. Симонов, Р. Скаллер

Нам представляется наиболее оптимальным определение книготерапии, предложенное Ю.Н.Дрешер. По ее мнению, книготерапия - это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень.

Основные цели книготерапии:

1) дать читателю информацию о проблемах;

2) помочь проникнуть в их суть;

3) обсудить новые ценности и отношения;

4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

Книготерапию можно условно разделить на 2 вида:

1. Целенаправленная - способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2. Нецеленаправленная - служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Так как школа является базой читательского развития личности, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности, книготерапия - это воздействие всем информационным пространством школы как социального института.

Лечение чтением (так называемая «книготерапия») входит в одно из звеньев системы психотерапии. Литература и искусство в наше время становится все более мощными и перспективными средствами в психотерапии.

В настоящее время книготерапия - это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач.

Как показывают первые исследования, возможности психотерапевтических знаний, идей, приемов и методов содержат много ценного для оптимизации процесса общения человека с книгой (на этапах предчтения, собственно чтения, постчтения).

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью книготерапевтического воздействия в условиях школы. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с книготерапевтической целью.

Дифференцированный подход к читателям является естественным и необходимым для книготерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе.

По мнению Е.Исаевой, технократизм всех сфер жизни, а также связанный с ним недостаток полноценного общения и отдыха, являются общепризнанными стрессогенными факторами. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг.

Массовое чтение в транспорте - наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к книгоотерапии. К сожалению, нередко они читают низкопробную литературу, так называемое «чтиво». Если человек отдыхает за чтением случайной книги - что ж, и это неплохо. Но разве можно сравнить такое занятие с чтением книги, духовно близкой? Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу - его книгу.

Многие абсолютно здоровые люди в трудные минуты жизни, не задумываясь, тянутся к любимой книге.

Развивая книготерапию, можно будет реально спрогнозировать, какие книги следует «прописывать» читателям и в каких стрессовых ситуациях. Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении «никому-не-нужности»; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку - пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Например, нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж.Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А.Чехова, стремящийся к активным действиям - «Три мушкетера» А.Дюма. Целый ряд книг в книгоотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения.

1.3. Сказкотерапия

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства.Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто - это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться сказкотерапия.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, - значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

А.М.Горький утверждал, что «именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности».

Все сказки едины в одном - желании помочь ребенку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность слушать, наблюдать и понимать себя: как я думаю, как говорю, отчего мне бывает грустно, одиноко, весело, отчего появляются у меня те или иные «хотения»? - размышляет маленький читатель, вживаясь в мир волшебных сказок. Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы: «Что такое счастье и в чем оно? - В богатстве, любви, свободе, славе? Само ли оно приходит или его надо добывать? Как? Неужели для этого нужны непременно трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?»

«Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли ваши мысли черные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» - так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки замечательный философ И.А.Ильин. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми богата наша жизнь. Человек спрашивает сказку, она ему отвечает.

Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям? Как она может спасти раненую детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная» значимость?

Главные лекарства сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Иногда уход в сказку - это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

Категории Добра, Любви, Веры дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других. Например, в книгах В.Драгунского «Денискины рассказы», В. Голявкина «Мой добрый папа», прочитанных вместе с учителем или родителями.

В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы.

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.

Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И нехитрая, но рассказанная к месту сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

1.4. Юмористическая литература

Большую роль в лечении книгой играет и юмористическая литература. Её можно использовать для успокоения. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее книготерапевтического воздействия. Причина такого воздействия в самой природе комического и юмора, как его особого вида. «Немалая задача - воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, - писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, - которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами». Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков. Он эстетически осваивает общественно ценные явления. Юмор - смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным. В.Шекспир, Ч.Диккенс, А.Чехов и другие классики мирового искусства применяли юмор для характеристики и раскрытия подлинной сущности положительного героя. Вскрывая за частными недостатками истинное существо положительного героя, юмор зиждется на том, что в наших недостатках продолжаются наши достоинства.

