Рабочая программа учебного предмета (курса) РУССКИЙ ЯЗЫК

Данная рабочая программа учебного предмета русский  язык для учащихся VIII класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тарминская СОШ» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский) издательство «Просвещение» 2009 г., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,   и основной образовательной программы МКОУ «Тарминская  СОШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

учебного предмета (курса)

РУССКИЙ ЯЗЫК


для учащихся 8 класса




Образовательная область: «филология»







Разработала:

учитель: Е.В. Иванчук,

I квалификационная категория



2013 г.

Раздел I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета русский язык для учащихся VIII класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тарминская СОШ» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский) издательство «Просвещение» 2009 г., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, и основной образовательной программы МКОУ «Тарминская СОШ».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Основными формами и методами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, ОК, ПК, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый - итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, поисковый - проблемно-поисковый, самостоятельные работы, стимулирования, контроль и самоконтроль (обратная связь), репродуктивные (лекции, доклады, сообщения), индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному).

Формы работы:

общеклассная, групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная.

Приемы:

наблюдение, сравнение, анализ, творческая деятельность.

Средства обучения

Выставки (книги, игрушки, рисунки), альбом, портрет, ТСО, кинофильм, тетради, учебники, произведения.

Формы текущего контроля знаний:

  • тест;

  • диктант / диктант с грамматическим заданием;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное, сжатое изложение;

  • сочинение повествовательного характера на заданную тему;

  • письменный ответ на вопрос проблемного характера;

  • сочинение по картине;

  • рассказ о случаях из жизни,

  • описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине

  • устное /письменное высказывание на лингвистическую тему.

Формы промежуточной аттестации:

  • тест;

  • диктант с грамматическим заданием;

  • контрольная работа.

Место учебного предмета « Русский язык» в базисном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе 105 часов (из расчета 3 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год.

Курс русского языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

  • познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о русском языке;

  • практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Межпредметные связи наиболее тесные прослеживаются с литературой. Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.п.). Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства (антоним, антитеза, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами; при изучении географии - с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой - со звуками, тембром, интонацией.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.


Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане:

В год - 105 ч.

Развитие речи - 14 часов

В неделю - 3 ч., 35 недель

Организация учебного процесса: классно-урочная система.

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

Материально - техническое обеспечение:

- учебно-методический комплекс (учебник русского языка для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение» 2011 г.; поурочные разработки, Москва «ВАКО», 2009г.; КИМ. Русский язык, 8 класс. Москва «ВАКО», 2012 г.)

- таблицы по основным темам курса русского языка;

- тесты;

- печатные пособия.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).




Раздел II. Общий учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык в современном мире

1

Повторение изученного в V-VII классах.

7

Синтаксис и пунктуация.

9

1

1

Простое предложение

5

2

Двусоставные предложения

11

1

1

Второстепенные члены предложения.

13

1

2

Односоставные предложения

12

1

3

Простое осложненное предложение

1

Однородные члены предложения

11

1

2

Обособленные члены предложения

13

1

1

Обращение

3

1

Вводные и вставные конструкции

7

1

Чужая речь

8

1

1

Повторение изученного в 8 классе

4

Итого:

105

8

14

Раздел III. Содержание тем учебного курса


Раздел 1. Функции русского языка в современном мире. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Раздел 2. Повторение изученного в 5-7 классах. Орфографические условия написания слов, пунктуационные особенности написания предложений.

Раздел 3. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание. Повторение пройденного о словосочетании в 5 кл. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Связь слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Простое предложение. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Вопрос об обобщённо-личных предложениях. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Интонация предложений с обращением. Синонимия вводных конструкций.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире.

Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения. Виды обстоятельств. Публичное выступление.

Простые односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Рассуждение на основе литературного произведения.

Обращения, вводные слова и междометия. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Характеристика человека как вид текста.

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

Раздел 4. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. Сочинение повествовательного характера с элементами описания.

Раздел IV. Учебно-тематический план


Разделы и темы

Количество часов

Всего


Теория

практика

1

Знакомство с учебником. Русский язык в современном мире.

1

1


2

Пунктуация и орфография.

1


1

3

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1


1

4-5

Знаки препинания в сложном предложении

2

1

1

6

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1


1

7

Слитное и раздельное написание не- с разными частями речи

1


1

8

Правописание дефиса

1


1

9

Основные единицы синтаксиса

1

1


10

Текст как единица синтаксиса

1

1


11

Предложение как единица синтаксиса

1

1

1

12

Словосочетание как единица синтаксиса

1


1

13

Виды словосочетаний. № 10

1


1

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. № 11.

