Рабочая программа элективного курса Культура речи. Языковая норма

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковая норма" рассчитана на 17 часов и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Содержит паспорт, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, поурочное планирование и требования к уровню подготовки учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов

«Культура речи. Языковая норма» (17 часов)


Уровень основного общего образования



Составитель: учитель русского языка Черняева Елена Васильевна, Санкт-Петербург


Паспорт

Основание для разработки программы:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г

Образовательная программа ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт-Петербурга

Программа «Культура речи. Языковая норма» Г.И. Дудиной (Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы / авт.-сост. Дудина Г. И. / Пташкина В. Н.- Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.)

УМК Давыдова. Русский язык и культура речи. М.: Экзамен

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт -Петербурга программа определяет приоритеты в содержании базового образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт -Петербурга программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.

Категория обучающихся: учащиеся 9 классов ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт -Петербурга

Сроки освоения программы: 0,5 года

Режим занятий: 1 часа в неделю

Объем учебного времени: 17 часов

Форма контроля: проект, контрольная работа, зачет

Программа курса по выбору предназначена для учащихся 9 класса ГБОУ Школы № 268, выбирающих профиль дальнейшего обучения и создающий условия для изучения русского языка на профильном уровне в старшей школе. Данный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить свои знания по русскому языку, и создает условия для успешной сдачи ОГЭ.


Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору для 9 классов разработана в соответствии с:

-нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепленными в ст. ст 28, 48 (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ)

- требованиями Стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 05.03. 2004 г. № 1089);

-Учебным планом ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт-Петербурга

- авторской программой Г.И. Дудиной «Культура речи. Языковая норма» (Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы / авт.-сост. Дудина Г. И. / Пташкина В. Н.- Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с)

-возможностями УМК: Давыдова. Русский язык и культура речи. М.: Экзамен

- особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (смотри ООП ГБОУ Школы №268).

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Для достижения указанной цели предлагается система занятий по культуре речи для 9 класса. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурной речью - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т.д.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает различные услуги.

Содержание занятий представляет собой единство процесса усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения. Отсутствие технологии в федеральном компоненте по Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего образования из регионального компонента дополнительно взяты 2 часа в неделю в 9-ом классе (70 часов), для преподавания курсов по выбору. Данная программа рассчитана на 17 часов.

Назначение курса - создание условий для выбора направления дальнейшего обучения.

Цель курса: повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает прежде всего формирование умения оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.

Для достижения указанной цели предлагается система занятий по культуре речи. Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи-своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий.

Предлагаемый курс ставит задачи:

-продолжить знакомство учащихся с основами знаний о речи, качествах речи, с основными нормами современного русского литературного языка;

-научить анализировать речевые образцы;

-научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях.

-развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений.

Содержание курса «Культура речи. Языковая норма» представляет собой единство процесса усвоения теории речевого общения и процесса формирования нормативного уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • тренировочные упражнения,

  • практикум,

  • знакомство с многоаспектностью существования слова,

  • викторины, творческие работы,

  • исследовательская и проектная деятельность.

Программа курса «Культура речи. Языковая норма» для учащихся 9-х классов соответствует познавательным возможностям школьников, развивает их учебную мотивацию через опыт работы на уровне повышенных требований. Программа курса представляет собой расширенный, углубленный вариант изучения вопросов, связанных с культурой речи, и включает темы, не нашедшие отражения в действующих базовых программах, но необходимые для речевой подготовки учащихся.

В программе расширена понятийная основа обучения культуре речи, язык соотнесен с действительностью непосредственно (культура общения). С этой целью предлагается углубление сведений из области орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики, рассмотрение различных языковых средств с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения, ориентация учащихся на экологический подход к процессу засорения языковой среды внелитературной лексикой. Таким образом, предложенный элективный курс «Культура речи. Языковая норма» для учащихся 9 классов отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность.

Известный американский политик Д. Уэбстер сказал очень мудрые слова: «Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел». Может быть, предложенный материал поможет так организовать процесс обучения, чтобы каждый учащийся понял, как могущественно слово и как важно научиться это могущество использовать во благо. Если это произойдет, выпускник школы сможет поделиться секретом успеха: «Хотите быть успешными? Учитесь говорить правильно!»

Формы проведения занятий

Лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль, взаимоконтроль. Методы контроля устный опрос, анализ выступления, решение проблемных задач.

Виды контроля: текущий, итоговый. Текущий контроль уровня знаний учащихся производится на каждом учебном занятии на индивидуальном, групповом или фронтальном уровнях (выполнение индивидуального/ группового задания; опрос; самостоятельная работа) без выставления отметок. На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса, выставляется зачет/не зачет.

Используемые технологии:

−здоровьесберегающие, организации самостоятельной работы, творческой деятельности, информационные, организации группового взаимодействия, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности.

Планируемый результат обучения

  • Формирование речевой грамотности, навыков конструирования текста;

  • Практическое использование лексических знаний и умений;

  • Самоопределение в выборе профиля дальнейшего обучения.


Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

общее

С ИКТ

1

Введение. Понятие культуры речи

2

1

практикум

2

Аспекты культуры речи

6

1

практикум

3

Культура монологической речи. Виды речи

4

2

практикум

4

Анализ текста

2

1

практикум

5

Публичное выступление

3

1

Зачет


Всего

17

6



Содержание программы

представляет собой единство процесса усвоения теории речевого общения и процесса формирования нормативного уместного использования языковых средств в разнообразных

условиях общения.

Культура речи, еѐ предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический.

Основные понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Нормативный аспект культуры речи, его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические и грамматические. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Этико - социальные аспекты культуры речи. Понятие монологической речи, ее композиция и основные этапы подготовки. Анализ монологической речи . Виды речи. Приветственная речь. Информационная речь. Агитационная речь. Анализ текста. Схема анализа текста. Изобразительно-выразительные средства языка (основные тропы и стилистические фигуры речи). Фигуры речи.

Публичные выступления. Ораторское искусство Древней Греции и Древнего Рима. Подготовка к публичному выступлению. Общие рекомендации по подготовке к публичному выступлению. Выработка уверенности в себе. Техника речевой импровизации

Проблема первого впечатления. Личность оратора. Зрительно воспринимаемые элементы речи: 1) внешность, 2) манеры, 3) поза, 4) жесты и мимика.

Поурочное планирование

№ п/п

Дата

Тема

Тип урока Методы

ТСО ИКТ ЦОР

Вид и методы контроля

Виды деятельности учащихся

Планируемый результат

1


Культура речи, еѐ предмет и задачи. Основные аспекты

культуры речи.

комбинированный

доклад

Вводная лекция с элементами беседы

Формирование представлений об основных базовых понятиях культуры речи и ее основных аспектах

2


Основные понятия культуры речи. Язык как система.

комбинированный

презентация

доклад

лекция с элементами беседы работа со словарями

Знание трех составляющих компонентов культуры речи:нормативного.коммуникативного и этического

3


Нормативный аспект культуры речи, его основные особенности

комбинированный

тест

практическая работа со словарями

Формирование предсталения о языковой норме и ее видах

4


Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм

комбинированный

практикум

редактирование текстов работа со словарями

Умение классифицировать языковые нормы:орфоэпические.лексические и грамматические.

5


Коммуникативные качества речи.

комбинированный

проект

выступления учащихся

Умение оценивать речь с точки зрения ее коммуникативных качеств:точности.понятности.чистоты и богатства

6


Точность, понятность,

чистота, богатство речи.

комбинированный

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 кл».

редактирование текста

редактирование текстов

Формулировать умения правильной. точной .логичной. уместной и выразительной речи Умение применять на практике

7


Этико - социальные аспекты культуры речи.

комбинированный

редактирование текста

практическая работа

Формирование прдставления о культуре речевого поведения и речевом этикете, об этических нормах общения

8


Этико - социальные аспекты культуры речи.

комбинированный

анализ текстов

практическая работа

Понятие о речевом этикете и системе устойчивых формул общения знание грамматических средств выражения вежливости в русском языке умение применять на практике

9


Культура монологической речи

комбинированный

публичное выступление

выступление учащихся

Знание отличительных особенностей монологической речи Монолог и диалог. Виды монологической речи по цели высказывания.

10


Виды речи. Приветственная речь

комбинированный

диск

публичное выступление

выступление учащихся

Умение классифицировать виды монологической речи: информационная , убеждающая и побуждающая

11


Информационная речь.

комбинированный

анализ текстов

лекция с элементами беседы

Умение определять разновидности информационной речи: отчеты, доклады, сообщения объявления

12


Агитационная речь.

комбинированный

диск

анализ текстов

выступление учащихся

Представление о жанрово-стилистических и функционально-смысловых особенностях речи ,выбор типа монолога в соответствии в этими особенностями

13


Анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

презентация

комплексный анализ текста практикум

практическая работа

Умение комплексно анализировать текст

14


Фигуры речи

изучение нового

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 кл».

практикум

лекция с элементами беседы

Знание фигур речи ,их назначения и особенностей. Классификация фигур речи Понятие о тропах и стилистических фигурах

15


Ораторское искусство

комбинированный

диск

публичное выступление

лекция с элементами беседы

Формирование представления о риторике ,о свойствах ораторской речи .Знание особенностей композиции и стиля

16


Публичные выступления учащихся

комбинированный

публичное выступление

выступление учащихся

Умение выступать с публичной речью

17


Зрительно воспринимаемые элементы речи. Подведение итогов

Контрольно-обобщающий

комплексный анализ текста зачет

комплексный анализ текста

Умение применять знания о невербальном речевом воздействии Невербальные сигналы

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения элективного курса на базовом уровне в 9 классе ученик должен

уметь чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владеть культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т. д.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Дополнительная литература для учащихся:

Давыдова. Русский язык и культура речи. М.: Экзамен

Дополнительная литература для учителя:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.

3. Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы / авторы-составители Г.И. Дудина, В.Н. Пташкина. - Волгоград: Учитель, 2009.

4. Штрекер, Н.Ю. Русский язык. Культура речи: учебное пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Щербинина, Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: учебное пособие для вузов / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта / Наука, 2004.

Электронные ресурсы:

Сайт ФИПИ fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html


© 2010-2022