Признанный мастер комического Н.Гоголь писал: «Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным болезненным расположением характера, не тот также легкий смех, служащий для праздности развлечений и забавы у людей, - но тот смех, которые весь излетает из светлой природы человека, излетает из нее потому, что в ней заключается вечно бьющий родник его… Нет, не справедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое возмутило бы человека, бывает представлено в наготе своей, но озаренное силой смеха, несет оно уже примирение в душу…».

«Смех стоит гораздо дороже, чем я полагал, за него не жалко отдать целое королевство». Так говорит в детской повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» современный дьявол, которому мальчик Тим продал свой смех. При помощи друзей Тим отбирает смех обратно. Отбирает то, что ценнее всех богатств.

В мире художественной литературы, множество произведений, посвященных природе комического, проблеме смеха. Назовем хотя бы те, в которых эта тема вынесена в название: «Проданный смех» Д.Крюса, «Человек, который смеется» В.Гюго, «Красный смех» Л.Андреева и, конечно, книги таких энциклопедистов смеха, как Ф.Рабле, Я.Гашека, Н. Гоголя, А.Чехова, М.Зощенко.

Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром известный французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле (XVI в.) в предисловии к своему сатирическому роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» писал, обращаясь к читателям: «Итак, забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!» Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям.

Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К.И.Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. «Единственная была у меня забота - отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», - вспоминал позднее писатель.

Веселой книге для детей уделяют внимание литературоведы и литературные критики Б.Бегак, С.Сивоконь, которые анализируют природу юмора в основном на примере творчества русских детских писателей, начиная с 20-х годов ХХ века и по настоящее время.

Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей - юмористов: А.Барто, С.Маршак, Б.Заходер, Д.Хармс, С.Михалков и другие - в области поэзии, Е.Шварц, Н.Носов, Ю.Сотник, Л.Давыдычев, В.Драгунский, В.Голявкин, Э.Успенский - в области прозы. Назрела необходимость осмыслить их художественный опыт воздействия на душу читателя смехом, использовать произведения этих авторов в книготерапевтической деятельности.

Таким образом, юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка. В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами. Очевидно, что такой богатый массив юмористической литературы, которым мы обладаем, может более активно использоваться в книготерапевтической деятельности.

1.5. Краткая характеристика литератуных жанров, важных для книготерапии

А.Е.Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для книготерапии, и дает им краткие характеристики:

- специальная медицинская литература имеет первостепенное значение в книготерапии, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для успокоения, контроля и др. Основные задачи этой литературы: давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, стимулировать общую активность.

- философская литература помогает человеку получить разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение.

- духовная литература содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих. Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире. Ориентируя на любовь к окружающей среде и всему живому в ней, эта литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека на земле. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции,и, как показывает практика, книги таких авторов, как М. Норбеков, В. Мегре, Э. Мулдашев и других, пользуются спросом в библиотеках.

- биографическая и автобиографическая литература, описывая яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает читателю быстрее и лучше понять себя, свои трудности. Биографии великих людей дают примеры преодоления физической немощи, созидания себя, своей жизни, своего счастья. Такую литературу, дающую оптимистический настрой, необходимо иметь в библиотеках. Опыт доказывает, что эффективнее всего действуют краткие,яркие биографии (50-70 стр.) за исключением биографий наиболее выдающихся людей, со сложными жизненными позициями таких, например, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

- классическая русская литература обладает огромными возможностями самого различного воздействия. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая популярные, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.

- критическая литература и публицистика дают общие представления о писателях, произведениях, помогают лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание. Уместно использовать и современную литературную критику таких авторов, как Ч. Айтматов, Ю. Нагибин, Л. Озеров, В. Розов, В. Солоухин и др.

- юмористическая и сатирическая литература позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе.