1


1

15

Синтаксический разбор словосочетаний. № 12.

1


1

16

Контрольный диктант, тестовые задания.

1


1

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения № 13

1

1


18

Рр Изложение упр.76

1


1

19

Порядок слов в предложении. №14. Интонация. № 15.

1

1


20

Рр Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. Работа с репродукциями картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли».

1


1

21

Работа над ошибками.

1


1

22

Подлежащее. №17.

1

1


23

Рр Работа с репродукцией картины И. Шевандроновой «На террасе».

1


1

24

Работа над ошибками.

1


1

25

Сказуемое. №18. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. №19.

1

1


26

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. № 19.

1


1

27

Составное глагольное сказуемое. №20.

1


1

28

Составное именное сказуемое. №21.

1


1

29-30

Тире между подлежащим и сказуемым. №22.

2

1

1

31

Контрольный тест.

1


1

32

Работа над ошибками

1


1

33

Роль второстепенных членов в предложении. №23.

1

1


34-35

Дополнение. №24.

2

1

1

36

Рр Сочинение (упр. 132).

1


1

37-38

Определение. №25.

2


1

39

Приложение. Знаки препинания при нём. №26.

1

1


40-41

Обстоятельство. №27.

2

1

1

42

Синтаксический разбор двусоставного предложения. №28.

1


1

43

Рр Характеристика человека как вид текста. Работа с репродукцией картины Ю. Ракши « Проводы ополчения».

1


1

44

Обобщающее повторение по теме «Двусоставные предложения».

1


1

45

Контрольный диктант.

1


1

46

Работа над ошибками.

1


1

47-48

Главный член односоставного предложения. №30. Назывные предложения. №31.

2

1

1

49

Определённо-личные предложения. №32.

1

1


50

Неопределённо-личные предложения. №33.

1

1


51

Рр Инструкция. №34.

1


1

52

Безличные предложения. №35

1

1


53-54

Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209).

2


2

55

Работа над ошибками. Неполные предложения. №37.

1


1

56

Синтаксический разбор односоставного предложения. №38.

1


1

57

Контрольный тест по односоставным предложениям.

1


1

58

Работа над ошибками. Повторение

1


1

59

Понятие об осложнённом предложении. №39.

1

1


60

Понятие об однородных членах. №40.

1

1


61

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. №41

1

1


62

Рр Изложение (упр. 242). Текст-сравнительная характеристика

1


1

63

Работа над ошибками.

1


1

64

Однородные и неоднородные определения. №42.

1

1


65

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. №43.

1

1


66

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.№44.

1

1


67

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. №45. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. №46.

1

1


68

Рр Работа с репродукцией картины В. Е. Попкова « Осенние дожди ».

1


1

69

Контрольная работа

1


1

70

Работа над ошибками. Повторение

1


1

71

Понятие об обособлении. №47.Обособленные определения. Выделительные знаки препинания. №48.

1

1


72

Рр Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение (упр. 302).

1


1

73

Работа над ошибками

1


1

74-75

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. №50.

2

1

1

76-77

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. № 51.

2

1

1

78-79

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. №52

2

1

1

80

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. №53. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. №54.

1

1


81

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот.

1

1


82

Контрольная работа.

1


1

83

Повторение. Работа над ошибками

1


1

84

Назначение обращения. № 55.

1

1


85

Распространённые обращения.№56. Выделительные знаки препинания при обращении.№57. Употребление обращений. №58.

1



86

Рр Составление делового письма. № 58.

1


1

87

Вводные конструкции. №59.

1



88-89

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. №60. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. № 61.

2

1

1

90

Вставные слова, словосочетания и предложения. № 62.

1

1


91

Междометия в предложении. №63.

1

1


92

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. №64.

1



93

Контрольный диктант.

1


1

94-95

Понятие о чужой речи. №65. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть. №66. Прямая и косвенная речь. №67. Косвенная речь. №68.

2

1

1

96

Прямая речь. №69.

1

1


97

Диалог. №70.

1

1


98

Рр Рассказ. №71. Сжатое изложение (упр.419).

1


1

99

Работа над ошибками.

1


1

100

Цитата. №72. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью.

1

1


101

Контрольный диктант за год

1


1

102

Синтаксис и морфология. №73.

1


1

103

Синтаксис и пунктуация. №74.

1


1

104

Синтаксис и культура речи. №75.

1


1

105

Синтаксис и орфография.

№ 76

1


1


Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,

  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,

  • в предложениях с прямой и косвенной речью,

  • при цитировании, обращении,

  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

Определять тип и стиль текста.

Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

Писать сочинения - описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения - рассуждения на морально-этическую тему.

Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


Раздел VI. Нормы оценки письменных контрольных работ

и устных ответов учащихся


Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 - 2 ошибки

«3»

3 - 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;


- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок,

нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание. При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Раздел VII. Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Кол-во

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Вид контроля


Освоение предметных

УУД

знаний

(базовый уровень)

1

Знакомство с учебником. Русский язык в современном мире.

1


Понимать статус русского языка


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ (7)

2

Пунктуация и орфография.

1


Знать пунктуационный и орфографический разбор. Уметь применять на практике


3

№1. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. №2.

1


Знать основные принципы употребления знаков препинания. Уметь употреблять их на письме

Диктант «Проверь себя»

4-5

Знаки препинания в сложном предложении. №3.

2


Знать основные принципы употребления знаков препинания. Уметь употреблять их на письме

Словарная работа, объясни­тельный диктант

6

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. № 4.

1


Уметь опознавать слова с изученными орфограммами

Текущий контроль

7

Слитное и раздельное написание не- с разными частями речи. № 5.

1


Уметь безошибочно писать не с разными частями речи

Карточки

8

Правописание дефиса

1


Уметь употреблять дефис в написании слов разных частей речи

самодиктант

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7+1)

9

Основные единицы синтаксиса. № 6.

1


Уметь определять границы предложения

Словарная работа, объясни­тельный диктант

10

Рр Текст как единица синтаксиса. № 7.

1


Знать строение текста. Уметь определять стили речи, определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений

Анализ текста

11

Предложение как единица синтаксиса

1


Знать интонационные средства синтаксиса

12

Словосочетание как единица синтаксиса

1


Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Текущий контроль

13

Виды словосочетаний. № 10

1


Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Взаимодиктант

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. № 11.

1


Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Творческое списывание текста

15

Синтаксический разбор словосочетаний. № 12.

1


Уметь производить синтаксический разбор

Словарный диктант

16

Контрольный диктант, тестовые задания.

1


Уметь производить аудируемый текст, соблюдая орфографические и синтаксические нормы

Диктант

Простое предложение (3+2)

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения № 13

1


Знать особенности строения предложений. Уметь производить синт.разбор простого предложения, определять основы в простом и сложном предложении

Словарно-орфографическая работа

18

Рр Изложение упр.76

1


Уметь писать изложение близко к тексту

Изложение

19

Порядок слов в предложении. №14. Интонация. № 15.

1


Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять наиболее важное слово

Текущий контроль

20

Рр Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. Работа с репродукциями картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли».

1


Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного

Сочинение

21

Работа над ошибками.

1


Уметь анализировать и классифицировать ошибки

Карточки с речевыми ошибками

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (10+1)

22

Подлежащее. №17.

1


Знать функцию подлежащего, находить его в предложении. Уметь согласовывать подлежащее и сказуемое

Текущий контроль

23

Рр Работа с репродукцией картины И. Шевандроновой «На террасе».

1


Уметь создавать текст на основе увиденного

Сочинение

24

Работа над ошибками.

1


Уметь анализировать и классифицировать ошибки

Карточки с речевыми ошибками

25

Сказуемое. №18. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. №19.

1


Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого

Предупредительный диктант

26

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. № 19.

1


Знать правила трудных случаев согласования. Уметь применять знания на практических упражнениях

Текущий контроль

27

Составное глагольное сказуемое. №20.

1


Знать структуру составного глагольного сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого

Текущий контроль

28

Составное именное сказуемое. №21.

1


Знать структуру составного именного сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое, определять морфологические способы выражения именного сказуемого

Текущий контроль

29-30

Тире между подлежащим и сказуемым. №22.

2


Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Знать способы выражения подлежащих и сказуемых, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь применять правило

Взаимодиктант.

31

Контрольный тест.

1


Уметь определять грамм.основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения

Тест

32

Работа над ошибками

1


Уметь анализировать и классифицировать ошибки

Карточки

Второстепенные члены предложения (12+2)

33

Роль второстепенных членов в предложении. №23.

1


Знать понятие второстепенные члены и их роль в предложении. Уметь находить их в предложении

Текущий контроль

34-35

Дополнение. №24.

2


Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения. Уметь опознавать их в предложении

Текущий контроль. Карточки

36

Рр Сочинение (упр. 132).

1


Уметь давать характеристику герою

Сочинение

37-38

Определение. №25.

