Урок литературы в 10 классе

Данная работа содержит конспект урока литературы в 10 классе по творчеству Федора Ивановича Тютчева. Урок проведен по технологии развития критического мышления, состоит из 3 стадий. На уроке используется связь с другими предметами, интеграция. В ходе урока предусмотрена групповая работа. В конце урока проводится творческая работа.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.И.Тютчева

Тема урока: Всё во мне, и я во всем!..

Учитель: Тумакова Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Осинская СОШ №1» Осинского района Иркутской области

Цели урока:

  • Обучающая:

· Вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

- Выявить особенности поэтического стиля Тютчева

  • Развивающая:

- Приобщение учащихся к миру искусства.

- Развитие воображения, фантазии в процессе выразительного чтения стихотворений и их анализ.

- Развитие навыков устной речи, навыков общения, выразительного чтения.

  • Воспитывающая:

- Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии.

- Интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Ход урока:

I Стадия вызова

  1. Видеофрагмент. На родине поэта.

  2. Работа с эпиграфом: «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной мысли цвет!». Строки, написанные А.А.Фетом на сборнике стихотворений Ф.Тютчева через 10 лет после его смерти. На уроке мы попытаемся доказать слова Фета.

  3. Беседа с классом: Что вам известно о Федоре Ивановиче Тютчеве?

  4. Слово ученика. Имя Тютчева знакомо и дорого сердцу каждого человека. Современники вспоминают его как образец интеллигентности и образованности. Родился в селе Овстуг Брянской губернии. Тютчев рано обнаружил необыкновенное дарование и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым руководил поэт-переводчик Семен Егорович Раич. Под влиянием учителя уже в 12 лет будущий поэт успешно переводил Горация. В 16 лет Тютчев поступил на отделение словесных наук Московского университета и за 3 года окончил его. В 19 лет образованный русский дворянин отправляется в Германию. Здесь происходит важная встреча в жизни поэта, он знакомится с великим немецким ученым-философом Шеллингом.

Философия - самая древняя на земле наука, из неё берут начало все другие науки. Тютчев понимает главную идею Шеллинга: природа - живой организм. Тютчеву близка идея очеловечивания природы, он признает родство природы и человека.

  1. Слово учителя: Тютчев более 20 лет прожил в Германии, находясь на государственной дипломатической службе. Практически не слышал русской речи, но не преставал писать на родном языке. Чему посвящает он свои произведения? ( Родине, родной природе, человеку в мире природы)


II Стадия осмысления

6. Работа с картинами.

- предлагаю рассмотреть вам картины, какие стихотворения Тютчева вам вспоминаются?

«Золотая осень» Исаак Левитан - "Есть в осени первоначальной..."

Алексей Саврасов «Грачи прилетели» - "Зима недаром злится..."

Иван Шишкин «Зима» - «Чародейкою Зимою …»

- Чтение наизусть отрывков из стихотворений.

  1. Беседа с классом. - Что объединяет эти стихи?

Ученик: поэт показывает не одно, застывшее состояние природы. Природа находится в переходном состоянии. Этот момент напряженный и радостный одновременно. Сергей Аксаков отмечал, что стихи Тютчева "богаты не столько красками, сколько движением".

- Природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей "чудной жизнью", чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих "есть душа", есть свой язык, есть свои тайны.

Характерная особенность тютчевского стиля проявляется в том, что поэт нигде не изображает определенное время года или время суток, так сказать, "в чистом виде". Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

  1. Работа в группах. Анализ стихотворений.

Группа 1. «Осенний вечер» (1830)

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья! (Осень 1830)

- Выпишите слова и выражения, показывающие, что поэт изображает осенний пейзаж двойственно, в единстве темных и светлых сил.

Светлые силы

Темные силы

Светлость вечеров

Умильная, таинственная прелесть

Багряных листьев томный, легкий шелест

Туманная и тихая лазурь

Кроткая улыбка

Зловещий блеск

Над грустно-сиротеющей землею

Предчувствие бурь

Порывистый холодный ветр

Ущерб, изнеможенье

- Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и «существо разумное» подчинены общим «божественным» законам мирозданья.

- Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски, что он задумывается о проблемах жизни и смерти.

Итоги, вывод

Группа 2. «Тени сизые смесились…» (1830-е гг.)

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши -
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

- Наша жизнь - неразделимость двух миров - материального и духовного. Найдите в стихотворении приметы этих двух миров. Запишите ассоциации, связанные с этими образами.

Материальный мир

Духовный мир

Образ

Ассоциация

Образ

Ассоциация

цвет поблекнул


звук уснул


жизнь, движенье разрешились


мотылька полет незримый

Угас, растворился

Его не слышно

Превратились во что-то другое

Его уже не видно, исчез

душа


чувства


самозабвенье
уничтоженье
мир дремлющий
сумрак тихий
сумрак сонный


благовонный

Бессмертие, божественная суть

Любовь

Упокоение

Покой, неподвижность

Ладан, удовольствие

- Для чего автор так изображает эти миры? (показать, что материальный мир смертен, а духовный - вечен, бесконечен.)

- Как понимаете строки «все во мне, и я во всем!»? (единая мировая душа пронизывает человека и природу)

- Какой образ объединяет эти два мира? (сумрак тихий, сумрак сонный). Это переходный момент из одного состояния в другое.

Выводы, итог

Группа 3-4. Акростих

  1. Акростих (составить акростих из букв имени поэта и слова «природа», отразив в ней философию, поэтику его стихов)

Переменчивость, подвижность

Романтический образ

Искренность, изумление

Родина

Олицетворение, обожествление

Динамичность, диалектика, душа

Ассоциации с душой человека

Торжественность

Юность и зрелость

Творчество

Чувственность, человек

Естественность, единство, единение

Величественность, восхищение


III Стадия рефлексии

  1. Беседа. Как вы поняли, в чем особенность поэтического стиля Тютчева? Почему его стихотворения называют истинными произведениями искусства? Каковы отношения человека и природы у Тютчева?

  2. Чтение акростихов - итог урок.

Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Природа для Тютчева - это что-то величественное, бесконечное. Явления природы, описываемые в стихах Тютчева, помогают понять внутренний мир человека, движение его души. Стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок.

Итоги урока.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворения Тютчева. Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»

(Стихотворение написано в форме обращения. К кому обращается поэт? Что хочет сказать? Найдите и выпишите выразительные средства языка (тропы) и объясните их значение в стихотворении.)

© 2010-2022