- фольклор, сказочная литература знакомит людей с мировоззрением народа. Используется, преимущественно, в книготерапевтической работе с детьми.

- научно-фантастическая литература, доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.

- детектив, приключенческая литература занимает значительное место в книготерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь - это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Для книготерапии благоприятны следующие особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность как способ познания действительности, или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей, классической детективной литературы.

- драматургия на некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.

- педагогическая литература может применяться наряду со специальной научной - в аспектах тренировок, коррекции, формирования и развития различных качеств, умений, преодоления конкретных трудностей.

- юридическая литература дает возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как своего собственного, так и окружающих.

- узкопрофессиональная литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации. Достаточно ярким примером такого воздействия на читателя может служить практическое применение «Дипломатического церемониала и протокола» Дж. Вуд и Ж. Серре в некоторых бытовых ситуациях и отношениях, изучение смысла, ценности тех или иных элементов церемониала.

  1. Результаты исследования

Мы провели анкетирование, связанное с книготерапией. В анкетировании участвовало 30 человек.

Анализируя результаты анкетирования, мы сделали следующие выводы:

  1. Достаточными знаниями по книготерапии обладают - 0 человек; имеют некоторое представление - 8 человек; не имеют никакого представления - 22 человека.

  2. Произведения, которые содействуют преодолению последствий
    физических или психологических потрясений по степени значимости:

литература оптимистической направленности - 7 человек;

литература о людях, которые преодолели физическую болезнь - 4 человека;

литература, содействующая преодолению физических недугов (медицинская) - 3 человека;

литература, отвлекающая от сложных бытовых, школьных и других проблем - 6 человек;

сказки - 5 человек;

юмористическая литература - 5 человек.

3. Жанры литературы, которые помогли Вам в трудную минуту (из Вашего личного опыта)?

  1. Научная литература - 1 человек;

  2. Философская - 1 человек;

  3. Библиографическая или автобиографическая - 2 человека;

  4. Классическая русская - 4 человека;

  5. Фольклор, сказочная литература - 4 человека;

  6. Драматургия- 0 человек;

  7. Сатирическая литература, юмор - 6 человек;

  8. Научно-фантастическая - 0 человек;

  9. Детективы, приключения - 3 человека;

  10. Любовные романы - 5 человек;

3.11.Религиозная литература - 1 человек;

3.12.Никакие - 3 человека.

Проведённая методика выявления уровня самооценки показала, что у 8 человек из 30 низкий уровень самооценки. Значит с ними нужно обязательно работать, чтобы повысить уровень самооценки.

Измерив степень выраженности астенического состояния, пришли к выводу:

отсутствие астении - 5 человек;

слабая астения - 5 человек;

умеренная астерия - 12 человек;

выраженная астения - 8 человек.

Результаты исследования показывают, что среди испытуемых участников есть дети, которым требуется помощь.

В наше время часто приходится слышать о баснословно дорогих лекарствах и методах лечения. В развитых странах мира давно поняли, что традиционная медицина с ее микстурами и таблетками сохраняет здоровье лишь на 10%. В основном же здоровье определяется образом жизни самого человека, а лечение недугов более эффективно осуществляется всем тем, что составляет социум человека, различными видами искусства. Книготерапия является самой доступной из всех методов. Необходимо лишь совместное участие в лечебном процессе врача и учителя, имеющего знания в области книготерапии.

Список художественной литературы, содействующей преодолению физических или психологических потрясений

1. Тексты обычные, для общего пользования.