2


Уметь различать определения согласованные и несогласованные определения, использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты - как средство выразительности речи

Текущий контроль

39

Приложение. Знаки препинания при нём. №26.

1


Знать приложение. Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, уметь ставить знаки препинания при приложении

Карточки

40-41

Обстоятельство. №27.

2


Знать виды обстоятельств. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах

Карточки

42

Синтаксический разбор двусоставного предложения. №28.

1


Знать порядок синтаксического разбора. Уметь производить синт.разбор двусоставного предложения

Текущий контроль

43

Рр Характеристика человека как вид текста. Работа с репродукцией картины Ю. Ракши « Проводы ополчения».

1


Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы

Сочинение-характеристика

44

Обобщающее повторение по теме «Двусоставные предложения».

1


Знать изученный материал, уметь применять теорию на практике

Карточки

45

Контрольный диктант.

1


Уметь определять грамм.основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения

Диктант

46

Работа над ошибками.

1


Уметь анализировать и классифицировать ошибки

Взаимодиктант

Односоставные предложения (9+3)

47-48

Главный член односоставного предложения. №30. Назывные предложения. №31.

2


Знать структурные особенности и особенности односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, знать способы употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, характеризовать сферу употребления назывных предложений,

Морфологический разбор разных частей речи

49

Определённо-личные предложения. №32.

1


Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения в структуре сложного предложения

Составление о/л предложений

50

Неопределённо-личные предложения. №33.

1


Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях. Уметь использовать в своей речи

Составление н/л предложений

51

Рр Инструкция. №34.

1


Знать особенности написания инструкции, уметь составлять инструкцию

Составление инструкции

52

Безличные предложения. №35

1


Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого. Уметь опознавать безличные предложения в тексте

Составление безличных предложений

53-54

Рр Рассуждение. Изложение с элементами сочинения (упр.208-209).

2


Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, соблюдать на письме нормы русского литературного языка

Изложение

55

Работа над ошибками. Неполные предложения. №37.

1


Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений, опознавать их в тексте и грамотно употреблять в своих высказываниях

Составить диалог на тему «После ремонта комнаты» с использованием неполных предложений

56

Синтаксический разбор односоставного предложения. №38.

1


Знать порядок синтаксического разбора. Уметь производить синт.разбор односоставного предложения

Карточки

57

Контрольный тест по односоставным предложениям.

1


Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания

Тест

58

Работа над ошибками. Повторение

1


Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания

Карточки, текущий контроль

Простое осложнённое предложение (1)

59

Понятие об осложнённом предложении. №39.

1


Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор

текущий контроль

Однородные члены предложения (9+2)

60

Понятие об однородных членах. №40.

1


Знать определение однородных членов. Уметь находить группы одн.чл., строить предложения с одн.членами

текущий контроль

61

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. №41

1


Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

текущий контроль, карточки

62

Рр Изложение (упр. 242). Текст-сравнительная характеристика

1


Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста

Изложение -сравнительная характеристика

63

Работа над ошибками.

1


Уметь видеть и исправлять ошибки, классифицировать их по видам орфограмм

самоанализ

64

Однородные и неоднородные определения. №42.

1


Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, ставить знаки препинания

Карточки

65

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. №43.

1


Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи

Словарно-орфографический диктант. Карточки

66

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.№44.

1


Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания

Текущий контроль, работа по карточкам

67

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. №45. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. №46.

1


Уметь производить синтаксический разбор, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами)

Карточки

68

Рр Работа с репродукцией картины В. Е. Попкова « Осенние дожди ».

1


Знать особенности текста-описания. Уметь передавать увиденное, правильно строить текст-описание, соблюдая литературные нормы языка

Сочинение

69

Контрольная работа

1


Уметь анализировать текст по параметрам: композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли, количества микротем); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); типологический анализ (выделение в тексте ведущего типа речи); языковой анализ отдельных элементов текста; анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений

Комплексный анализ текста

70

Работа над ошибками. Повторение

1


Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородн.членами, правильно ставить знаки препинания.

Объяснительный диктант

Обособленные члены предложения (12+1)

71

Понятие об обособлении. №47.Обособленные определения. Выделительные знаки препинания. №48.

1


Знать способы обособления. Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов, уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами

Словарно-орфоэпическая работа

72

Рр Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение (упр. 302).

1


Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы: тезис, доказательства, вывод; умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение

«Почему на суде Гринев перестал доказывать свою невиновность?»

73

Работа над ошибками

1


Уметь распознавать и классифицировать ошибки, правильно ставить знаки препинания

карточки

74-75

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. №50.

