Конспект урока по русскому языку на тему Определение (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Селезнева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода

Тема: Определение

Класс: 5

Уровень: базовый

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для активной деятельности учащихся на уроке через использование системы учебных заданий по теме: «Определение».

Задачи:

· учебно-образовательные - способствовать формированию знаний учащихся об определении как второстепенном члене предложения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «определение», «второстепенный член предложения», «имя прилагательное».

· развивающие - содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к знаниям русского языка; помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для овладения выразительной связной речи.

· воспитывающие - способствовать воспитанию любви к родине и развитию коммуникативных способностей учащихся, чувства патриотизма.

Используемые методы и приемы: лингвистическая разминка, работа с учебником, самостоятельная работа, комментированное письмо.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint 2007, учебник «Русский язык» под ред. Т.А.Ладыженской.



Ход урока

  1. Организационный этап

- Добрый день, ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Пропустите одну строку для записи темы.

  1. Мотивационный этап

- Ребята, чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, нам предстоит выполнить лингвистическую разминку в форме загадки. (Слайд 1)

(Чтение учащимся текста загадки.)

Есть дер_во р_дное,

Бли_кое и д_рогое:

Белый сарафан?чик,

Бархатный кафтан?чик,

Листики р_зные,

Сере_ки расп_сные.

- Ребята, что это за дерево? (березка)

- Давайте попробуем с вами озаглавить текст («Березка», «Родное дерево» и т.д.)

- А как вы поняли, что ответом на нашу загадку явилось слово «березка»? Слова какой части речи назвали признаки березки? (Есть описание этого дерева с помощью имен прилагательных: (дерево) родное, близкое, дорогое; белый (сарафанчик); (листики) резные); (сережки) расписные.)

- Найдите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (Сарафанчик, кафтанчик, листики, сережки.)

- Ребята, кто выпишет слова с пропущенными буквами и объяснит пропущенные орфограммы? (1 ученик работает у доски.) (Слайд 2)

- Давайте дадим лексическое значение слову «береза».

(Лиственное дерево с белым стволом.)

- Почему автор называет березу «дорогим» деревом? Оно много стоит? (Нет, дорогое - близкое сердцу.)

- Составьте и запишите предложения, ответив на вопрос: какой вы видите березку? (Символ России.)

Произвести синтаксический разбор одного из построенных детьми предложений (1 ученик работает у доски.)

Русская березка-символ нашей родины.

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению новой темы

- Ребята, давайте найдем и выпишем все словосочетания из загадки, которые показывают признаки березки. Сделаем их разбор и укажем тип подчинительной связи. (1 ученик работает у доски.)

- Вы уже догадались, какой второстепенный член предложения мы сегодня будем изучать? Правильно, это определение.

(Запись темы урока.)

- Ребята, как вы думаете, что сегодня мы должны узнать на уроке? (Что такое «определение», какой это член предложения, чем выражен, как подчеркивается, для чего необходимо определение.) Чему должны научиться? (Безошибочно находить определения в тексте, самим составлять предложения с определением.)

- Ваши цели совпадают с моими целями, а значит, урок будет плодотворным. (Слайд 4)

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действия

- Так как вы уже знакомы с определением из курса начальной школы, давайте вспомним с вами, что называют определением. Определение - это ... (Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой?, чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражены прилагательными.) (Слайд 5)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли в нашей речи обойтись без определения? (Проблемный вопрос, однозначное решение которого будет дано учащимся при выполнении практической части.) (Слайд 3)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

    1. Работа с учебником. (Сравнение теоретического материала с выводами учащихся.)

    2. Упражнение 186. (Устно.)

Задание: найдите определения, объясните пропущенные орфограммы.

1. Падают резные листья. 2. Яркая озимь блестит. 3. Круж…тся желтый лист. 4. Птич…и гнезда опустели. 5. Пош…л редкий дождь.

- Для тех, кто забыл, как находить определения в тексте, используйте алгоритм. (Слайд 6.)

Алгоритм нахождения определения

      1. Найду главные члены предложения.

      2. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.

      3. Поставлю от них вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?

      4. Определить, есть ли слова, отвечающие на эти вопросы.

      5. Если есть, следовательно, это определение.

      6. Подчеркнуть определение волнистой линией.

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действия

Физкультминутка

Если в словосочетании есть дополнение - присесть, если определение - поднять руки и хлопнуть.

Ненастная погода, сгибает лук, на пушистых ветках, белой бахромой, видит холм, распустились кисти(?).

  1. Этап применения знаний и способов действий (Слайд 7)

Задание: Прочитайте текст. Исправьте его, добавив определения, выраженные именем прилагательным.

Стоят дни осени. В небе висят облака. Дует ветер. В воздухе плывут нити паутины. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи.

(Слайд 8)

- Ребята, в самом начале урока мы с вами пытались выяснить, для чего необходимы в нашей речи определения. Сможем ли мы сейчас однозначно ответить на этот вопрос? Что добавили прилагательные в этот текст, как они его изменили? (Точнее рисуют картину, передают краски, помогают лучше представить предмет.)

- Давайте сравним получившиеся картины осени (Слайды 9, 10)

- Ребята, запишите исправленный текст. Подчеркните в нем определения.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний

(На доске рисунок дерева с яблоками, на которых написаны вопросы по теме урока. Этап проводится в форме опроса.)

  1. Этап информации о домашнем задании

§ 38, 1) упр. 189;

2) для творческих ребят - сочинение на тему "Осенний лес".

  1. Этап подведения итогов занятия

Выставление оценок.

  1. Этап рефлексии

(Оценка учениками работы на уроке.)

Зарубить на носу

Ни в зуб ногой

Засучив рукава

В два счета

Бить баклуши

На седьмом небе

Ловить на лету

Заблудиться в трех соснах

Не покладая рук.

(Слайд 11)

5

© 2010-2022