A) Литература о людях, преодолевших физические недуги, о милосердии:
Амосов Н. «Книга о счастье и несчастьях»

Киплинг Р. «Свет погас»

Маршал А. «Я умею прыгать через лужи»

Микулина Л. «Мать Мария»

О'Генри. «Последний лист»

Ремарк Э.М. «Ночь в Лиссабоне»

Стоун И. «Жажда жизни»

Б) Литература оптимистической направленности, позволяющая отвлечь от мрачных

мыслей, связанных с потерей близких, любимых людей:

Амаду Ж. «Дона Флер и два се мужа»

Бронте Ш. «Джейн Эйр»

Искандер Ф. «Сандро из Чегема»

Лассила М. «За спичками»

Моэм С. «Бремя страстей человеческих»

Попов Вл. «Рассказы и повести»

Роллан Р. «Очарованная душа», «Кола Брюньон»

B) Литература, помогающая преодолеть моральные неурядицы, тяжелые воспоминания
о прошлом:

Берберова Н. «Железная женщина»

Бронте Ш. «Агнес Грей»

Диккенс Ч. «Рождественские рассказы»

Зайцев Б. «Голубая звезда»

Одоевцева И. «Лето Господне»

А также мемуары писателей, артистов, музыкантов, художников.

Г) Литература, отвлекающая от сложных бытовых, производственных и других

проблем:

Адамян Н. «Избранное»

Гашек Я. «Новые похождения бравого солдата Швейка»

Гофф И. «Советы ближних»

Уварова Л. «От мира сего»

Д) Юмористическая литература

Аверченко А. "Камень на шее"

Аверченко А. "Робинзоны"

Аверченко А. "Трава, примятая сапогом"

Аверченко А. "Яд"

Ильф И., Петров Е. "Двенадцать стульев"

Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок"

Ильф И., Петров Е. о Васисуалии Лоханкине

Тэффи "Жизнь и воротник"

Тэффи "Время"

Тэффи "День"

Тэффи "Даровой конь"

Е) Приключенческие произведения, фантастика.

Бредбери Рэй "451 по Фаренгейту"

Грин А. "Бегущая по волнам".

Кинг Стивен "Девочка, которая любила Тома Гордона"

Льюис К.С. "Письма баламута"

Михеенков С. "Пречистое поле"

Столяров А. "Детский мир"

Стругацкие А.и Б. "Гадкие лебеди"

Стругацкие А.и Б. "Хромая судьба"

Стругацкие А.и Б. "За миллиард лет до конца света"

Стругацкие А.и Б. "Хищные вещи века"

Уайльд Оскар "Кентервильское приведение"

Шелли Мэри "Франкенштейн" (из романа)

2. Тексты, специально созданные для терапевтических целей (молитвы, заговоры).

3. Тексты обычные, но адаптированные, а также отрывки из произведений, подготовленных для терапевтических целей.

На мой взгляд, в трудную минуту также помогают следующие книги: Библия, произведения Л.Н. Толстого, Ремарка, С. Шелдона, М. Митчелл «Унесенные ветром», учебники по психологии (Козлов «Помоги себе сам»), анекдоты, сказки, истории в женских журналах и др.

Заключение

Книготерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Изменив язык выражения - меняем состояние, изменив метафору - меняем представление о мире.
Главный герой - это всегда автор, и страдания отступают после их выражения.

Книгоотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.

В ходе данного исследования был проведён анализ художественной литературы, выявлены произведения, которые положительно влияют на здоровье человека, помогают справиться со стрессом, душевными переживаниями. Изучены данные, связанные с книготерапией, выявлен уровень самооценки, проведено измерение степени выраженности астенического состояния. На основании результатов данного исследования разработаны рекомендации по использованию книготерапии, формирующие навыки здорового образа жизни.



Приложение

Анкета

Дорогой друг!

Нас интересуют вопросы, связанные с книготерапией (лечение книгой последствием чтения). Ваши ответы на вопросы анкеты нам очень помогут. Выберите тот вариант, который вам походит, и обведите цифру рядом с ним. Если вариант не походит, напишите свой ответ в отведенном для этого месте. Большое спасибо за участие в исследовании.

1. Обладаете ли Вы достаточными знаниями по книготерапии?

  1. Да, обладаю.

  2. Имею некоторое представление.