2


Знать основные условия обособления приложений. Уметь опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания

Текущий контроль

76-77

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. № 51.

2


Знать основные виды обстоятельств. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения

Оценка и разбор смешанных примеров из литерат.произведений

(выделить и объяснить случаи обособления приложений)

78-79

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. №52

2


Иметь представление об уточняющих членах предложения, о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Уметь опознавать уточн.члены на основе семантико-интонационного анализа

Текущий контроль

80

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. №53. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. №54

1


Знать синтаксический разбор, уметь применять его на практике


81

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот.

1


Уметь опознавать синтаксические конструкции с как, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с как, использовать сравни тельный оборот в текстах разных стилей и типов речи

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

82

Контрольная работа.

1


Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

83

Повторение. Работа над ошибками

1


Уметь определять и выделять на письме обособленные второст.члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений

Предупредительный диктант

Обращение (2+1)

84

Назначение обращения. № 55.

1


Знать определение обращения, иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения (звательная, оценочная, изобразительная функция обращения). Уметь характеризовать синтаксические, пунктуационные и интонационные особенности предложений с обращением

Комплексный анализ текста. Составить таблицу «Запятая при обращении»

85

Распространённые обращения.№56. Выделительные знаки препинания при обращении.№57. Употребление обращений. №58.

1


Знать определение обращения, иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения (звательная, оценочная, изобразительная функция обращения). Уметь характеризовать синтаксические, пунктуационные и интонационные особенности предложений с обращением

Текущий контроль

86

Рр Составление делового письма. № 58.

1


Уметь составить собственное высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специфику жанра, использовать обращение

Деловое письмо

Вводные и вставные конструкции (7)

87

Вводные конструкции. №59.

1


Знать группы вводных слов по значению, понимать роль вводных слов, уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях

Текущий контроль, работа по карточкам

-88-89

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. №60. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. № 61.

2


Знать группы вводных слов по значению, понимать роль вводных слов, уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях

Текущий контроль, работа по карточкам

90

Вставные слова, словосочетания и предложения. № 62.

1


Знать группы вводных слов по значению, понимать роль вводных слов, уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях

Текущий контроль

91

Междометия в предложении. №63.

1


Знать определение междометий, уметь находить их в тексте, употреблять в речи

Словарный диктант

92

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. №64.

1


Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор, правильно ставить знаки препинания


93

Контрольный диктант.

1


Уметь производить синт.разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями, междометиями; правильно ставить знаки препинания

Зачет

Чужая речь (7+1)

94-95

Понятие о чужой речи. №65. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть. №66. Прямая и косвенная речь. №67. Косвенная речь. №68.

2


Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания

Составление схем

96

Прямая речь. №69.

1


Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь

Конструирование предложений с прямой речью

97

Диалог. №70.

1


Знать понятие «диалог». Уметь находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания при диалоге

Орфографическая работа, составление диалога

98

Рр Рассказ. №71. Сжатое изложение (упр.419).

1


Уметь писать сжатое изложение

Изложение

99

Работа над ошибками.

1


Уметь видеть и распознавать ошибки

Карточка

100

Цитата. №72. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью.

1


Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания

Запись под диктовку текста

101

Контрольный диктант за год

1


Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4)

102

Синтаксис и морфология. №73.

1


Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи

Анализ текста

103

Синтаксис и пунктуация. №74.

1


Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами

Взаимодиктант

104

Синтаксис и культура речи. №75.

1


Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм

Тест

105

Синтаксис и орфография.

№ 76

1


Уметь соблюдать орфографические синтаксические нормы.

Анализ текста




Раздел VIII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя

  1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс-М.,2006.

  2. Беднарская Л.Д. Волшебное слово: Учебное пособие для учащихся средней школы.- Орёл, 2006.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. - 3-е изд./ Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2010.

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 2011.

  5. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 2005.

  6. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т. А. Костяева, - М.: - Просвещение, 2004.

  7. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Фёдорова. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2008.

  10. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы/ Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 2004.

  11. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи/ И. В. Кусмарская, А.К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2010.

  12. И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева- М.: Эксмо,2012.

Литература для учащихся

  1. С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 8 класс: контрольные работы тестовой формы - М.: Вентана-Граф, 2012

  2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 2006

  3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2005.

  5. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Алекссандрова - М.: Просвещение, 2011.

  6. КИМ. Русский язык Составитель Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012.

Электронные ресурсы.

  1. http// Gramota.ru

  2. http// ruscenter.ru

  3. http// slovesnik.ru

  4. http// repetitor.1c.ru

  5. http//gramotey.ericos.ru



© 2010-2022