Турнир знатоков по фонетике в 5 классе

Описание. Данный урок даёт возможность в игровой форме подвести итоги изучения фонетики в 5 классе, выявить, насколько дети владеют материалом по программе. Разнообразные формы заданий: логорифы и метаграммы, блиц-опросы и каверзные вопросы, шуточные вопросы и задания, закодированные слова -  не дадут скучать,будут требовать, чтобы ученики вспоминали, думали, стремились ответить первыми, а возможность получить приз заставляет их более активно работать. И завершающая фаза: подведение итогов и наг...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Зайцевская основная общеобразовательная школа»


Турнир знатоков по фонетике в 5 классе

В 5 классе.

Условия: вопросы и задания отпечатаны и разложены на столе. Первым выбирает вопрос ученик, быстрее других отгадавший загадку. Если на поставленный вопрос отвечает правильно, получает балл и снова выбирает вопрос. Если не отвечает на вопрос, дается возможность ответить первому, поднявшему руку.

За правильный ответ - 1 балл. Победитель тот, кто больше наберет баллов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ,

1.Отгадайте загадку: Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

- Сколько раз встречается звук (ш) и какими буквами он обозначается?

- - Сколько раз встречается звук (п) и какими буквами он обозначается?

2. Объясните, почему А.С.Пушкин в «Сказке о мертвой царевне» рифмует:

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

3. Почему звук (ц) можно назвать одиноким?

4. Составьте алфавитный список фамилий: Крючков, Кузнецов, Кузнецова, Кузьмин, Корчагин, Капустина.

Метаграмма: Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени -

Я по болоту зашагаю.

5. Блиц-опрос (до 5 очков)

* Сколько букв в алфавите? *Сколько гласных звуков? * Сколько гласных букв?

* Сколько согласных букв? * Какие 2 буквы называют немыми?

Логориф: Его как память давних ран Несет меня с трудом старик,

На теле носит ветеран. Но если Ю прибавить, вмиг

Наоборот его прочти - К нему придет на помощь тот,

И грянет музыка в пути. Кто без труда меня несёт.

6. Блиц - опрос. (до 5 очков).

* Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит?

*Что изучает раздел науки о языке ФОНЕТИКА?

* Что изучает раздел ГРАФИКА?

*Чему учит нас ОРФОЭПИЯ?

* Каких звуков мы употребляем в речи больше - гласных или согласных?

7. Приведите примеры слов, в которых буквами б,в,г,д,ж,з обозначаются глухие согласные звуки. Как называется этот процесс?

8. Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?

9. Какие слова нельзя разбить для переноса?

10. Что общего в сочетаниях: чн ,чк, нч, нщ, рщ, щн, ст, нт?

11. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука?

12. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось другое слово. Лён - цифра (ноль), лей - дерево (ель), лоб - настил (пол), люк - мешок - куль, ток - животное (кот), шёл - неправда (ложь), шей - просьба (ешь), куб - связка (пук), лёд - материал для крыши (толь).

13. Дана пропорция б\п=д\? Как её решить?

14.Игорь написал прописью: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Допустил ли он ошибку в вычислениях?

15. Проставьте вместо чёрточек согласные буквы. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех подобрал слова.

-ʼ е -ʼ е - ; -ʼ у- а; - - о -а -ʼ -ʼ; - о - - -ʼе - ; -ʼ е - -ʼ и - у -; - ы - -ʼ е - о -;

16. Не ошибитесь! Чтобы прочитать закодированные слова, достаточно хорошо знать алфавит.

1. - 9,1,4,1,5,12,1. 3. - 2,21,12,3,29.

2. - 9,3,21,12,10 4. - 22,16,15,6,20,10,12,1.

17. Вопросы- шутки: 1. Какое слово состоит из 7 одинаковых букв? 2.Какие сто букв могут остановить движение транспорта? 3. Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, но в дыне нет. Что это? 4. Есть в яблоке и в сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет. 5 В каком слове сорок гласных?

18. Назовите одинаковые согласные звуки в сочетаниях: ГОРЯЧИЙ БУЛЬОН; ВКУСНЫЕ ТЕФТЕЛИ.

19. Метаграммы: С твердым Л я на стене,

Книга, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на раздолье.

С глухим траву она съедает, со звонким и листочки объедает.

20. Подведение итогов и награждение победителей.

Составила Учитель русского языка и литературы Муравская В.В.

© 2010-2022