  3. Не имею никакого представления.

1.4.

2. Какие произведения, на Ваш взгляд, содействуют преодолению последствий
физических или психологических потрясений? Пронумеруйте по степени значимости.

  1. Литература оптимистической направленности.

  2. Литература о людях, которые преодолели физическую болезнь.

  3. Литература, содействующая преодолению физических недугов (медицинская).

  4. Литература, отвлекающая от сложных бытовых, производственных и других проблем.

2.5.

3. Какие жанры литературы из Вашего личного опыта помогли Вам в трудную минуту?

  1. Научная литература.

  2. Философская.

  3. Библиографическая или автобиографическая.

  4. Классическая русская.

  5. Фольклор, сказочная литература.

  6. Драматургия.

  7. Сатирическая литература, юмор.

  8. Научно-фантастическая.

  9. Детективы, приключения.


  1. Любовные романы.

  2. Религиозная литература.

  3. Никакие.


ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ АСТЕНИЧЕСКОЮ СОСТОЯНИЯ

Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС) создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического со­стояния.

Порядок работы. Инструкция испытуемому: «Внимательно прочи­тайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

Шкала астенического состояния (ШАС). Варианты ответа:

  1. - нет, неверно;

  2. - пожалуй, так;

  3. - верно;

  4. - совершенно верно.

| ВОПРОСЫ

1

2

3

А

1. Я работаю с большим напряжением


2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо


3. Моя половая жизнь не удовлетворяет меня


4. Ожидание нервирует меня


5. Я испытываю мышечную слабость


6. Мне не хочется ходить в кино или в театр


7. Я забывчив


8. Я чувствую себя усталым


9. Мои глаза устают при длительном чтении


10. Мои руки дрожат


11. У меня плохой аппетит

I

12. Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании


13. Я уже не так хорошо понимаю прочитанное


14. Мои руки и ноги холодные


15. Меня легко задеть


16. У меня болит голова


17. Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим

I

18. У меня бывают головокружения


19. У меня бывают подергивания мышц


20. У меня шумит в ушах


21. Меня беспокоят половые вопросы


22. Я испытываю тяжесть в голове


23. Я испытываю общую слабость


24. Я испытываю боли в темени


25. Жизнь для меня связана с напряжением


26. Моя голова как бы стянута обручем


27. Я легко просыпаюсь от шума


28. Меня утомляют люди


29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом


30. Мне не дают заснуть беспокойные мысли


Обработка результатов. После заполнения тестового бланка произ­водится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

При этом первый диапазон - от 30 до 50 баллов - «отсутствие астении»;

второй диапазон - от 51 до 75 баллов - «слабая астения»;

третий диапазон - от 76 до 100 баллов - «умеренная астерия»;

четвертый диапазон - от 101 до 120 баллов - «выраженная астения».


МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ»

Продумайте предлагаемые ниже утверждения, оценив на отдельном листке в 4-балльной системе свое отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:

Я думаю об этом: очень часто - 4 балла, часто - 3 балла, иногда - 2 балла, редко - 1 балл, никогда - 0 баллов.

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

  3. Я беспокоюсь о своем будущем.

  4. Многие меня ненавидят.

  5. Я менее инициативен, чем другие.

  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

  7. Я боюсь выглядеть глупцом.

  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

  10. Я часто допускаю ошибки.

  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

  1. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

  2. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

  3. Я слишком скромен.

  4. Моя жизнь бесполезна.

  5. Многие неправильного мнения обо мне.

  6. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  7. Люди ждут от меня очень многого.

  8. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

  9. Я слегка смущаюсь.

  10. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

  11. Я не чувствую себя в безопасности.

  12. Я часто волнуюсь понапрасну.

  13. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

  14. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  15. Я чувствую себя скованным.

  16. Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я.

  17. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

  18. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

  19. Как жаль, что я не так общителен.

