Открытый урок по русскому языку на тему Синонимы 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синонимы.

Цели:

1.Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

2.Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках. 3.Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.

4.Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

5.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Тип урока: закрепление знаний.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

  • Итак, ребята, мы с вами изучаем раздел науки о языке лексикологию. А что же изучается в этом разделе? (слова)

  • Для чего служат слова? (для названия предметов, их признаков, их действий, количества).

  • А как вы думаете, сколько слов нужно человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться?

  • Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению ученых, от 20 до 24 тысяч слов.

  • Давайте посмотрим, что нового о слове мы уже успели узнать. Для этого разгадаем кроссворд, который нам поможет еще и определить тему урока.

Задание:

1.Что образует словарный состав языка?

2.Нам известно, что слово обладает двумя значениями, одно из них лексическое, а второе?

3.Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

4.Если я по отношению к гвоздю употреблю определение железный в какое значение будет у этого слова?

5.А если я это же определение употреблю по отношению к существительному здоровье, какое оно примет значение?

6.Нередко, для наибольшей выразительности речи, действие людей приписываются неживым предметам. Как называется такое явление?

7.А если слово или оборот речи употребляется в переносном значение на основе сходства, то это...?

8.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются...

Слова

грамматическое

многозначные

прямое

переносное

олицетворение

метафора

омонимы

- Очень хорошо, а что же такое синонимы? (синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи)

- Для чего используются синонимы в речи?

(…чтобы речь была образной.

…чтобы речь была точной.

…чтобы речь была разнообразной.)

3.Словарная работа. (работа со словарем синонимов)

На доске написаны слова, подберите к ним синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:

скорый поезд - экспресс

обучение животных - дрессировка

асфальтированная дорога - шоссе

больничный лист - бюллетень

специальность - профессия

4.Закрепление знаний.

- Молодцы, продолжаем трудиться, потому что… (смотрим на доску):

Землю солнце красит, а человека труд (И.п.).

Кто работы (Р.п.) не боится, тот и человек.

Не на бумаге сказано, а делом (Т.п.) показано.

- Как понимаете последнее предложение?

- Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

- Определить падеж имен существительных.

Выпишем подчеркнутые слова в тетрадь, ставя их в И.п.

1. Труд, работа, дело

- Что это за слова?

- Докажите, что это синонимы.

Вывод. Синонимы выражены именами существительными, обозначают предмет.


  • Молодцы! С заданием хорошо справились.

  • Действительно, труд красит человека. Все вы оказались прилежными учениками.

2. Подберите слова - синонимы для характеристики прилежного человека, ученика.

Ученик прилежный… (запись на другой стороне доски: старательный, исполнительный, усердный, трудолюбивый).

Вывод. Синонимы могут быть выражены не только существительными, но и прилагательными, обозначающими признаки.

- Хорошо быть таким учеником.

Он справится с любым заданием, все одолеет, осилит.

(Предложение записано на раскладной доске заранее).

- Что общего у этих слов?

Вывод. Синонимы выражены глаголом, обозначают действие.

Общий вывод. Синонимы могут обозначать предмет, действие, признак.


5.Устная работа. Подберите к заданным словам синонимы из 4 букв.

Приятель - друг

Противник - враг

Солдат - воин, боец

Шагать - идти

Красный - алый

Родник - ключ

Доктор - врач.

6.Самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.

Задание: выписать из текста выделенные слова и подобрать к ним синонимы.

1.Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку.

2.Урок кончился, детвора высыпала во двор и обступила Павку.

3.На работе фокусов не выкидывай, а выполняй все, что надо; ежели и оттуда тебя выставят, то я тебя так разрисую, что дальше некуда.

4.В горячие для буфета часы Павка носился, как угорелый, с подносами, прыгал через четыре-пять ступенек вниз, в кухню и обратно.

(Н. Островский).

Вариант 2.

Задание: в данных парах предложений найти и выписать синонимы.

1.Пастух сторожит, а волк стережет. - Не пускай козла в огород караулить. (Пословицы).

2.Тренер наблюдает за выполнением упражнений. - Учитель следит за работой учащихся.

3.Изменник и трус одного поля ягоды. - Предателя и ворон не клюет. (Пословицы).

4.Ложь приносит позор самому лжецу. - Обман - орудие злых. (Пословицы).

После выполнения работы учащиеся меняются листочками и проверяют работу соседа, выставляют свою оценку. Затем листочки сдаются на проверку учителю.


7.Устная работа с текстом.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из повести М. Горького «Детство». Какие синонимы вы заметите? Какой часть речи они являются?

1.Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

  • А коли так - высечь надо!

И снова спросил меня:

  • Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

  • Нет. Максим не бил его, да и мне запретил.

  • А я вот в субботу Сашку за наперсток пороть буду.

  • Как это пороть? - спросил я.

Все засмеялись, а дед сказал:

  • Погоди, увидишь...

Притаившись, я соображал: пороть - значит расшивать платья, отданные в краску, а сечь и бить - одно и то же, видимо.

2.Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал...

3.Я спросил:

  • Разве еще сечь будут?

  • А как же? - спокойно сказал Цыганок. - Конечно, будут! Тебя, поди-ка, частенько будут драть.

8.Песенка «Синонимы».

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать песенку, постарайтесь запомнить синонимы, которые в ней прозвучат.


9.Итог.

  • Итак, подходит к концу наш урок, посвященный изучению синонимов. Давайте повторим еще раз что же это за слова такие?

(Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.)

  • Правильно, мы убедились, что синонимы имеются и среди существительных, и среди прилагательных, и среди глаголов. Приведите, пожалуйста, примеры.

(доктор - врач; бежать - нестись - гнаться; прилежный - старательный).

  • Хорошо, а для чего употребляются синонимы в речи?

(синонимы нужны для того, чтобы чтобы речь была образной, точной, разнообразной.)

  • Могут ли знания по данной теме пригодиться нам в жизни?


10.Домашнее задание:

упражнение 357.

© 2010-2022