  20. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

  21. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

0-35 баллов - высокий уровень - означает, что человек, как правило, не отягощен комплексом неполноценности, он правильно реагирует на заме­чания других и редко сомневается в своих действиях;

36 - 45 баллов - средний уровень - свидетельствует о том, что человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладиться под мнение других;

46-120 баллов - низкий уровень - сигнализирует о том, что человек бо­лезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается счи­таться всегда с мнением других и часто страдает от комплекса неполно­ценности

Литература

  1. Дрешер Ю. Кого и как лечит книга: современное состояние книготерапии за рубежом // Библиотека. - 1999. - № 3. - С. 68-70.

  2. Келлер Т. Хорошая книга - тоже лекарство // Библиотека. - 1999. - № 4. - С. 27-28.

  3. Тимофеев А. Лечит слово: о первом международном семинаре по библиотерапии // Библиотека. - 2000. - № 4. - С. 37-39.

  4. Ященко Н., Колобова О. Айболит для подростков // Библиотека. - 2001. - № 8. - С. 30-32.

  5. Федорина И., Чекшезерова Н. "Наставление разума и лечение душ" // Библиотека. - 2001. - № 5. - С. 46-47.











Присущая человеку потребность в общении с прекрасным исключительно высока. Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.


во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым недугом. Книга в нашем сознании, это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Однако книга обладает еще одной уникальной способностью - врачевать людские души и тела.

Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души». Авиценна - ученый, философ, врач - в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово. В 1927 г. в Каирском госпитале Аль-Мансур чтение Корана являлось частью лечебного процесса. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., выписывал своим больным популярную в то время книгу Сервантеса «Дон Кихот».

Проблема библиотерапии актуальна в наши дни, когда социокультурная ситуация в мире характеризуется нарастанием количества экономических, экологических кризисов. Человек в той или иной мере подвергнут стрессам. И библиотерапия является одним из главных направлений выхода из кризисной ситуации.

· Еженедельно анализируются вопросы, которые читатели оставляют в специальном ящичке, и подбираются соответствующие статьи из газет и журналов;
· Здесь же находится "Тетрадь твоих откровений", в которой ребята имеют возможность анонимно поделиться своими проблемами, тревогами, попросить помощи, совета сверстников, библиотекарей, педагогов, психологов и т.д.;
· Систематически проводятся традиционные библиотерапевтические пятиминутки: библиотекари выступают в роли умелого чтеца соответствующих отрывков из книг.

Библиотекарь, занимающийся библиотерапией, должен обладать определенным уровнем профессионального мастерства и рядом личных качеств:

· умением общаться с детьми; гибко, дифференцировано реагировать на их запросы;
· способностью вести диалог с читателем-ребенком, концентрируя при этом внимании на интонации общения с ним;
· пониманием индивидуальности ребенка, своеобразия его познавательных интересов;
· учитывать, что внешний вид, манера поведения библиотекаря являются важными моментами библиотерапии.

Дифференцированный подход к каждому читателю является естественным для библиотерапии: каждому читателю - свою книгу! Ведь книга не только несет полезную информацию, но и способствует повышению самосознания, самооценки ребенка. Например, чтение автобиографий известных людей, которые, будучи инвалидами, добились успеха и признания, помогает осознать цель, к которой надо стремиться, понять, что даже при серьезных болезнях, можно стать полезным обществу и людям.

А библиотерапевтический список литературы для ребенка-инвалида составляется библиотекарем и врачом. Он должен включать 6-8 произведений, и главный принцип отбора литературы - герой книги обязан сам, без посторонней помощи, побороть свое несчастье или недуг.

Подбирая литературу для чтения по наклонностям и интересам ребят, обучающихся на дому, нужно учитывать психику детей, их ранимость, больше рекомендовать веселых произведений отечественных и зарубежных авторов, которые не только развлекают, но и многому учат, воспитывают: произведения С. Маршака, С. Михалкова, книги В. Медведева "Баранкин, будь человеком!", Л. Лагина "Старик Хоттабыч", С. Прокофьевой "Приключения желтого чемоданчика" и т.д.

Значительная часть мировой классики - книги о суровой правде жизни. Эти книги нужно вводить в круг чтения детей постепенно, начиная с романтических произведений А. Грина, М. Рида, переходя к реалистическим рассказам и повестям Э. Сетон-Томпсона или Дж. Лондона.

Для подростков предпочтительнее фантастика, чему способствует наличие в такой литературе стремительно развивающегося сюжета, присутствие героя, которому можно сопереживать (Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин колец", А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом", В. Крапивин "Застава на якорном поле" и др.).

Снятие апатии, стрессовых впечатлений, обретение уверенности в собственной значимости, необходимости для других - все это в Золотом фонде детской литературы: Э. Портер "Поллианна", М. Энде "Бесконечная книга", А. Маршалл "Я умею прыгать через лужи", Т. Габбе "Город мастеров", В. Крапивин "Та сторона, где ветер" и др.

Кроме того, в адаптационную программу библиотерапии, помимо чтения книг, должно входить самостоятельное письменное творчество детей. В этом случае ребенок выступает как самостоятельная личность, как автор. Это позволяет ему самовыразиться, освободиться от комплексов. Так, однократное написание ребенком собственной автобиографии в 50% случаев разрешает большинство его психологических проблем, вызванных физическими дефектами и невозможностью выполнять действия, доступные обычным людям.

Большое значение в библиотерапевтической практике имеет и создание комфортных условий для читателей-детей, оформление и создание дизайна. В детской библиотеке ключевым элементом дизайна могут быть поделки детей. Вид собственной работы, находящейся в стенах библиотеки и привлекающей внимание других детей, развивает у ребенка чувство самоуважения.

Библиотерапия располагает целым рядом направлений и методик деятельности.

i. С к а з к о т е р а п и я

В сказкотерапии широко используется терапевтическое воздействие жанров народной и авторской сказки. Сказка отражает модели поведения, ценностей, убеждений, жизненных ситуаций. Важной чертой сказки является то, что в ней добро всегда побеждает зло.

Библиотерапевтическое воздействие оказывают разнообразные формы работы:
· Инсценировки любимых сказок;
· Литературные конкурсы "Угадай литературного героя", "По дороге в сказку";
· Творческая семейная игра "Расскажи сказку";
· Литературный час "В стране великих сказочников";
· Игры "Сотвори свою сказку", "Время сказок и добрых чудес";
· Праздники сказок;
· Игры-путешествия "По сказочной стране", "По следам сказочного героя";
· Вернисаж портретов Бабы Яги;
· Конкурсы рисунков, сочинений, рукописных книг;
· Беседа "Лечит слово … В. Орлова".

В сказкотерапии идея одухотворенности окружающего мира, природы дает богатый инструментарий для развития личности юного читателя, и тесно переплетается с экотерапией.

ii. Э к о т е р а п и я

Эта библиотерапевтическая методика наиболее доступна.

Включение книги о героеживотном в библиотерапевтический процесс проходит после участия ребенка в реальной ситуации, связанной с конкретными животными (наблюдение за домашними любимцами, подкормка птиц зимой, спасение бездомных животных и т.д.), затем эмоциональная реакция ребенка закрепляется и развивается в ходе чтения книги о таком же животном и подобной ситуации.

Формы работы экотерапии разнообразны и познавательны:
· Инсценировки стихотворений С. Маршака "Волк и лиса", "Усатый, полосатый", С. Михалкова "Как медведь трубку нашел", "Как мужик корову продавал", "Птичий двор" и др.;
· Комментированное чтение сказок Кисилева "Как кукушки лес спасли", "Про умных куличков";
· Чтения "по цепочке" произведений В.Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка;
· Путешествия и экскурсии по книгам о заповедниках и заказниках;
· Написание мини-сочинений в защиту бездомных и домашних животных;
· Оформление и совместное пополнение картотеки-игрушки: "Животные - герои книг", "Собака - твой друг", "Птицы, рыбы, звери";
· Экологический тренинг "Радость человека - творить добро";
· Создание в библиотеке совместными усилиями библиотекаря и детей "зеленых зон", живого уголка или комнаты природы;
· Проведение дог-шоу, турниров "Мисс Кис-кис".
Большое значение экотерапия придает знакомству с произведениями композиторов, художников-пейзажистов, писателей и поэтов, запечатлевших природу в своем творчестве. В рамках этой темы проводятся:
· Тематические композиции "Союз природы и искусства", "Природа в изображении художников", "Летний пейзаж на картинах художников";
· Вечера-портреты "Певцы русского леса", "Великий певец моря";
· Конкурсы чтецов стихотворений о природе, рисунков "Природа глазами детей".
И здесь экотерапия созвучна с библиотерапевтичекой методикой арттерапией.

iii. А р т т е р а п и я
(терапия творчеством, искусством)

Основная задача арттерапии - научить детей воспринимать себя через искусство. В работе по данной методике девизом можно взять слова Антуана де Сент-Экзюпери: "Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться". Для ребенка и подростка огромное значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других".

Формы работы по арттерапии многообразны:
· Конкурс рисунков "Катастрофы" (дети рисуют картины катастроф, а потом все вместе придумывают к этому рисунку рассказ-продолжение);
· Нравственные чтения "Постигая мир добра";
· Библиотерапевтический "Спектакль, который лечит";
· Часы, дни, недели творчества;
· Дни чистых помыслов и деяний;
· Мини-театр "Шляпа волшебника" (каждый, кто наденет ее, становится режиссером и актером своего спектакля);
· Конкурс сочинительства (предложить детям за одну минуту написать столько слов, сколько придет на ум, или написать короткое "любовное признание" фрукту);
· Организация и пополнение фонотеки различных записей (шум леса и морского прибоя, записи голосов птиц), которые помогают снять эмоциональное переутомление, психологический дискомфорт.
В организации арттерапии существуют определенные правила и наиболее популярные методики:
· музыкотерапия (библиотерапевтическое воздействие слова и музыки);
· куклотерапия (участие в кукольном спектакле, изготовление пальчиковых кукол или библиотечного "Уважайки").
Арттерапия созвучна с еще одной методикой библиотерапии.

iV. И г р о т е р а п и я

Одним из действенных средств психолого-педагогического воздействия на развитие ребенка является игрушка. Она предшествует книге и выполняет ту же воспитательную и развивающую роль.

В игротерапии большое значение имеет слово. Очень важно использовать в процессе игротерапии "крылатые" выражения, поговорки, высказывания, цитаты из художественных произведений - для формирования ценностей ориентации ребенка. Например, игровая поэзия снимает агрессивные побуждения ребенка: "Вредные советы" Г. Остера - не что иное, как психотерапевтический прием лечения неврозов, снятия стресса. Детские страшилки, ужастики, дразнилки способствуют выходу негативных эмоций, преодолению детских обид и страхов.

Формы работы по игротерапии самые разнообразные:
· Путешествие "По стране Мультипликации";
· Урок радостного чтения;
· Конкурс "Мы смотрим и рисуем мультфильм";
· Игра "Сотвори сказку";
· Праздник книги и игрушки;
· Книжная выставка "Почитаем-поиграем" (по соседству с книгами размещаются куклыгерои книг, помещенных на выставке).

В обычные беседы, встречи с детьми, библиотечные уроки должны включаться игровые приемы.
Например: вопросы викторины задает сказочная говорящая яблонька. На ней - красные (для девочек) и зеленые (для мальчиков) яблочки, на обороте которых для каждого свой вопрос: "Девочка, какая ты хорошенькая, улыбчивая и умница!


© 2010-2022